леший картинки

Самоделки

Леший: картинки, фото рисунков хозяина леса, типология образа

Картинки лешего очень разнообразны, поскольку, согласно преданиям, данное мифическое существо может легко менять свой облик и являться человеку в различных ипостасях.

Леший (он же лесовик, лесовой, лешак, дух леса, хозяин леса), считается полноправным хозяином лесных просторов и внимательно следит за порядком на своих владениях. У многих народов мира присутствуют изображения этого персонажа, который представляется людям то медведем, то «живым» деревом, то здоровенным мужиком или старичком. При этом, если внимательно смотреть картинки лешего, то можно найти заметное сходство этих образов.

Часто леший показывает свое присутствие путнику не в материальной форме, а в виде дуновения ветра, сильного треска хвороста, свиста, хлопков или других резких звуков.

Отношения лешего с человеком

Обычно рисунки с изображением лешего показывают его добродушным и справедливым существом. В народе сказания о нем двойственные, — дух леса, если ему что-то не понравится в человеке, может сильно напугать его, натравить на него зверей или просто запутать дорогу. При этом тот же леший другому человеку может открыть поляны, богатые грибами и ягодами, вывести путника на нужную тропу, принести удачу в охоте и даже помочь советом.

Особое отношение у лешего к детям. Согласно преданиям он даже может забрать ребенка к себе, если увидит, что в родном доме к нему плохо относятся.

В народе принято перед тем, как войти в лес, задобрить лешего. Изображенный на рисунках персонаж очень любит различные сладости и сдобу. Поэтому, планируя прогулку по лесу, возьмите с собой сахарок или краюшку хлеба. Многие фото картинок лешего изображают того в компании лесников, охотников и пастухов, поскольку бытует мнение, что представители этих профессий знают, как заключить с ним договор о выгодном сотрудничестве.

Обзор русской демонографии (4)

В целом, поведение лешего в отношении людей не отличается дружелюбием, однако, несмотря на обилие свидетельств о безусловно недоброхотных выходках леших, этому представителю нечистой «фауны» все же не свойственны тупая свирепость и немотивированная жестокость, присущие, скажем, баннику или овиннику.

Использованные материалы:
Михаил Чулков, «Абевега русских суеверий», Москва, 1786;
С.Максимов, «Нечистая, неведомая и крестная сила», СПб, 1903;
К.Никифоровский, «Нечистики», Вильна, 1907;
«Верования крестьян Тульской губернии», «Этнографическое обозрение», 1899, №42;
«Некоторые данные по верованиям армян», «Этнографическое обозрение», 1900, №45;
«Мифологические рассказы Архангельской области», 2009;
Шапарова Н.С., «Краткая энциклопедия славянской мифологии», 2001.

Уверяют, что лешие суть мужеска и женска пола огромной величины, когда ходят они между травою, то становятся с ней равны, а когда бегают по лесам, сравниваются с высотою оных; кричат ужасно, хлопают в ладони, и откликаются на голос, когда аукают; ходящих по лесу людей обходят кругом, чем затмевают их память и принуждают заблуждаться до ночи; а потом уносят в свои жилища.

Вешаются они в лесах по деревьям; у поселян, работающих в лесу просят пирога, а взявши отходят и кричат ужасно: «шел да нашел»; уносят малых ребят в свои подземные жилища, и там их содержат, из коих иные через несколько лет освобождаются посредством пения молебнов, ежели они только будучи у леших в гостях ничего не ели. Уносимые ими ребята бывают по возвращении дики, и насилу привыкают говорить и с людями обращаться.

Лешие все косматые и великие охотники до женского пола. Ежели леший в лесу обойдет, и человек дорогу потеряет, то должно все имевшееся на нем платье выворотить и вздеть наизнанку, тогда пропадает обойдения сила, и человек, сыскав дорогу, лешего избавиться может. Сии страшилища почиталися от древних славян лесными богами.

Вотяки называют лешего Алида и уверяют, что он живет в лесу, у него одна только, да и та наизворот нога, один большой глаз и превеликая титька, которую втискивает он людям в рот, и тем их задушивает.

В ярославском Пошехонье лешего называют просто «мужичок», а в Вологодском полесовье лешему даны приметы: красный кушак, левая пола кафтана обычно запахнута за правую, а не наоборот, как все носят. Обувь перепутана: правый лапоть надет на левую ногу, левый — на правую. Глаза у лешего зеленые и горят, как угли. Как бы он тщательно ни скрывал своего нечистого происхождения, ему не удается это сделать, если посмотреть на него через правое ухо лошади.

Леший отличается от прочих духов особыми свойствами, присущими ему одному: если он идет лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями. Но в то же время он обладает способностью и умаляться. Так, выходя для прогулок, забав и шуток на лесные опушки, он ходит там малой былинкой, ниже травы, свободно укрываясь под любым ягодным листочком. Но на луга он выходит редко, строго соблюдая права соседа, называемого полевиком. Не заходит леший и в деревни, чтобы не ссориться с домовыми и банниками, особенно в те, где поют совсем черные петухи, живут при избах «двуглазые» собаки (с пятнами над глазами в виде вторых глаз) и трехшерстные кошки.

Как видим, описания внешности лешего довольно противоречивы. То он с густыми бровями, то вообще без оных, то он синеватый, то зеленоватый, то без правого уха, то востроголовый, то с крыльями, а то и вообще — с превеликой титькой. Причин этому разнообразию, полагаю, несколько. Первая из них — это умение лешего «оборачиваться», представляться в различных образах. Ну а другие причины, вероятно, кроются в эндемических особенностях, связанных с условиями среды — климат там, экология, цепи питания. Кстати, о питании леших:

Но обвинения леших в людоедстве все же единичны. Есть и другие мнения: лешие питаются лесной дичью и заблудившимся скотом, либо вообще ничего не едят.

Раз уж речь зашла о матримониальных аспектах жизни и быта леших, остановимся на них поподробнее. Здесь тоже нет единообразия в свидетельствах. Существует мнение, что в жены лешие берут дам из своего, лешачьего племени: лешачих, или лешух. Но в то же время, они не прочь вступить в связь, в том числе и в брачную, с представительницами человеческого рода.

Также лешим приписывают связи с кикиморами, болотницами, русалками и даже с Бабой-Ягой. Ну, судя по многочисленным свидетельствам о похотливости леших, исключить ничего нельзя.

От лешего и лешухи рождается уродливое существо, весьма мало похожее на своих родителей. Лешие тяготятся своим обжорливым детищем и стараются подменить его некрещеным христианским дитятею, которого немедленно превращают в лешего. Подлинный лешонок остается у мнимых родителей лет до 11 и потом скрывается в лес, откуда. однако, незримо для воспитателей, платит им вещественною благодарностью, принося даже деньги. Прикосновение громовой стрелы к такому полулешуку превращает его, как и каждого лешего, в свирепого крупного хищника — медведя, волка, рысь, орла, кои до конца своей жизни ищут возможности загубить человека.

Случается иногда, что леший вступает в сожительство с женщиной, которую он ютит в лесных тайниках, укрывая от своих непомерно ревнивых лешух. Плодом такого сожительства является вполне добродетельный лешонок, бескорыстный слуга людской, до чего, однако, сам отец и другие не допускают, а при явном упорстве лешонка губят его сородичи.

Между прочим, сведения очевидцев о леших, лешачихах и лешатах доходили до исследователей не только из русских губерний, но и с Кавказа, в частности, из Армении. Вот рассказ бабки-повитухи, принимавшей роды у лешачихи.

Это было ночью, рассказывает старуха-повитуха. Я была в постели и дремала. Слышу — зовут меня; я иду на зов; на месте, откуда раздавался зов, ничего не было, но немного подальше слышу тот же зов, иду за ним; наконец дошло до того, что я зашла в лес, перешла ручей. И очутилась у беременной лешей. Пристали ко мне духи и говорят: «если родится мальчик, ты будешь награждена очень щедро; если же родится девочка, то ты будешь задушена».

К несчастью, родилась девочка. Но я не увывала: из воску искусственным образом пополнила недостаток, чтобы девочка казалась мальчиком. Лешие новорожденную девочку приняли за мальчика и наполнили полу моей рубашки червонцами в награду. Дорогою вижу, что в рубашке не червонцы, а чешуя от лука; все разбросала по дороге, осталось до дому лишь несколько штук, и что же: эти червонцы дома оказались настоящими!

Оно, конечно, пошалить да покуролесить на свадьбе — дело простительное. Но лешие проявляют склонность к безобразиям и бесчинствам и безо всякого весомого повода — просто так.

Лешие не столько вредят людям, сколько проказят и шутят и, в этом случае, вполне уподобляются своим родичам-домовым. Проказят они грубо, как это и прилично неуклюжим лесным жителям, и шутят зло, потому что все-таки они не свой брат, крещеный человек. Самые обычные приемы проказ и шуток леших заключаются в том, что они обходят человека, т. е. всякого, углубившегося в чащу, с целью собирать грибы или ягоды, они либо «заведут» в такое место, из которого никак не выбраться, либо напустят в глаза такого тумана, что совсем собьют с толку, и заблудившийся человек долго будет кружить по лесу на одном и том же месте. Но зато, выбравшись кое-как из чащи, натерпевшийся страху искатель грибов непременно потом будет рассказывать, что он видел лешего живым, слышал его свист, его ауканья и хлопанье в ладоши.

Однако, во всех таких приключениях, нередких в деревенской жизни (особенно после гулянок со сватами и пиров с кумовьями), шаловливый и сам гульливый, леший все-таки не ведет людей на прямую погибель, как делает это настоящий дьявол. Притом от проказ лешего можно легко отчураться, прежде всего, молитвой и крестным знамением, а затем при помощи известных приемов, которым учат с малолетства. Так заблудившемуся рекомендуется присесть на первой колоде, снять с себя и выворотить наизнанку носильное платье и затем надеть на себя. Обязательно при этом также левый лапоть надеть на правую ногу, или правую рукавицу на левую руку. Если же в беду попало двое или трое, то им следует всем перемениться одеждой, предварительно выворотив ее наизнанку. Можно точно так же вызволиться из беды, проговорив любимую поговорку лешего, которую удачливые люди успели подслушать у него издали: «шел, нашел, потерял». А кто спохватится закричать: «овечья морда, овечья шерсть», перед тем леший исчезает с криком: «а, догадался!»

У лешего нет доброты домового, нет и проявляющейся изредка признательности водяного. Он — дик и неумолим, его можно разве обмануть, провозгласив при вступлении в лес неверное направление предполагаемого пути, или против козней его принять предупредительные меры, одев на опушке платье наизнанку. Не сделано этого — леший немедленно приступает к жертве и со злорадством любуется ее томлением и вообще несчастиями: сбив с надлежащего направления, он заставляет человека бродить лесом по нескольку часов, проходить по одному и тому же месту несколько раз, заводит в глубь леса, в лесную чащобу; когда же у жертвы потеряно всякое соображение, она дошла до отчаяния, леший злорадно хохочет, и его хохот слышится верст на сорок в окружности.

Иногда, по предварительному уговору с водяным или болотником, он приводит свою жертву к ним, в их область, хотя вне сего случая леший и водная нечисть — непримиримые враги, причем водяной всегда первым напакостит лешему.

Итак, 4 (17) октября, в день, который называли Ерофеем-лешегоном, лешие, по крайней мере в некоторых регионах уходили в спячку, зимой пребывали в состоянии анабиоза, а на Благовещенье — 25 марта (7 апреля) — пробуждались. Правда, кое-где считали, что зимой лешие не спят, а устраивают в лесу вьюги.

Чтобы вызвать лешего, надо не молиться Богу на ночь и думать о нем. Он придет к человеку. Можно увидать лешего через три бороны. Взять их и поставить так, чтобы в середине между ними можно было сидеть и глядеть. Леший покажется. Смотрят также через хомут и видят лешего.

Охотники и пастухи вступают в договор с лешим, чтобы одному всегда была удача в лесу на охоте, а другому благополучно пасти стадо. Леший говорит желающим вступить с ним в договор: „Предайся мне». А договаривающий спрашивает: „Как это мне сделать?» — „Сними крест и делай все по-моему»,— скажет леший. И кто сделает так по слову лешего, тому во всем будет удача. Через несколько времени леший требует от договаривающихся, во время причастия, не глотать дары, а держать за скулами (во рту) и принести их домой, а оттуда в лес, где он живет. Там их заделать в березку, вырубив первоначально ямку в ней, вложить дары и забить. Потом выстреливают туда через плечо и таким образом навсегда предаются нечистому. Они делаются сильными колдунами, и им от лешего во всем подмога.

Существование «лесовых» внесло в жизнь и быт лесных обитателей своеобразные верования, не лишенные некоторых нравственных правил, так что миф о леших недаром просуществовал на земле тысячелетия. По народным воззрениям, леший служит как бы бессознательным орудием наказания за вольные и невольные грехи человека. Так, помимо того, что он заставляет бесконечно блуждать по лесу рассеянных людей, забывших осенить себя крестным знамением при входе в глухие чащобы,— он же является мстителем и во многих других случаях. В Никольском уезде Вологодской губ., например, леший на виду у всех унес в лес мужика за то, что тот, идя на колокольню, ругался непотребным словом.

Еще сильнее карает леший за произнесение проклятий, и, если случится, например, что роженица, потерявши в муках родов всякое терпение, проклянет себя и ребенка, то ребенок считается собственностью лешего с того момента, как только замер последний звук произнесенного проклятия. Обещанного ему ребенка леший уносит в лес тотчас по рождении, подкладывая вместо него «лесное детище» — больное и беспокойное. В случае же, если каким-нибудь чудом заклятого ребенка успеют окрестить ранее, так что взять его сразу нельзя, то леший ждет до 7 лет отрочества и тогда сманивает его в лес. Лешему дана одна минута в сутки. когда он может сманить человека. В лесу проклятые живут обыкновенно недолго и скоро умирают. А если и случится. что кто-нибудь из них выживет, то находят его в самом жалком виде: ходит он одичалым, не помнит, что с ним было, и сохраняет полнейшее равнодушие ко всему.

В соседней деревне, сказывают, такой случай был. Один мужик все сидел, бывало, на гармошке играл. А старухе матери надоело, и она в сердцах сказала: «Понеси ну-ко тя леший, надоел со своей музыкой». А время-то как раз было перед обедом, около двенадцати часов. Гармошка перестала играть, а старуха в хлопотах не заметила, что сын исчез. Потом дело к вечеру, а его все нету и нету.

Спохватилась старуха, мужиков других, мужиков собра­ла, пошли по лесу искать. Три дня не могли найти, уж и отчаялись, а на четвертый день тот мужик сам поя­вился. И сказывает, что ходил все около какого-то боло­та, слышал, над ним все кто-то смеется во всю глотку. «Чую, — говорит, — люди вокруг ходят, меня ищут, да не видят никак, я сам-то уж им кричу, а они не чуют ниче­го, хоть и рядом ходят».

Так все и плутал мужик, пока не сел на пень да не переодел сапоги с ноги на ногу. И тут мужик какой-то будто и закричал: «Хо-хо-хо, догадал­ся!» Это леший кричал. Потом леший-то отпустил мужи­ка, тот и образумился, вышел к дому. Оказалось, ходил-то вокруг болота, совсем рядом с домом.

Но главным направлением функционирования леших всегда было не выстраивание взаимоотношений с людьми, а управление зверями и птицами на вверенной территории, мониторинг и координация их деятельности. Так, леший мог натравить волков на стадо, если пастух плохо обращался со скотиной.

В лесу леший — полноправный и неограниченный хозяин: все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему безответно. Особенно подчинены ему зайцы. Они у него на полном крепостном праве, по крайней мере, он даже имеет власть проигрывать их в карты соседнему лешему. Не освобождены от такой же зависимости и беличьи стада. и если они, переселяясь несметными полчищами, и забывая всякий страх перед человеком, забегают в большие сибирские города. причем скачут по крышам, обрываются в печные трубы и прыгают даже в окна, — то дело ясное: значит лешие целой артелью вели азартную игру, и побежденная сторона гнала проигрыш во владения счастливого соперника. По рассказам старожилов, одна из таких грандиозных игр велась в 1859 году между русскими и сибирскими лешими, причем победили русские, а продувшиеся сибиряки гнали затем из тайги свой проигрыш через Тобольск на Уральские горы, в Печерскую и Мезенскую тайболы.

Кроме большой игры артелями, лешие охотно ведут и малую, между собою, с ближайшими соседями, и перегоняют зайцев и белок из колка в колок почти ежедневно. А то случается и так, что нагонят в эти колки зайцев и угонят мышей и т. д. У леших же в подчинении находятся и птицы, и в полной зависимости от них все охотники: любимцам своим они сгоняют пернатых чуть не под самое дуло. Кого же задумают наказать за непочтение к себе, — у тех всегда осечка.

Но не все лешие одинаково полез относительно безвредны для человека. В глухих и девственных белорусских лесах, именуемых пущей, существовала реликтовая разновидность леших — пущевики. И если леший, при всей его, мягко говоря, неоднозначности, все же соблюдал какие-то приличия в поведении, то пущевик — это, натурально, отъявленный супостат и каналья.

Сколько есть на земле леших, нетрудно вычислить по наличным лесным площадям, так как для каждой из них назначается отдельный леший. Если же лесная площадь велика, то и тут можно определить область лешего, которая обнимает не более семи квадратных верст. Еще удобнее определить число пущевиков, которые имеют ограниченную и тесную область, а именно — девственный лес, или лес выдающейся вышины.

Младший брат пущевика, леший, идет на кое-какую сделку с человеком: как видно было, его дети (лешата) даже благодетельствуют человеку; свирепый пущевик спешит стать поперек добрых намерений брата, чинит одно лишь зло, памятуя. что ему пришлось уйти в вековые дубравы именно из-за давних козней человека. Он не щадит ни стариков, ни детей, ни женщин, ни немощных, ни домашних животных: раз жертва зашла в пущу — ее гибель неизбежна. Косматый, поросший волокнистым мхом по всему телу, не исключая носа и глаз, гигант по росту, пущевик способен убить жертву одним своим обликом. Когда достигнута цель, он не хохочет, подобно лешему, не издевается над жертвою, а спокойно следует дальше. точно сделал заурядное дело, исполнил скромный долг.

К счастью человека, пущевики весьма редки, и есть немало пущ, где хозяйничают одни только лешие. Пущевик неповоротлив, дряхл до отупения, плохо видит, что делается у его ног. Все это помогает человеку уходить от страшного человекоподобника; при неизбежной же встрече с ним, нужно делать крутые повороты туда и сюда, да спешно оставить область пущи, дальше которой пущевик не решается делать своего старческого шага.

В Белоруссии, в западных губерниях России лешего иногда называли «гаюн», или «гаёвый дед». При этом считалось, что у него есть внучки — гаёвки, покровительницы лесных зверей и птиц. На зиму гаёвки обрастали белой шерстью, а весной ее сбрасывали, оставаясь в неглиже. Правда, порой их такое положение не устраивало, и они, случалось, подкарауливали гуляющих в лесу девушек, да и раздевали их, забирая себе платье.

В принципе, гаёвки считались существами довольно безобидными. Не такими были зазовки, водившиеся в тех же краях, лесные духи в виде красивой девушки с длинными волосами. Зазовка зазывала, заманивала мужчин и парней в лесную чащу, а те, как завороженные, следовали за ней. Редкий мужчина возвращался от зазовки; говорят, многие погибали от ее ненасытной любви. Тех же, которые все же возвращались, неодолимо тянуло назад в лес. И они, как правило, не выдерживали, уходили, чтобы больше уже никогда оттуда не вернуться. Нередко их находили потом повешенными в лесу.

Ну, и чтобы не завершать наш сегодняшний обзор на минорной ноте — уже по традиции — пара смешных картинок, про леших.

Славянская мифология: домовой, леший, русалки (8 фото)

Любое загадочное и неизвестное создание существует для человека настолько, насколько он в него верит. А если верит, то может увидеть и услышать это существо, или может ощущать его присутствие.
Для одних существование домовых, леших, русалок – это просто сказки, а кто-то искренне верит и даже рассказывает о встречах с ними, описывает их облик и повадки. Наши предки свято верили в существование разных духов и считали, что они бывают самые разнообразные и живут рядом с человеком.
И каждому духу отведено своё особое место, где он является полноправным хозяином. Так в лесу властвовал леший, на болоте кикимора болотная, в реках и озёрах проживал водяной со свитой русалок, которые служили ему. А в доме обитал домовой, да и все дворовые постройки были заняты определёнными жильцами. Наши предки рассказывали про встречи с ними, описывали их внешность и повадки, знали, как можно задобрить или обмануть их, избежать неприятностей со стороны духов.
А мы сейчас считаем все их рассказы сказками, выдумкой, мифами. Наверное, мы утратили так называемый «третий глаз», связь с природой, и эти существа стали недоступны для нашего зрения, ощущения.
А может быть они стали осторожнее, ведь человек стал считать себя укротителем природы, и вытеснил всех непонятных обитателей, да и многих зверей в непроходимые места. Может быть, они сами переселились в глушь, где не ступала нога человека и не показываются больше людям на глаза, или вообще исчезли, не вынеся загрязнённого воздуха и отравленной воды рек и озёр.

Домашние духи

Домашние духи домовой, банник, дворовой, кикимора запечная и прочие обитают в старых деревенских домах и на подворьях. Домовой живёт в доме вместе с человеком и является хозяином всех домашних духов, они у него в услужении, он управляет ими. Считается, что домашние духи более- менее дружелюбны к человеку и помогают ему в хозяйственных делах, если сам человек рачительный хозяин, заботящийся о своей скотине, о своём доме, о надворных постройках.

В славянской мифологии домовой — это добрый домашний дух, который живёт вместе с человеком.Домовой помогает человеку по хозяйству, ухаживает за домашней скотиной, очень любит лошадей. Он защищает дом от краж, от пожара и от нечистой силы.
Домовой это добрый, морщинистый старичок, косматый, всё тело у него покрыто шерстью. Таким он и родился. Со временем он будет молодеть, а когда станет похож на младенца, тогда и придёт ему время умирать. Иногда домовой может принимать облик кошки.
Домовой не причиняет хозяевам зла, если ему по нраву жильцы дома. Он заботится о доме, может предупредить о несчастье, издавая стук или хлопая дверями. А в особых случаях даже может показаться кому- то из домашних.
Домовому нравятся настоящие трудолюбивые, хозяева, которые любят и заботятся о своём доме, о семье. Домовой любит, чтобы в доме был порядок и чистота, и помогает хозяевам поддерживать чистоту.
А вот если домовой невзлюбил домочадцев, или они обидели его, тогда он становится мстительным, щиплется, оставляя на теле человека болезненные синяки. Если на теле человека сами по себе появляются такие синяки, значит, жди неприятности. Если хозяин дома не поладит с домовым и не помирится вовремя, то домовой будет мстить.
Туго тогда придётся всем домочадцам, по ночам не будет покоя, будут шуметь шишиги, а коркоруши, обернувшись чёрными кошками, будут путаться под ногами. Да и все съедобные припасы могут исчезнуть из дома, их просто съест лизун-жировик. А в дом с ближайшего кладбища приползут духи мертвецов — упыри и в доме заведутся злые духи — навии.

Дворовой – это помощник домового, он охраняет двор, домашнюю скотину, и всё, что растёт во дворе и считается не совсем добрым духом, так как недолюбливает человека и многих домашний животных, особенно белой окраски. Может мучить этих животных, и даже способен погубить, извести.
Дружит дворовой только с кошками, собаками и козлами. Внешность он имеет человеческую, но ноги у него могут быть козлиными, кошачьими и даже куриными.
Наши предки считали, что дворовой проживает на деревьях или в густых кустах и старались, чтобы все растения, деревья и цветы были ухожены. И если двор был ухожен, тогда и дворовой заставлял растения и цветы благоухать, хорошо расти и давать богатый урожай и приманивал ко двору удачу.
А если хозяева ленились, дворовой очень сердился и доводил их двор до полного запустения. Считалось, что дворовой дух может принимать облик животных и поэтому наши предки никогда не привечали и старались не пускать во двор приблудившихся животных. Чтобы дворовой не вредил людям, ему преподносили угощения, вешая их на железные вилы.

Банник обитает в бане. Это маленький старик, но обладающий большой силой. Он голый, с длинной лохматой бородой, которая вся покрыта плесенью.
Это злобный дух, способный погубить человека, моющегося в бане, усыпить и удушить горячим воздухом. Может принимать облик кота, собаки и других небольших животных, а иногда и прикидывается банным веником.
Он любит пугать людей, стуча в стену, и раскидывая горячие камни с печки — каменки. Часто может обжечь кипятком, или упарить до полусмерти, если люди, которые пришли в баню торопятся быстрее помыться или пришли не в свою очередь. Считалось, что можно мыться в три очереди, а в четвёртую очередь моется сам банник.
Наши предки побаивались банника, старались задобрить его, после мытья обязательно оставляли ему кусочек ржаного хлеба с солью. После того как все помылись, баннику наливали чистую воду в таз и оставляли свежий банный веник и хороший пар, чтобы и он попарился. А под порог новой бани закапывали чёрную курицу, принося её в жертву.
А еще не ходили в баню поздно ночью и в праздник. Считалось, что банник помогает девушкам на святочных гаданиях предсказать, какой у неё будет жених. В полночь девушки вставали у открытых дверей бани, задирали юбку, и если банник прикоснётся мохнатой рукой –то жених у девушки будет богатый, если голой рукой — жених будет бедный, а если рука будет мокрая — то жених будет пьющий.

Кикимора, чаще всего живет в лесу или на болоте, но если дом или дача находится рядом с лесом, она с радостью меняет место жительства. Ещё она поселяется в свободных домах и банях, где нет домового и банника.
Кикимора-маленькая старушка, неопрятного вида, в лохмотьях, вредная, шустрая, имеет способность становиться невидимой и быстро передвигаться. Иногда появляется в виде брошенного ребёнка и люди, проявляя сострадание, пригревают кикимору, а она в насмешку над людьми убегает, исчезает.
Считалось, что кикимора может похищать детей. Часто она пугает людей жутким воем, плачем, мешает спать, бегая по комнате и громко топая, разбивает посуду, раскидывает вещи, а если сильно разозлится, может спутать или состричь волосы и даже наваливаться на спящих людей и душить их.
Чтобы кикимора покинула дом, в сенях вешали горшок без дна или раскладывали по дому шерсть верблюда и ладан. Наши предки считали, что кикимору в дом могут подселить колдуны или плохие люди, подкинув куколку, сделанную из тряпок или щепок. И для того, чтобы избавиться от кикиморы и её проделок необходимо отыскать эту куколку и сжечь её на костре.

Духи леса и воды -Леший

Леший так же считается добрым духом. Живёт он в лесу и считается хозяином леса, он сторожит лес, ухаживает за деревьями и травами. Леший часто гуляет по лесу в окружении волков,зайцев, охраняет зверей и птиц от охотников.
Леший – это косматый старик, иногда покрытый корой, с козлиными ногами и рогатый. Он может превращаться в любых зверей или птиц ,может прикинуться деревом или кустом или грибом.
Наши предки побаивались лешего, в лесу не шумели, не свистели, не кричали, прежде чем зайти в лес по грибы или ягоды спрашивали у лешего разрешения, оставляли на пнях или тропинках ему гостинцы, блины, сало, завёрнутые в чистую ткань и перевязанные красной ниткой.
Если человек ломал деревья или убивал животных ради забавы, или разорял гнёзда птиц, поджигал лес — леший мог отомстить. Как правило, леший не губит людей, а наказывает их, может заморочить голову и завести в чащобу, и человек будет долго плутать по лесу, выбившись из сил, а леший — наказав плохого человека, будет радоваться, хохотать, хлопая в ладоши.
Чтобы избавиться от козней лешего нужно переодеть одежду изнанкой вверх, или надеть шапку задом наперед или переобуть обувь с левой ноги — на правую ногу.
Но стоит его задобрить ласковыми словами или гостинцем и попросить вывести на тропинку он обязательно поможет, так же он может указать грибное место или полянку где много ягод. Часто леший помогает людям отыскать пропавшую корову или козу. Пастухи и охотники всегда заключали с лешим договор и никогда не нарушали его.

Водяной — это злой дух, это водный царь и живет он в речных омутах, под водяными мельницами и на дне озёр.
Водяной это старик с большим животом, с лохматыми волосами, с бородой и усами. Волосы и всё тело покрыто зелёной тиной и грязью. Он ухаживает за реками и озёрами, пасет свои рыбьи стада, ездит на крупной щуке или соме. Может превращаться в крупную рыбу или прикинуться корягой или стволом дерева, плавающего в воде.
Водяного боялись и прежде чем зайти в воду старались задобрить пением или танцами на берегу реки или озера, а так же приносили в жертву плоды или животных.
Мельники и рыбаки заключали с водяным договор, и прежде чем ловить рыбу полагалось бросить лапоть в воду в дар водяному, чтобы была удачной рыбная ловля. Первую рыбу всегда отпускали, в дар водяному. Если водяной гневался, то поднимал бурю на воде, разгонял рыбу, разрушал запруды и даже мог утянуть человека на дно в своё подводное царство.
Наши предки не купались в реках и озёрах в Иванов, Ильин и Петров день, и в то время, когда цветёт рожь, а так же ночью.

Русалки — духи воды, обитают в подводном царстве и служат водяному. Русалки вечно молодые и красивые девушки с длинными зелёными волосами, обладающие чарующими голосами. У них бледная прозрачная кожа, они босоногие, а из одежды у русалок только просторная белая рубаха, да и то не у всех, многие просто голые.
Считалось, что русалками становятся девушки, которые утонули или утопились от неразделённой, несчастной любви, а так же младенцы, умершие некрещёными.
Днём русалки спят на дне водоёма, а вечером всплывают на поверхность и всё ночь плещутся в воде, веселятся. Когда наступает Русалочья неделя, русалки выходят из вод речных и устраивают на берегах водоёмов игрища с песнями и хороводами, они убегают в поля, в леса, плетут венки из цветов и трав, раскачиваются на ветвях деревьев.
Наши предки считали, что в полях, где бегали русалки и водили хороводы, будет богатый урожай хлеба.
Встречаться с русалками опасно. Своим чарующим пением они заманивают путника к рекам и омутам, щекочут его до смерти и утаскивают под воду.
В Русалочью неделю не купались в реках и озёрах, да и старались стороной обходить берега водоёмов. Носили с собой траву полыни — как оберег, считалось, что русалки не выносят запах полыни, и если случилась встреча с русалкой, ей нужно показать полынь, и она не сможет зачаровать своим пением и навредить путнику. А если девушки или женщины в поле или на тропе встречались с голыми русалками, они обязательно должны были кинуть русалке платок или лоскут материи, оторвав его от своей одежды.
Славянские русалки рыбьих хвостов не имели, а девы с рыбьими хвостами назывались у наших предков фараонками и обитали в морских пучинах.

Оцените статью
На новый год
Добавить комментарий