Узоры на снегу
Захожу я в лес январский,
В удивительную сказку.
На снегу узоры дивные —
Следы птичьи и звериные.
Тайные читаю строки:
Наследили тут сороки,
Под сосною натоптали,
Видно, сплетни обсуждали.
Дальше я листаю книжку:
Пробегал косой вприпрыжку
В чащу леса, что есть мочи.
Торопился зайка очень.
Интересная страница:
Мышковала здесь лисица.
Носом в снег ныряла ловко
За добычею плутовка.
Тайны леса постигая,
Я иду, следы читая,
В мир загадочный, чудесный,
Очень даже интересный!
Занятие по развитию речи в средней группе «Узоры на снегу»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Занятие по развитию речи в средней группе «Узоры на снегу»
Задачи. Обогащать опыт внеси интуативного содержательного общения детей. Развивать поэтический слух. Активизировать точные глаголы, прилагательные. Побуждать образовывать наименования детенышей животных в единственном и множественном числе. Задавать вопросы об их характерных признаках. Уточнять и закреплять правильное произношение шипящих звуков. Учить выделять первый звук в слове.
Материалы, элементы, оборудование. Карточки с изображениями волка, лисы, зайца, лося и их детенышей в единственном и множественном числе. Наборное полотно. Фишка.
Содержание образовательной деятельности. Воспитатель читает детям произведение «Снег и скрипка» В. Хмельницкого. Во время чтения сказки можно включить музыку А. Вивальди «Времена года. Зима».
Снег беззвучно опускался на дома и деревья. Снег садился на открытые форточки, как воробей, только не чирикал.
Сидя на форточке, снег болтал ногами и часто падал вниз, хватаясь за воздух
И вот однажды, когда снег привычно сидел на форточке, до него донеслись звуки скрипки. Нельзя сказать, что он не слышал их раньше, но сейчас…
«Ах, как чудесно! » — подумал снег. – Если бы я тоже так умел! »
И он стал учиться.
Это пока только снег скрипит».
Воспитатель задает детям вопросы: — Что вас удивило в этом произведении? (Снег хотел играть на скрипке, но умел пока только скрипеть.)
— А что еще делает снег? (Ответы детей)
Воспитатель обобщает и распространяет высказывания детей; снег кружится, падает, летает, искрится, сверкает, переливается, тает.
— Какой бывает снег? (Холодный, липкий, пушистый, искрящийся и т. п.)
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро»:
Под голубыми небесами
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…
Педагог говорит детям: «В стихотворении снег в лесу блестит, как волшебный. Скажем вместе: чудо-чудо-чудеса, волшебство пришло в леса».
Далее педагог читает текст «Узоры на снегу» (по И. Соколову-Микитову.)
Чистой белой скатертью покрыта земля. На скатерти снегов охотники видят красивые узоры. Это — следы зверей и птиц. Охотники умеют читать эти узоры.
Вот ночью здесь прыгал зайчик. Он обглодал кору осинок. На лесной опушке видны следы старой лисы. Они похожи на красивую цепочку.
По краю опушки пробежали волки. А через широкую дорогу прошли лоси…
Много крупных и мелких зверей и птиц живет в тихом зимнем лесу.
Вопросы к детягм:
— Правда, красиво в зимнем лесу?
— Что это за белая скатерть покрыла землю?
— Что за узоры на этой скатерти?
— Какие звери оставили свои следы на снегу?
Педагог обращается к детям: «Звери ходят по зимнему лесу не одни, а со своими детенышами». (Выставляет на панно картинки с изображением взрослых животных и их детенышей в единственном или множественном числе: волк с волчатами, лиса с лисятами, лось с лосенком, заяц с зайчонком.)
Дети рассматривают и называют картинки. Выполняют задание на выделение первого звука в словах: лось, лиса, волк, заяц. Сначала произносят слово с интонационным выделением звука, потом звук
изолированно. Воспитатель продолжает: «Зимой в лесу можно встретить белку» оленя, в берлоге спит медведица. Кто их детеныши?»
Далее организуется пластический этюд. Воспитатель обращается к детям:
— Сейчас мы с вами тоже как будто попадем в зимний лес. Холодно?
И ручками уставшими
И ножками озябшими
И ушками холодными
Дети встают со своих мест и выполняют выразительные движения.
Педагог предлагает детям поиграть в игру «Угадай-ка!»: «Сейчас вы закроете глаза, а я загадаю какое-нибудь животное и спрячу за картинку этого животного вот эту метку (показывает). Чтобы отгадать, надо задавать вопросы. Можно спросить: это животное рыжего цвета? Спрашивайте (вместе спрашивают). — «Нет». — Спросим: «Это животное серого цвета?» (вместе с детьми). — «Да». Спросим: «У него длинный хвост?» — «Нет». — «Хвост короткий?» (вместе с детьми). — «Да. Догадались?» — «Это заяц?» — «Нет». Спросим: «Это детеныш зайца?» — «Да». — «Это зайчонок?» — «Да».
Играют дальше: «Закрывайте глаза. (Прячет метку). Открывайте глаза. Задавайте вопросы. О чем спросим? (Как правило, поначалу дети затрудняются, и педагог подсказывает вопросы: «У него длинные уши? У него есть рога? Он взрослый?» и т. п.) В дальнейшем дети задают вопросы самостоятельно. Игра повторяется 4-5 раз (как позволяет время). Так можно играть и вне занятий.
Умники и умницы
Умные дети – счастливые родители
И. Соколов-Микитов. Узоры на снегу
Снежок порхает, кружится…
Ответы к стр. 71 – 72
Иван Соколов-Микитов
Узоры на снегу
Чистой белой скатертью покрыта земля. Стоят глубокие сугробы. Тяжёлыми белыми шапками накрылся лес.
На скатерти снежной охотники видят красивые узоры. Это следы зверей и птиц. Охотники умеют читать эти узоры.
Вот ночью здесь топтался зайчик. Он обглодал кору осинок. Подняв чёрный кончик хвоста, пробежал горностай. Он охотился за птичками и мышами. На лесной опушке видны следы старой лисы. Они похожи на красивую цепочку.
По краю опушки, след в след, прошли волки.
А через широкую дорогу, поднимая снег копытами, прошли лоси…
Много крупных и мелких зверей и птиц живёт и кормится в тихом зимнем лесу.
1. Какие слова использовал автор для описания снежного покрова земли, леса? Подчеркни.
Чистой белой скатертью покрыта земля. Стоят глубокие сугробы . Тяжёлыми белыми шапками накрылся лес.
2. Как ты понимаешь выражение читать следы? Запиши ответ.
Читать следы – расшифровывать, кому принадлежат те или иные следы.
3 ∗ . Реши кроссворд по картинкам. О следах каких животных говорится в рассказе? Раскрась рисунки.