урало сибирская роспись

Подготовка

Прекрасная урало-сибирская роспись художницы Ольги Балакиной

Предлагаю вам полюбоваться необыкновенной красоты росписью сибирской художницы.

Работы Ольги выполнены в технике урало-сибирской росписи (кемеровский вариант). Данная техника малоизвестна, существует несколько десятков лет, распространена в Сибири. Особенное развитие роспись получила в Кемерово, где в свое время существовала фабрика по производству расписных подносов «Весна».
Когда фабрика закрылась, не все мастера забросили любимое дело. Самые преданные данной технике росписи художники продолжают развиваться самостоятельно и творить свое искусство, к коим относится и Ольга.

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

Современный художник сюрреалист Михаил Шеваль Михаил Шеваль (Michael Cheval) — сов.

Кафедральный собор (Uppsala domkyrka)- главная лютеранская церковь Швеции Кафедральный собор .

История одной картины: Мария Башкирцева «Дождевой зонт» Мария Константиновна Башкирцева «Дождев.

Карелия:Достопримечательности горного парка Рускеала! В число ключевых туристических напр.

Одна из древнейших пород собак — Ксолоитцкуинтли или Мексиканская голая! Ксолоитцкуи́.

Ссылки

Музыка

Фотоальбом

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

УРАЛО-СИБИРСКАЯ РОСПИСЬ

Урало-сибирская роспись – это одна из разновидностей свободной кистевой росписи масляными красками, распространенная на Урале и в Западной Сибири. Роспись предполагает особую технику мазка (разбел), когда на кисть одновременно с белилами берётся цветная краска. В XVII веке двухцветный мазок в Сибирь и на Урал принесли поморы из Архангельского края, а в конце XVIII – начале XIX вв. переселенцы с юга России и Украины – внесли в колорит росписи обилие фантазийных форм и богатую (южную) цветовую гамму.

Большой поток переселенцев положил начало широкому строительству не только жилых зданий, но и общественных построек. Потребность в их красочном убранстве помогла зарождению на Урале ремесленных художественных центров.

Подъем художественной жизни второй половины XVII в. охватывает крупные города Прикамья, среди которых ведущую роль играл Соликамск. Кроме промышленного, он приобрел большое торговое значение, являясь к тому же и крупным культурным центром. Крупными промысловыми центрами в XVII в. становятся Тюмень, Тобольск, Нижний Тагил и другие города Приуралья и Сибири.

В XVIII-XIX вв. крестьяне расписывали берестяную и деревянную посуду, металлические изделия. Народная декоративная роспись была тесно связана с иконописью, так как украшением бытовой утвари и интерьеров, как правило, занимались иконописцы. В изготовлении икон была распространена специализация. Среди иконописцев выделялись «травники», «личники», «доличники». Мастера-травники расписывали прялки и вальки, украшали дома зажиточной части населения. На Урале в это время постепенно складываются два направления в росписи утвари – роспись металлических и деревянных изделий. Металлические изделия расписывали, в основном, в посёлках при демидовских заводах – Нижнесалдинском, Невьянском, Нижнетагильском. Это стало городским ремеслом. Роспись деревянных изделий осталась ремеслом сельских районов Урала и была сосредоточена в наиболее заселённых посёлках. Различные сёла специализировались на производстве какого-либо одного вида товара. Так, например, в районе Кунгура красили коромысла, около Оханска делали крашеные телеги, в Шадринском и Талицком районах точили и распиливали деревянные чаши, вблизи Далматова изготавливали прялки.

В 40-х гг. XIX века широкое распространение получил промысел по изготовлению и росписи берестяных бураков. Существовал так называемый «крестьянский» тип расписного бурака – с ярким цветочным узором, выполненным приемами свободной кистевой росписи, самой распространенной композицией являлся «букет». Букет был вертикально ориентирован и уравновешен по цветовой гамме от центра композиции. При написании композиционного центра краской основного цвета пальцами наносили подмалёвок. Затем, взяв кисть, прописывали лепестки цветов, оттеняя их белилами, наносили оживку на листья. Заканчивали прописью травок. Смешение красок происходило в работе, так как на непросохший еще подмалёвок наносили моделирующую оживку. После росписи изделие покрывали лаком.

Техника Урало-сибирской росписи очень простая. После определения предварительного размера мотива и композиции, прописывают подмалёвок, которым обозначают основные пятна цветов, бутонов, листьев. Затем производят их моделировку белилами, если подмалёвок был цветной, или какой-либо другой краской, если он был белым. Обмакнув кисть в краску нужного цвета, и вращая её вокруг оси, за одно движение превращают подмалёвок в ягодку или лепесток. Благодаря этому приёму, сохранившему и развившему традиции травных росписей XVII-XVIII вв., создавались мягкие переходы от цвета к цвету.

Основные элементы росписи – розы и цветущие деревья. Самой распространенной композицией является «букет».

Урало сибирская роспись

Урало-сибирская роспись – это одна из разновидностей свободной кистевой росписи масляными красками, распространенная на Урале и в Западной Сибири. Роспись предполагает особую технику мазка (разбел), когда на кисть одновременно с белилами берётся цветная краска. В XVII веке двухцветный мазок в Сибирь и на Урал принесли поморы из Архангельского края, а в конце XVIII – начале XIX вв. переселенцы с юга России и Украины – внесли в колорит росписи обилие фантазийных форм и богатую (южную) цветовую гамму.

Большой поток переселенцев положил начало широкому строительству не только жилых зданий, но и общественных построек. Потребность в их красочном убранстве помогла зарождению на Урале ремесленных художественных центров.

Подъем художественной жизни второй половины XVII в. охватывает крупные города Прикамья, среди которых ведущую роль играл Соликамск. Кроме промышленного, он приобрел большое торговое значение, являясь к тому же и крупным культурным центром. Крупными промысловыми центрами в XVII в. становятся Тюмень, Тобольск, Нижний Тагил и другие города Приуралья и Сибири.

В XVIII-XIX вв. крестьяне расписывали берестяную и деревянную посуду, металлические изделия. Народная декоративная роспись была тесно связана с иконописью, так как украшением бытовой утвари и интерьеров, как правило, занимались иконописцы. В изготовлении икон была распространена специализация. Среди иконописцев выделялись «травники», «личники», «доличники». Мастера-травники расписывали прялки и вальки, украшали дома зажиточной части населения. На Урале в это время постепенно складываются два направления в росписи утвари – роспись металлических и деревянных изделий. Металлические изделия расписывали, в основном, в посёлках при демидовских заводах – Нижнесалдинском, Невьянском, Нижнетагильском. Это стало городским ремеслом. Роспись деревянных изделий осталась ремеслом сельских районов Урала и была сосредоточена в наиболее заселённых посёлках. Различные сёла специализировались на производстве какого-либо одного вида товара. Так, например, в районе Кунгура красили коромысла, около Оханска делали крашеные телеги, в Шадринском и Талицком районах точили и распиливали деревянные чаши, вблизи Далматова изготавливали прялки.

Бураки. Урало-сибирская роспись.

В 40-х гг. XIX века широкое распространение получил промысел по изготовлению и росписи берестяных бураков. Существовал так называемый «крестьянский» тип расписного бурака – с ярким цветочным узором, выполненным приемами свободной кистевой росписи, самой распространенной композицией являлся «букет». Букет был вертикально ориентирован и уравновешен по цветовой гамме от центра композиции. При написании композиционного центра краской основного цвета пальцами наносили подмалёвок. Затем, взяв кисть, прописывали лепестки цветов, оттеняя их белилами, наносили оживку на листья. Заканчивали прописью травок. Смешение красок происходило в работе, так как на непросохший еще подмалёвок наносили моделирующую оживку. После росписи изделие покрывали лаком.

1. Прялка-корневушка. Рубеж XIX вв. Чердынский р-н, с. Корепино.
2. Прялка токарная. 1899 г. Суксунский р-н. с. Тис.

Одним из наиболее развитых видов народного искусства на Урале было создание праздничных прялок. В росписи прялок чаще всего используемой и любимой была композиция цветущего Дерева Жизни с сидящими на нем птицами. В уральской росписи предпочитали холодные тона, в окраске фона прялки преобладали синие, голубые и зеленые цвета. В том случае, когда цвет фона был теплым, холодные тона мотивов сводили ощущение теплоты к минимуму. В долматовских прялках сложилась своя разновидность живописи с размашистой манерой исполнения. В горнозаводских селениях изготавливали токарные и составные прялки. Украшали их различными видами росписи – от «графической» росписи с тюльпанами, купавками и ягодами, до «живописной» с тагильскими розами и простой окраской «под малахит».

Цветовая гамма росписи состоит из оттенков красного, синего, жёлтого и зелёного цветов, иногда используется тёмно-коричневый цвет.

В росписи обязательно присутствуют белый (для моделировки форм) и чёрный (для приписок элементов) цвета.

Техника Урало-сибирской росписи очень простая. После определения предварительного размера мотива и композиции, прописывают подмалёвок, которым обозначают основные пятна цветов, бутонов, листьев. Затем производят их моделировку белилами, если подмалёвок был цветной, или какой-либо другой краской, если он был белым. Обмакнув кисть в краску нужного цвета, и вращая её вокруг оси, за одно движение превращают подмалёвок в ягодку или лепесток. Благодаря этому приёму, сохранившему и развившему традиции травных росписей XVII-XVIII вв., создавались мягкие переходы от цвета к цвету.

Основные элементы росписи – розы и цветущие деревья. Самой распространенной композицией является «букет».

Стена подполатного угла. Конец XIX в. деревня Катышка.
из коллекции Н. Синячихинского музея заповедника.

Наиболее самобытной разновидностью сельских росписей Прикамья и Урала являлась обвинская. Для нее был характерен единый принцип построения, в котором главную роль играл яркий контраст цветного фона с растительным орнаментом. В центре композиции на оси симметрии располагались цветы, а травка заполняла свободное пространство.

Обвинская роспись — особый вид народных уральских росписей, в которой получили развитие орнаментально-графические элементы. Это произошло благодаря массовому изготовлению вещей на рынок, что требовало упрощения приемов росписи. Сказалось влияние поволжских центров народной росписи, в которых были сильны графические элементы.

Особенности технологии Урало-Сибирской росписи

Каждый промысел по росписи деревянной посуды использует свои инструменты, материалы и оборудование, которые связаны не только с местными традициями, но и с видом расписываемых изделий. Имеет свою особенность и уральский промысел.

Оборудование:

Стеллажи для просушки и хранения изделий.

Сушильный шкаф, регулирующий температуру от 30 до 50°С для более быстрого просушивания расписанных и пролаченных изделий.

Чашки и миски для грунта и шпаклевки.

Банки (50 г) для разведения красок.

Инструменты:

Тампоны из капроновых чулок или мягкого поролона используют для лачения и грунтовки.

Кисти являются основным рабочим инструментом. Для росписи используют беличьи и колонковые кисти: №2. №5 — круглые для приписок; №3. №10 — плоские для подмалевка и разживки. Помимо мягких и упругих кистей пользуются щетинными кистями №10 для грунтовки и лачения.

Для выполнения уральской росписи используют художественные масляные краски в тюбиках или эскизные в банках: это белила цинковые, стронциановая желтая, кадмий желтый, кадмий оранжевый, кадмий красный — светлый и темный, охра золотистая, охра красная, краплак, окись хрома, зелень изумрудная, зеленая веридоновая, берлинская лазурь, парижская синяя, ультрамарин, сажа газовая и др.

Старые мастера, выполняющие роспись деревянных изделий, нашли для себя наиболее оптимальную позу для работы. Они сидели на низеньких скамеечках, опирая расписываемую вещь о колено. Современные мастера сидят за специально оборудованными столами, хорошо освещенными и удобными для работы. Для росписи крупных вещей используют небольшую скамеечку, которую ставят под ногу. Изделие в этом случае опирают о колено или край стола.

Рабочую зону на столе необходимо организовать таким образом, чтобы было удобно работать и, не вставая со стула, доставать любой нужный инструмент.

Наряду с организацией рабочего места, необходимо четко следить за положением руки при выполнении росписи, а также за правильным держанием кисти.

Подготовка изделия:

Деревянную основу, предназначенную под роспись, следует подготовить. Для этого ее тщательно ошкуривают сначала среднезернистой, а затем мелкозернистой шкуркой в зависимости от качества заготовки. После полного просушивания изделие следует вновь зашкурить, чтобы снять лишнюю массу состава и выровнять плоскость изделия.

Подготовленную таким образом основу следует прогрунтовать. Если заготовка была качественной и не пришлось заделывать сколы, ее можно грунтовать прозрачными лаками, клеем или сваренным крахмалом. Просушенное изделие шкурят мелкой шкуркой. В том случае, если вы воспользовались шпатлевкой, деревянную основу необходимо загрунтовать масляной или нитрокраской. Шкурить изделие после этой операции не следует. Однако иногда масляная краска, которой ведется роспись, плохо ложится на прогрунтованную нитрокраской основу. Чтобы избежать такой ситуации, необходимо взять самую мелкую шкурку и легким движением руки прокурить поверхность — краска будет ложиться лучше.

Роспись:

Урало-сибирская роспись начинается с написания живописных элементов. Существуют два приема росписи. Первый — когда на деревянную основу наносятся основные цветовые пятна — подмалевок, а затем прописывается «разживка» или «разбел» темным цветом при светлом фоне и светлым — при темном. При втором приеме разживка выполняется одновременно с подмалевком — в этом случае на кисть набираются два цвета краски одновременно.

Завершается выполнение росписи нанесением приписок. Они выполняются светлым цветом на темном фоне росписи и темным на светлом фоне. Расписанное масляными красками изделие можно оставить без дополнительного покрытия. Однако для сохранения поверхности от повреждения, особенно если это изделия, используемые на кухне, следует покрыть роспись масляным лаком в несколько слоев.

Элементы Урало-сибирской росписи

Композиции Урало-сибирской росписи

Последовательность Урало-сибирской росписи

Предлагаю посмотреть и научиться расписывать досточку Урало-сибирской росписью.

Подготовим разделочную доску: загрунтуем ее олифой или нитролаком или можно окрасить фон каким-либо цветом (загрунтовав первый раз и высушив, нужно обработать поверхность мелкой наждачной бумагой, потом загрунтовать второй раз).

Для работы надо: стекло для размешивания красок, масляные краски, беличьи кисти № 1, 3, 5, разбавитель, мастихин, тряпочка для вытирания кистей, лак ПФ.

Роспись выполняется без предварительного рисунка, но можно наметить основные детали.

Начнем с рисования двух центральных цветов. Смешаем на стекле две краски – краплак и кадмий красный мастихином, добавляя немного разбавителя. Краска не должна растекаться.

Круглую беличью кисть необходимо немного сплющить, чтоб она стала плоская. Нарисуем на доске два круга.

Размешаем на стекле рядом с красной краской белила.

Теперь самое интересное: набираем краску в кисть так, чтоб половина щетины окрашивалась в белый цвет, другая половина в красный.

Рисуем цветок: кистью проводим так, чтоб белый цвет шел по контуру цветка, благодаря этому получается живописный переход от середины к контуру. Так нарисуем два цветка в середине доски.

Далее размешиваем зеленую краску для листьев: составляем цвет из двух-трех цветов (это нужно для того чтоб краска быстрее сохла).

Берем другую кисть и рисуем листья сначала одним зеленым цветом.

Рядом размешиваем желтую краску. Далее набираем цвет кистью так, чтоб одна половина щетины была желтая, другая зеленая. И рисуем на листьях желтый цвет по контуру, но только с одного края листика. Затем вытираем хорошенько ту половину кисти, где была желтая краска. И набираем цвет опять – половина зеленой краской, другая половина красной, которой мы вначале рисовали середину цветков. Далее рисуем вторую половину листочков- красный цвет сверху.

Теперь нужно нарисовать ягоды. Кисть нужна поменьше. Цвет оранжевый с белым или желтым.

Остались последние элементы – приписка или травка. На темных листьях рисуем прожилки желтым цветом. Между цветочками и листочками росписи, на светлом фоне доски рисуем травки темным и красным цветом.

По контуру разделочной доски рисуем повторяющийся орнамент.

Наглядные примеры современной Урало-сибирской росписи

Оцените статью
На новый год
Добавить комментарий