паустовский первый снег

Подготовка

Паустовский первый снег

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 612 666
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 577 162

Старик Потапов умер через месяц после того, как Татьяна Петровна поселилась у него в доме. Татьяна Петровна осталась одна с дочерью Варей истарухой нянькой.

Маленький дом – всего в три комнаты – стоял на горе, над северной Рекой, на самом выезде из городка. За домом, за облетевшим садом, белела березовая роща. В ней с утра до сумерек кричали галки, носились тучами над голыми вершинами, накликали ненастье.

Татьяна Петровна долго не могла привыкнуть после Москвы к пустынному городку, к его домишкам, скрипучим калиткам, к глухим вечерам, когда было слышно, как потрескивает в керосиновой лампе огонь.

«Какая я дура! – думала Татьяна Петровна. – Зачем уехала из Москвы, бросила театр, друзей! Надо было отвезти Варю к няньке в Пушкино – там не было никаких налетов, – а самой остаться в Москве. Боже мой, какая я дура!»

Но возвращаться в Москву было уже нельзя. Татьяна Петровна решила выступать в лазаретах – их было несколько в городке – и успокоилась. Городок начал ей даже нравиться, особенно когда пришла зима и завалила его снегом. Дни стояли мягкие, серые. Река долго не замерзала; от ее зеленой воды поднимался пар.

Татьяна Петровна привыкла и к городку, и к чужому дому. Привыкла к расстроенному роялю, к пожелтевшим фотографиям на стенах, изображавшим неуклюжие броненосцы береговой обороны. Старик Потапов был в прошлом корабельным механиком. На его письменном столе с выцветшим зеленым сукном стояла модель крейсера «Громобой», на котором он плавал. Варе не позволяли трогать эту модель. И вообще не позволяли ничего трогать.

Татьяна Петровна знала, что у Потапова остался сын-моряк, что он сейчас на Черноморском флоте. На столе рядом с моделью крейсера стояла его карточка. Иногда Татьяна Петровна брала ее, рассматривала и, нахмурив тонкие брови, задумывалась. Ей все казалось, что она где-то его встречала, но очень давно, еще до своего неудачного замужества. Но где? И когда?

Моряк смотрел на нее спокойными, чуть насмешливыми глазами, будто спрашивал: «Ну что ж? Неужели вы так и не припомните, где мы встречались?»

– Нет, не помню, – тихо отвечала Татьяна Петровна.

– Мама, с кем ты разговариваешь? – кричала из соседней комнаты Варя.

– С роялем, – смеялась в ответ Татьяна Петровна.

Среди зимы начали приходить письма на имя Потапова, написанные одной и той же рукой. Татьяна Петровна складывала их на письменном столе. Однажды ночью она проснулась. Снега тускло светили в окна. На диване всхрапывал серый кот Архип, оставшийся в наследство от Потапова.

Татьяна Петровна накинула халат, пошла в кабинет к Потапову, постояла у окна. С дерева беззвучно сорвалась птица, стряхнула снег. Он долго сыпал белой пылью, запорошил стекла.

Татьяна Петровна зажгла свечу на столе, села в кресло, долго смотрела на язычок огня, – он даже не вздрагивал. Потом осторожно взяла одно из писем, распечатала и, оглянувшись, начала читать.

«Милый мой старик, – читала Татьяна Петровна, – вот уже месяц, как я лежу в госпитале. Рана не очень тяжелая. И вообще она заживает. Ради бога, не волнуйся и не кури папиросу за папиросой. Умоляю!»

«Я часто вспоминаю тебя, папа, – читала дальше Татьяна Петровна, – и наш дом, и наш городок. Все это страшно далеко, как будто на краю света. Я закрываю глаза, и тогда вижу: вот я отворяю калитку, вхожу в сад. Зима, снег, но дорожка к старой беседке над обрывом расчищена, а кусты сирени все в инее. В комнатах трещат печи. Пахнет березовым дымом. Рояль, наконец, настроен, и ты вставил в подсвечники витые желтые свечи – те, что я привез из Ленинграда. И те’ же ноты лежат на рояле: увертюра к «Пиковой даме» и романс «Для берегов отчизны дальной…» Звонит ли колокольчик у дверей? Я так и не успел его починить. Неужели я все это увижу опять? Неужели опять буду умываться с дороги нашей колодезной водой из кувшина? Помнишь? Эх, если бы ты знал, как я полюбил все это отсюда, издали! Ты не удивляйся, но я говорю тебе совершенно серьезно: я вспоминал об этом в самые страшные минуты боя. Я знал, что защищаю не только всю страну, но и вот этот ее маленький и самый милый для меня уголок – тебя, и наш сад, и вихрастых наших мальчишек, и березовые рощи, за ре-коп и даже кота Архипа. Пожалуйста, не смейся и не качай головой.

Может быть, когда выпишусь из госпиталя, меня отпустят ненадолго домой. Не знаю. Но лучше не жди».

Татьяна Петровна долго сидела у стола, смотрела широко открытыим глазами за окно, где в густой синеве начинался рассвет, думала, что нот со дня на день может приехать с фронта в этот дом незнакомой человек и ему будет тяжело встретить здесь чужих людей и увидеть все совсем не таким, каким он хотел бы увидеть.

Утром Татьяна Петровна сказала Варе, чтобы она взяла деревянную лопату и расчистила дорожку к беседке над обрывом. Беседка была совсем ветхая. Деревянные ее колонки поседели, заросли лишаями. Л сама Татьяна Петровна исправила колокольчик над дверью. На нем была отлита смешная надпись: «Я вишу у дверей – звони веселей!» Татьяна Петровна тронула колокольчик. Он зазвенел высоким голосом. Кот Архип недовольно задергал ушами, обиделся, ушел из прихожей: веселый звон колокольчика казался ему, очевидно, нахальным.

Днем Татьяна Петровна, румяная, шумная, с потемневшими от волнения глазами, привела из города старика настройщика, обрусевшую чеха, занимавшегося починкой примусов, керосинок, кукол, гармошек и настройкой роялей. Фамилия у настройщика была очень смешная: Невидаль. Чех, настроив рояль, сказал, что рояль старый, но очень хороший. Татьяна Петровна и без него это знала.

Когда он ушел, Татьяна Петровна осторожно заглянула во все ящики письменного стола и нашла пачку витых толстых свечей. Она вставила их в подсвечники па рояле. Вечером она зажгла свечи, села к роялю, и дом наполнился звоном.

Когда Татьяна Петровна перестала играть и погасила свечи, в комнатах запахло сладким дымом, как бывает на елке.

Варя не выдержала.

– Зачем ты трогаешь чужие вещи? – сказала она Татьяне Петровне. – Мне не позволяешь, а сама трогаешь? И колокольчик, и свечи, а Рояль – все трогаешь. И чужие ноты на рояль положила.

Конспект урока по развитию речи в 5-м классе по теме «Изложение с языковым анализом по тексту К.Г.Паустовского «Первый снег»
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) на тему

Данный урок позволяет закрепить понятие » изложение с языковым анализом», показать систему языковых средств, используемых в тексте.

Предварительный просмотр:

Конспект урока по развитию речи в 5-м классе по теме: «Изложение с языковым анализом по тексту К.Г. Паустовского «Первый снег»»

  1. закрепить понятие “изложение с языковым анализом”; показать систему языковых средств, использованных в тексте;
  2. обогатить язык учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими средствами языка; содействовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся; помочь понять учащимся идею, композицию, детали, связи и зависимости текста; развивать творческие возможности учащихся;
  3. научить понимать и ценить красоту русского языка.

Оборудование: школьная доска, учебник 5 класса, иллюстрации к рассказу.

На доске записан план текста.

  1. Странные ощущения.
  2. “Мертвая” тишина.
  3. За стеклами все было снежно и безмолвно.
  4. За два часа так необыкновенно изменилась земля.
  5. .
  6. .

Даны слова для орфографической работы: показалось, закачалось, прислушивался, посапывает, показывали, увидев, необыкновенная, стеклянная, застенчивая.

1. Оргмомент, целеполагание

2. Вступительная беседа.

3. Чтение текста учителем.

4. Беседа по тексту:

– пояснение и уточнение его содержания;

– выявление темы и идеи текста;

– объяснение структуры текста.

5. Коллективная работа над планом.

6. Повторное чтение текста и его языковой анализ.

7. Написание изложения: черновик (25 мин.), чистовик (15 мин.)

1. Оргмомент, целеполагание.

Ребята, сегодня мы на уроке будем писать изложение с языковым анализом. Суть этой работы заключается в том, чтобы выявить, какие языковые средства отобраны автором при создании текста и с какой целью он это делал.

2. Вступительная беседа.

Учитель: “Первый снег” — рассказ К.Г. Паустовского, который входит в его книгу “Летние дни”. Работая над этим текстом, мы еще раз внимательно рассмотрим, как строится повествование, как автор строго отбирает материал, обратим внимание на лексику и синтаксические особенности предложений.

К.Г.Паустовский — это знакомый вам писатель, вы уже знаете некоторые его произведения. Вы знаете, что он очень любил природу, вот почему в его книгах так много рассказов о животных, птицах, о лесе, о травах и цветах. Но он не только любовался природой, он хотел найти в ней объяснение человеку — его поступкам, мыслям, его желаниям.

Ребята, многим из вас уже исполнилось 9-10 лет, вы уже не один раз видели первый снег. Конечно, первый снег всегда тает, приносит грязь и слякоть, но, несмотря на это, мы всегда рады первому снегу, земля преображается, покрывается белоснежным пушистым ковром. А какие чувства у вас вызывает первый снег?

Уч-ся: (ответы на вопрос).

Учитель: А теперь давайте прочитаем рассказ К.Г.Паустовского “Первый снег”, где он описывает свои чувства, когда, проснувшись, увидел за окном первый снег.

3. Чтение текста учителем.

1) Однажды ночью я проснулся от странного ощущения.

2) Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют “мертвой”. Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.

3) Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну — за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг.

4) Когда же выпал первый снег? Я подошел к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа.

Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа.

5) Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.

6) Проснулся Рувим. Он долго смотрел в окно, вздохнул и сказал :

– Первый снег очень к лицу земле.

Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.

Учитель: Рувим — это человек, который путешествовал вместе с Паустовским.

4. Беседа по тексту.

Учитель: Понравился ли вам рассказ? Почему? Что вы мысленно увидели, когда слушали рассказ?

Учитель: Определите тип речи и стиль этого текста. Докажите свое мнение.

Уч-ся: Это повествовательный тип речи, так как в тексте говорится о событии, он отвечает на вопрос “что произошло?”, к тексту можно сделать одну фотографию. Преобладают глаголы, обозначающие движение и состояние. Стиль — художественный, так как основная его цель — воздействовать на чувства читателей.

Учитель: Назовите тему текста, о чем он?

Уч-ся: Из этого рассказа мы узнаем, какие чувства, ощущения испытал автор, когда увидел, что выпал первый снег. Это также рассказ о том, как изменилась земля после того, как выпал первый снег.

Учитель: Повествование озаглавлено “Первый снег”. Что отражено в заглавии: тема или идея текста?

Уч-ся: В заглавии отражена тема. Идея, главная мысль текста другая. Автор говорит нам, читателям: “Человек, остановись, посмотри, как прекрасен этот мир, как чиста природа, полюбуйся этой красотой”.

5. Составление плана.

Учитель: На доске записан план этого текста, он состоит из шести частей. Четыре из них озаглавлены. Остальные части вам нужно будет озаглавить. Но вначале найдем в тексте эти шесть частей.

(Учитель и ученики отмечают в тексте шесть частей в соответствии с планом).

Учитель: Можно ли оставить заголовки первых четырех пунктов такими, какими они записаны на доске. Почему?

Уч-ся: Я думаю, что первые четыре части можно озаглавить так, как они озаглавлены на доске. В первой части говорится о странном ощущении, во второй части — о “мертвой” тишине, так как все умерло: и дождь, и ветер, и сад; в третьей — о том, что увидел автор в окно; в четвертой части говорится, о чем подумал автор.

Учитель: Озаглавьте пятую и шестую части. Объясните свой выбор.

Уч-ся: Пятую часть можно озаглавить “Визит птицы”, “Птица за окном”, потому что в ней говорится о том, что в сад прилетела птица. Шестую часть можно озаглавить “Первый снег очень к лицу земле”. Это главная мысль шестой части.

6. Языковой анализ текста.

Учитель: А теперь давайте займемся главной нашей работой — посмотрим, какие языковые средства и почему использовал автор в своем тексте.

Текст начинается со слова “однажды”. Такое начало характерно для повествовательного типа речи. Слова “однажды”, “как-то раз”, “когда-то”, “некогда” удобны, чтобы начать сообщение о каком-либо случае, событии, происшествии. Выбор автором такого начала вполне закономерен, потому что он пишет рассказ, то есть литературно-художественное повествование.

В первом предложении он указывает, при каких обстоятельствах и с кем произошло событие, о котором будет рассказано. На слова “странное (ощущение)”, “оглох (во сне)” падает логическое ударение. Эти слова автор использовал для того, чтобы подготовить нас к рассказу о переходе осени в зиму, о первом снеге.

— Ребята, какие слова в первом абзаце употреблены в переносном значении?

Уч-ся: В переносном значении употреблены “мертвая” тишина, умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад.

Учитель: Что достигается употреблением этих слов в переносном значении? Сравните: необыкновенная, необычная, особенная, особая — “мертвая” тишина; перестал дождь — умер дождь, прекратился ветер — умер ветер; затих шумливый, беспокойный сад — умер сад.

Уч-ся: Употреблением слов “мертвая”, “умер” автор хочет подчеркнуть абсолютную тишину, без единого звука, такую необычную, что человеку кажется, что он оглох.

Учитель: Что нарушает эту тишину?

Уч-ся: Эту тишину нарушает только посапывание кота.

Учитель: Это дополнение про кота неслучайно. Затихла природа не только за окном, тишина и в доме. Это посапывание кота подчеркивает тишину. Все спит.

— А почему же сад был “шумливый”, “беспокойный”?

Уч-ся: Сад был такой, потому что вечером дул ветер, качались деревья, ветки бились друг о друга, и это создавало шум. А то, что деревья качались, создавало впечатление, что сад о чем-то беспокоится.

Учитель: Подберите синонимы к словам “шумливый”, “беспокойный”.

Уч-ся: Сад шумный, волнующийся, трепещущий.

Учитель: Объясните постановку запятых в первом абзаце.

(Ученики вместе с учителем разбирают постановку запятых).

Учитель: Прочитаем второй абзац. Подумайте, почему свет в нем назван “белым” и “ровным”?

Уч-ся: Свет был белый, потому что он исходил от снега. Свет был ровный, потому что исходил от всего снежного полотна. Этот ровный свет не могут прервать плывущие по небу тучи.

Учитель: Как автор избегает повторения слова “окно”?

Уч-ся: Вместо слова “окно” автор пишет “за стеклами”. Этим он избегает нежелательного повтора.

Учитель: Обратите внимание, во втором абзаце автор опять говорит о тишине. Какое слово указывает на тишину?

Уч-ся: На тишину указывают слова: “. было снежно и безмолвно”.

Учитель: Почему вокруг луны переливался желтоватый круг?

Уч-ся: Небо было туманным, поэтому луна светила неярко, и этот свет как бы переливался.

Учитель: Луна желтоватая, но не желтая. Этот суффикс -оват- указывает на неполноту признака, луна слегка желтая.

— “Стояла одинокая луна”. Почему автор говорит, что луна одинокая? В прямом или переносном значении дано это слово?

Уч-ся: Слово дано в переносном значении, одинокими могут быть только люди. Этим словом автор говорит, что луна также одинока в небе, как и он одинок на земле. Ведь все спят, автор стоит один у окна, среди тишины земной, как луна среди тишины небесной.

Учитель: В третьем предложении второго абзаца между двумя простыми предложениями стоит тире. Этот знак как бы указывает на две противоположные стороны от окна: одна сторона- это комната, где стоит автор; другая, противоположная, — это снежный сад. Два контраста: дом и улица, тепло и холод. И везде тишина.

Прочитайте четвертую часть текста. Определите главную мысль.

Уч-ся: Главная идея в следующих словах: “. за два часа так необыкновенно изменилась земля”.

Учитель: И опять встречается слово “необыкновенно”, в первом абзаце уже встречалось подобное выражение “необыкновенная тишина”. Автор говорит нам: “Это необычное явление, оно редкое, не пропустите его”. А теперь послушайте: “. за два коротких часа поля, леса, сады заворожила стужа”. Что значит “заворожила”? Подберите синонимы.

Уч-ся: “Заворожила” — это значит, покрыла снегом, можно сказать, укутала, околдовала, одела в белые одежды.

Учитель: Как точно употребил автор слово “заворожила”, оно вбирает в себя значения всех перечисленных вами синонимов. В предложении “ . за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа” имеется повтор слов, который передает удивление, недоумение автора: “Как за два часа земля могла так измениться?”

— Ребята, с чем сравнивает автор снег? Почему?

Уч-ся: Снег сравнивается со стеклянным дождем, потому что каждая снежинка блестит и переливается при лунном свете.

Учитель: И опять упоминается о тишине: “Потом снова все стихло”. Обратите внимание, сколько много глаголов в четвертой и пятой частях текста: я увидел, птица села, ветка закачалась, посыпался снег, птица поднялась, полетела, снег сыпался, все стихло. Даже если мы употребим только подлежащее и сказуемое, все равно будет понятно, что произошло за окном. Но чего не хватает получившемуся тексту без второстепенных слов?

Уч-ся: Без второстепенных членов отсутствуют те подробности, благодаря которым текст становится интересным, запоминающимся, художественным.

Учитель: Прочитайте последний абзац. Мы его назвали “Первый снег очень к лицу земле”. Это слова Рувима. Почему автору нужно было, чтобы Рувим проснулся и сказал эти слова, а сам автор разве не мог бы этого сказать?

Уч-ся: К. Г. Паустовскому нужно было показать, что не один он восхищается этой красотой, что Рувим тоже это заметил. Это может заметить каждый человек, только нужно остановиться и посмотреть вокруг.

Учитель: Что говорится о земле, почему она сравнивается с застенчивой невестой?

Уч-ся: Земля нарядная, так как она покрыта блестящим снегом. Белая одежда считается нарядной, а также такого цвета платье у невесты. Но земля застенчивая, потому что она только в белом, без украшений.

Учитель: Запишите слова Рувима как сложное предложение.

Уч-ся: Он долго смотрел в окно, вздохнул и сказал, что первый снег очень к лицу земле.

Учитель: Выберите удобный для вас вариант, объясните постановку знаков препинания.

Далее идет работа с орфограммами (слова записаны на доске). После этого текст читается в последний раз.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Говорим правильно (28)
  • Дачные дела (34)
  • Духовные мысли (231)
  • Женщины (66)
  • Животные (14)
  • Забытые имена (50)
  • Здоровье (96)
  • Игры, флешки., компьютер.. (77)
  • Интересные новости (109)
  • Киноактеры (84)
  • балет, скульпторы (30)
  • Кинозал (70)
  • Космос (16)
  • Кулинария (172)
  • вегетарианские блюда (15)
  • Выпечка (76)
  • Изделия из пресного теста (11)
  • мясные блюда (19)
  • Салаты (21)
  • Соленья (9)
  • Соусы (10)
  • Супы (12)
  • Лечимся цветами и травами (29)
  • Мудрые изречения (97)
  • Музыкальная терапия (171)
  • Наследие (189)
  • Настроение (233)
  • Немного эрудиции (72)
  • Новогодний праздник (49)
  • О питании (17)
  • Отношения (155)
  • Праздники и даты (34)
  • Праздники православные (93)
  • Практические советы (17)
  • Природа (104)
  • Птицы (15)
  • Путешествуем (64)
  • Разное (44)
  • РИСУЕМ (27)
  • Старцы ХХ века (3)
  • Стихи (106)
  • Творчество (174)
  • Традиции (8)
  • Уход за кожей (65)
  • УЧИМСЯ (53)
  • Фотография (125)
  • фотошоп (17)
  • фРАЗЕОЛОГИЯ (5)
  • Художники (924)
  • Акварель,гуашь (134)
  • восточная живопись (11)
  • городские пейзажи (45)
  • жанровое (84)
  • женские образы (104)
  • Импрессионисты (43)
  • интерьеры (6)
  • История картины (4)
  • карандаш,графика (7)
  • Мир детства (43)
  • море,вода (9)
  • музыка и живопись (22)
  • Натюрморты (26)
  • пейзажи (98)
  • портреты (23)
  • просторы России (64)
  • цветы (71)
  • Цветы (53)
  • Читаем классику (162)
  • ШЬЕМ И ВЯЖЕМ (66)

Метки

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

К.Г. ПАУСТОВСКИЙ «СНЕГ»

Снег

“Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей”.

А.А.Пластов. «Первый снег»

Отрывок из рассказа «Прощание с летом»:

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и наконец понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мертвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.

Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну — за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг.

Когда же выпал первый снег? Я подошел к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа.

Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа.

Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.

Проснулся Рувим. Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал:

— Первый снег очень к лицу земле.

Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.

А утром все хрустело вокруг: подмерзшие дороги, листья на крыльце, черные стебли крапивы, торчавшие из-под снега.

К чаю приплелся в гости дед Митрий и поздравил с первопутком.

— Вот и умылась земля, — сказал он, — снеговой водой из серебряного корыта.

— Откуда ты это взял, Митрий, такие слова? — спросил Рувим.

— А нешто неверно?— усмехнулся дед.— Моя мать рассказывала, что в стародавние годы красавицы умывались первым снегом из серебряного кувшина и потому никогда не вяла их красота. Было это еще до царя Петра, милок, когда по здешним лесам разбойники купцов разоряли.

Трудно было оставаться дома в первый зимний день. Мы ушли на лесные озера. Дед проводил нас до опушки. Ему тоже хотелось побывать на озерах, но «не пущала ломота в костях ».

В лесах было торжественно, светло и тихо.

День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие снежинки. Мы осторожно дышали на них, и они превращались в чистые капли воды, потом мутнели, смерзались и скатывались на землю, как бисер.

Мы бродили по лесам до сумерек, обошли знакомые места. Стаи снегирей сидели, нахохлившись, на засыпанных снегом рябинах.

Мы сорвали несколько гроздей схваченной морозом красной рябины — это была последняя память о лете, об осени.

В лесах становилось все сумрачнее, все тише, и наконец пошел густой снег. Он таял в черной воде озера, щекотал лицо, порошил серым дымом леса.

Зима начала хозяйничать над землей, но мы знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, еще можно найти свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда будет трещать огонь, что с нами остались зимовать синицы, и зима показалась нам такой же прекрасной, как лето.

Оцените статью
На новый год
Добавить комментарий