Творческие игры
Развитие креативного мышления человека не может происходить только путем изучения специальных алгоритмов и правил поиска новых идей. Большое значение имеет практика. В данной статье представлены игры для развития творческих способностей. Причем тут вы сможете найти игры различных видов, как самостоятельные онлайн игры, так и групповые игры и творческие задания для тренировки креативности без применения компьютера. Как обычно на нашем сайте вся информация представлена бесплатно, и более того, вы сами можете предложить какую-то игру или поделиться опытом в комментариях ниже.
Особенность любой творческой игры заключается в том, что она помогает развивать созидательное мышление и воображение в атмосфере состязательности и азарта. Именно игровая форма часто помогает сосредоточиться и эффективно изучить нужный материал не только детям, но и взрослым. Сегодня в интернет существует множество классификаций творческих игр: компьютерные, онлайн, групповые, интеллектуально-творческие, сюжетно-ролевые и многие другие. В нашем случае классификация позволяет выбрать игру в зависимости от того, хотите ли вы играть в одиночку за компьютером или планируете играть в компании.
Содержание
Онлайн-игры
Поймай кота. Игра
«Поймай кота» – отличная игра для проверки вашей способности решать нестандартные задачи, а также хорошая возможность потренировать свои навыки поиска креативных решений. Эта online флэш-игра разработана знаменитой японской дизайнерской лабораторией Gamedesign (gamedesign.jp) и носит оригинальное название «Chat Noir» («Черный кот» — по-французски).
Суть игры заключается в том, что вам предлагается описать картинку, которая имеет множественные значения. Картинка друдла является чем-то вроде каракулей и похожа на то, что обычно студент или школьник рисуют машинально на бумаге во время лекции или урока. Однако в droodle авторы изначально закладывают вариативность ее интерпретации. Попробуйте проявить свою креативность в разгадывании друдлов.
«IQ Ball» – интересная онлайн флеш игра, которая отлично подойдёт как для детей, так и для взрослых. Играя в неё, вы научитесь поиску нетривиальных и максимально эффективных решений, что необходимо любому человеку, желающему развивать свои творческие навыки. Играть.
Матрица памяти
Игра «Матрица памяти» хорошо известна всем ещё по приложениям для телефонов Nokia. Также существует множество аналогов для разных платформ. Здесь мы предлагаем вам сыграть в классический вариант этой простой флеш игры, которая отлично подходит для тренировки памяти и концентрации, что важно и для развития творческих способностей. Играть.
8 ферзей – одна из самых известных шахматных задач. Поиск ответа на вопрос о том, как же всё-таки расставить одновременно 8 ферзей на шахматной доске, будет полезным для всех, кто хочет развивать свои интеллектуальные способности, находить решения нестандартных задач, продумывать ходы в поисках ответа. Ведь даже в этой, казалось бы, логичной шахматной головоломке, все ответы можно найти лишь с помощью творческого подхода. Играть.
Оффлайн-игры
Игра «На букву…»
Попробуйте в течение минуты назвать как можно больше вещей, которые сейчас находятся в комнате вместе в вами и начинаются на букв: «К». На букву «П»… А на «В»? Посчитайте, сколько у вас получилось. Если постараться, то можно назвать более 50 вещей, а можно и более 100. Чтобы улучшить это упражнение подумайте, какие группы окружающих предметов вы забыли включить.
Например, на букву «В» можно назвать:
- вещи, вешалка, (предметы);
- винты, введение в книге на полке, (детали предметов);
- вольфрам нити лампы, войлок, вата, вискоза и т.д. (материалы);
- ворс на ковре, воск на паркете (покрытие);
- волосы, веки, веснушки, виски и т.д. (тело);
- воображение, восторг, волнение, возможность придумать что-то еще (ментальные понятия);
- воздух, ветерок, варианты слов, вы сами, все остальные (тоже на «в»).
Подумайте, что еще можно назвать? Потренируйтесь с другими буквами: «п», «к», «с» – попроще, «д», «а», «т» — посложнее.
В эту игру можно играть вдвоем, так и большим коллективом. Правила заключаются в том, один человек рисует, не глядя на бумагу, несколько линий или фигуру, а второй человек должен ее максимально креативно дорисовать так, чтобы получилась целостная картина. Потом игроки меняются.
Буриме уже достаточно давно (игра известна еще с XVII века) завоевала армию поклонников и остаётся популярной среди любителей интересного и полезного времяпровождения. Сегодня она из последних парт школ и университетов переместилась в Интернет, где всегда можно найти с кем сыграть.
Суть этой творческой литературной игры заключается в коллективном сочинении стихов. Всё что нужно – компания, лист бумаги и карандаш. Есть несколько вариантов буриме. В классической версии рифмы и тематика будущего стиха оговариваются заранее. Рифмы стараются подобрать неожиданные, контрастные, при этом избегая вспомогательных слов, местоимений, однокоренных и глагольных форм (прилив-отлив, ушел-пришел), а также избитых выражений (любовь-кровь, апрель-капель).
Более весёлая разновидность буриме, любимая студентами – сочинение юмористических стишков. Иногда ещё называется «игрой в чепуху». В неё играют так: первый участник пишет строчку или несколько (чем смешнее и бессмысленнее, тем лучше) и загибает часть листа с написанным, после чего второй продолжает, но знает лишь последнее слово или строку, написанную предыдущим. В конце получается довольно забавное стихотворение.
Шляпа – командная интеллектуальная творческая игра на отгадывание слов. В магазинах часто можно встретить настольную игру «Шляпа», с заранее подготовленными карточками со словами и объяснениями. Но сыграть в неё можно и без специального реквизита, к тому же правила достаточно просты.
Для игры нужно минимум 2 пары игроков. Каждый пишет по 10 слов на бумажке, после чего они все перемешиваются в шляпе (отсюда и название, но можно использовать любой подходящий для этой цели подручный материал). Слова должны быть нарицательными существительными в именительном падеже, по договорённости – вымышленные имена и т.д. Дальше ведущий или сами игроки засекают 30 (для опытных 20) секунд – кон. Во время кона команда (пара) должна отгадать как можно больше слов. Один достаёт карточку, читает про себя и пытается объяснить второму, что за слово на ней написано. При этом запрещено:
- Использование однокоренных слов (нельзя объяснять слово «загон» при помощи слова «гнать»). Если загаданное слово многокоренное, то в объяснении нельзя использовать ни один корень.
- Использование прямых переводов слов или их корней на другие языки (нельзя объяснять слово «столовая» при помощи слова «table»)
- Использование прямых переводов корней иностранных слов (нельзя объяснять слово «либерал» при помощи слова «свобода»)
- Использование жестов (в том числе — указание на предметы)
- Использование созвучных слов (нельзя объяснить слово «кабак» при помощи слов «табак» или «кабан»).
Презентация на тему «Творческие игры»
Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”
для дошкольников и учеников 1–11 классов
Оргвзнос: от 15 руб.
Идет приём заявок
VI Международный дистанционный конкурс «Старт»
Идет приём заявок
- 16 предметов
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Наградные и подарки
Описание презентации по отдельным слайдам:
Творческие игры — это Игры, которые создаются самими детьми. Творческая игра является продуктом своеобразного творчества самого ребенка, его изобретением.
Творческие игры отражают: стремление детей к активности, самостоятельности; детское подражание; удовлетворение потребности в реализации жизненных и художественных впечатлений; своеобразие взаимодействия в детском коллективе. С точки зрения ребенка в процессе творческой игры происходит создание чего-то нового, оригинального.
Творческие игры можно поделить на следующие группы: самостоятельные занятия: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами, изготовление поделок; занятия вместе с родителями: кукольные театры, изготовление поделок, придумывание историй «по очереди» (каждый придумывает по предложению так, чтобы сюжет был связным) и т.п.; игры для группы детей — к этой категории можно отнести некоторые настольные игры (те из них, что предполагают творческий уклон), любые игры, в которых детям нужно фантазировать и придумывать новое («Море волнуется раз…»).
Сюжетно-ролевая игра — это форма игры, объединяющая в себе элементы и особенности игры сюжетной и игры ролевой (С. Ю. Головин), это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения («Психология человека от рождения до смерти»), эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество (С. Я. Рубинштейн) .
Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста, с присущей ей всех основных черт игры в наибольшей полноте. Основной особенностью сожетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, которая складывается из сюжета и ролей.
Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий.
В сюжете используется два вида действий: оперативные и изобразительные «как будто», соответствующие действиям взятой роли.
Центральное место в игре занимает роль Главное для детей в игре – это выполнение взятой на себя роли. Ей подчиняются и используемые предметы, и отношения между играющими Сюжет игры – это область действительности, которая воспроизводится детьми в игре На сюжеты решающее влияние оказывает окружающая ребенка действительность. Сюжеты чрезвычайно разнообразны и отражают конкретные условия жизни ребенка, изменяясь вместе с расширением его кругозора. Содержание игры – то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их жизни
Сюжетно-ролевой игре присущи специфические мотивы: общий мотив — стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослым; частный мотив — интерес к событиям, действиям с предметом, стремление к совместной деятельности, желание стать субъектом своей деятельности.
Значение сюжетно-ролевой игры происходит интенсивная ориентация в основных направлениях человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми вызывает качественные изменения в психике ребенка
Сюжетно-ролевой игре присущи основные черты: эмоциональная насыщенность; увлеченность детей; самостоятельность; активность; творчество.
Компоненты сюжетно-ролевой игры замысел, т.е. воображаемая ситуация (это образ игры; ее модель, возникающая в результате перенесения реальных значений и отношений с одних объектов на другие, расположенные в поле игрового действия); сюжет игры — последовательность воспроизводимых детьми действий, событий, отражающих содержание игры (характер тех действий и отношений, которыми связаны участники игры); игровые роли — игровая позиция ребенка, в которой он отождествляет себя или другого участника игры с каким-либо персонажем воображаемой ситуации; игровые действия — действия персонажей воображаемой ситуации.
Этапы развития сюжетно-ролевой игры (по Д.Б. Эльконину) I этап. Основное содержание — действия с предметами. Действия однообразны, часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Эта игра присуща раннему возрасту. Современные исследователи выделяют в этом этапе три: 1) До года — ознакомительную игру. Ее содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предметов-игрушек. Ребенок действует по мотиву, заданному взрослым. 2)К концу первого года игра приобретает форму отобразительной, ребенок подражает действиям взрослых, замещает недостающие предметы. 3)В начале 2 года жизни, на 3 году жизни появляются сюжеты, игра становится сюжетно-отобразительной (дети многократно повторяют действия, появляется человек, их выполняющий, ребенок пытается брать на себя роль)
Этапы развития сюжетно-ролевой игры II этап. В основном действия более полно развертываются в соответствии с ролью, которая уже обозначена словом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе общей игрушки. Это присуще младшему дошкольному возрасту.(Д.Б.Эльконин) К 4 году жизни у детей отмечаются две независимые формы игрового поведения: — предметно-игровое взаимодействие с партнером-сверстником (включающее обмен предметными действиями) — ролевое поведение, отнесенное к партнеру-игрушке (включающее предметно-специфические ролевые действия и ролевую речь)
Этапы развития сюжетно-ролевой игры III этап — игровые действия направлены на установление разнообразных контактов с партнерами. Роли четко обозначены, распределены до начала игры. Игрушки и предметы чаще подбираются по ходу игры в соответствии с ролью. Продолжительность игры увеличивается, сюжеты становятся более разнообразные. Это присуще детям среднего дошкольного возраста. К 5 годам появляется собственно ролевая игра. Ребенок может использовать роль как средство совместного развертывания сюжета, то есть, умеет воплощать в своих действиях содержание разнообразных ролей и обозначать свою роль для партнера
Этапы развития сюжетно-ролевой игры IY этап — основное содержание — отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразная, определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом, игры носят совместный творческий характер. В игре четко выделяется подготовительный этап. Это старший дошкольный возраст. В играх старших дошкольников уже не обязательны предметы-заместители, не обязательны многие игровые действия. Дети учатся создавать новые ситуации в своем воображении, игра может протекать во внутреннем плане. Игра приобретает истинно творческий характер.
Факторы, обеспечивающие овладение детьми игровой деятельностью Создание предметно-игровой среды Развивающее взаимодействие взрослого
Развивающее взаимодействие взрослого и ребенка (от 3 до 7 лет) Организуя совместные игры, учат координировать свои действия, учитывать желания друг друга, используя для этого адекватные средства (учат делить игрушки посредством жребия, устанавливать очередность, разрешать конфликты путем обсуждения и т.д.) Обогащают впечатления детей (читают книги, обсуждают события из жизни, рассказывают о разных людях, организуют прогулки, экскурсии, посещения музеев, театров, обращают внимание на содержание деятельности людей, их взаимоотношения, взаимосвязь событий в природе и обществе и т.д.) Побуждение к игре происходит через обращение «У зайчика болит ножка, давай полечим» и т.д.),предложение поиграть в конкретную игру, выбрать сюжет, договориться о правилах игры и т.д. Предлагают образцы различных игровых действий(взрослый сам делает, показывает детям), рассказывает о правилах дидактических игр
Развивающее взаимодействие взрослого и ребенка (от 3 до 7 лет) Должно быть достаточно времени для игр Необходимо сочетать разные виды игр Игры с разным количеством играющих, объединения Разновозрастные игры Не регламентировать игру Избегать однообразных трафаретных игр, гибко использовать игровое оборудование, поощрять импровизацию Использовать приемы прямого и косвенного руководства Вовлекать всех детей, учитывать гендерные особенности и индивидуальность каждого Способствовать проявлению творчества и инициативы
Руководство сюжетно-ролевой игрой косвенное (не вмешательство в игру): внесение игрушки, атрибутов, создание игровой ситуации и т.д.) прямое ролевое участие, разъяснение, помощь и т.д.
Театрализованная игра – это творческая игра. Для нее характерно: — наличие замысла; — сочетание ролевых и реальных действий; — отношения; — самостоятельность; — самоорганизация детей; — элементы воображаемой ситуации
Виды театрализованных игр: — игры-драматизации; — настольный театр; — фланелеграф; — теневой театр; — театр марионеток; — театр петрушек (бибабо)
Руководство театрализованной игрой. 1. Подбор художественного произведения. 2. Неоднократное чтение произведения детям с использованием иллюстраций, беседа о произведении. 3. Пересказ детьми произведения. 4. Предложение поиграть в героев произведения. 5. Обсуждение сюжета, распределение ролей, подбор костюмов и т.д. 6. Помощь в выборе выразительных средств и приемов для своего персонажа. 7. Беседа «кусками». 8. На одну роль выбор нескольких детей. 9. Роль ведущего первоначально выполнить воспитателю, а затем уже ребенку. 10. Использовать музыку, танцы.
Выберите книгу со скидкой:
Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ
350 руб. 222.00 руб.
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.
350 руб. 963.00 руб.
Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.
350 руб. 169.00 руб.
Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.
350 руб. 169.00 руб.
Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.
350 руб. 169.00 руб.
Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.
350 руб. 169.00 руб.
Русско-английский словарик в картинках для начальной школы
350 руб. 163.00 руб.
ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ
350 руб. 205.00 руб.
ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ
350 руб. 171.00 руб.
Рисуем по клеточкам и точкам
350 руб. 248.00 руб.
ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ
350 руб. 163.00 руб.
350 руб. 114.00 руб.
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
творческие игры
картотека (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Задача: развить фантазию детей, умение формулировать и задавать вопросы.
Оборудование : сюжетные картинки с изображением каких-либо интересных ситуаций.
Описание . Взрослый и ребенок по очереди задают друг другу вопросы и отвечают на них. Вопросы формулируют с помощью картинок.
Например: «Почему люди меняют одежду? Почему осенью улетают птицы? Почему летом не катаются на санках?» и т. д.
Игра «Загадочные письма»
Задача : развить воображение, представления, сообразительность детей, тренировать умение составлять предложения из отдельных слов.
Оборудование : карточки, на которых с помощью картинок, заменяющих существительные, и стрелок (или схематического изображения человечка), заменяющих глаголы, загадана фраза. На одной карточке — одна фраза, где символы идут друг за Другом, как слова в предложении.
Описание . Лучше играть с группой детей из 3-4 человек, тогда из разгаданных фраз можно составить целый рассказ. Играющим раздается по одной карточке.
Взрослый объясняет, как разгадывать письмо: картинки (или схемы) предъявляются по одной, остальные — прикрыты.
Сначала идет картинка — существительное, затем схема — глагол (могут быть заслушаны несколько вариантов, из которых выбирается самый подходящий) и так все загаданные слова. Затем слова объединяются в целое предложение.
Задача : развить мимику, подражательность, фантазию детей.
I вариант . Играющие становятся вокруг водящего (Несмеяны). Каждый из них по очереди старается рассмешить царевну с помощью мимики и жестов (без речи). Тот, кому это удалось, сам становится Несмеяной.
// вариант . Водящий встает в центр между играющими и старается кого-то из них рассмешить. Ему запрещено дотрагиваться до кого-либо и разговаривать.
Каждый водящий водит не более минуты. Если ему не удалось никого рассмешить, ему на помощь дается еще один водящий, и они вместе повторяют попытку.
Если же ребенок добился успеха, он меняется местами с тем, кто рассмеялся.
Игра «Волшебные очки»
Задача : развить связную речь, представления детей.
Описание . Взрослый рассказывает детям сказку: «Жил-был на свете добрый волшебник, который создал волшебные очки. Если их одеть, можно увидеть только радостные события. Давайте по очереди примерим такие очки и расскажем о радостных событиях в своей жизни ».
Задача : развить у детей чувство сострадания, умение сопереживать, ставить себя на место другого человека.
Оборудование : сюжетные картинки с плохими поступками героев (обида, насмешка, злость и т. п.)
Описание . Взрослый и дети обсуждают неправильное поведение героев, затем каждый из детей вспоминает случай из своей жизни, когда он, как ему кажется, кого-то обидел, какие чувства, по его мнению, испытывал этот человек. Чтобы показать пример такого рассказа, начинает игру взрослый.
Игра «Фото на память»
Задача : развить воображение, подражательность, мимику детей.
Описание . Взрослый говорит детям, что он будет фотографом на представлении, а они (дети) — артистами, которые будут изображать мимикой и жестами различных героев. «Представление» начинается: взрослый берет воображаемый фотоаппарат и предлагает изобразить, например, злую и страшную Бабу-Ягу. После чего всем нужно замереть — фотограф должен сделать фото на память.
Следующий герой: вспомните, как хитро улыбалась Лиса Колобку, чтобы ему понравиться, изобразите, как она это делала, а теперь снова сделаем фото и т. д.
Задача : тренировать сообразительность детей, умение переставлять буквы в одном слове для образования другого, расширить словарный запас.
Описание . Взрослый показывает сначала на простых примерах, что некоторые слова могут превращаться в другие, если переставить в них буквы: нос — сон, тело — лето, луг — гул, лес — сел. Постепенно по мере тренировки слова можно усложнить и увеличить в них количество букв.
Задача : расширить словарный запас детей, умение переставлять, изменять буквы в словах.
Описание . Взрослый дает задание придумать и вписать в клеточки такие слова, чтобы первое слово превратилось в последнее или цепочка опять вернулась к исходному слову. В каждом следующем слове меняется только одна буква.
МЯЧ — меч — мел — мол — ГОЛ
СОК — сак — лак — лай — ЧАЙ
ЛУГ — лук — лик — лис — ЛЕС
УРОК — срок — сток — стон — СЛОН
РОЗА — роса — рост — тост — тест — тент — тень -пень — пена — вена — вина — виза — риза — РОЗА
Игра «Обиженный котенок»
Задача : научить ребенка (детей) сопереживать, сочувствовать другому человеку, развить связную речь.
Описание . Каждый из детей по очереди играет роль обиженного котенка, рассказывая о самой обидной ситуации в своей жизни. Остальные играющие стараются утешить его, подбирая для утешения подходящие слова.
Игра «Неизвестное животное»
Задача : развить воображение, мелкую моторику детей.
Оборудование : листы бумаги по количеству играющих, карандаши или ручки.
Описание . Каждый играющий на своем листе рисует вверху голову человека, животного, птицы и т. д., затем, загнув листок так, чтобы было видно только кусочек шеи, передает лист соседу. Тот должен продолжить рисунок верхней частью тела и, загнув, снова передать листок следующему игроку, который рисует конечности. Таким образом дорисовываются листы всех играющих, не зная, чья голова или туловище были нарисованы партнером. В конце игры получается коллекция неизвестных, смешных животных.
Игра «Потрогаем слово»
Задача : развить у детей воображение.
Описание . Взрослый предлагает ребенку мысленно потрогать какой-либо предмет: подушку (какая она мягкая), елку (колючая), кошку (пушистая), воду (мокрая), пол (твердый) и т. д. и рассказать о своих ощущениях.
Игра «Двигай фишку»
Задача : развить воображение, представления детей, умение мысленно передвигать предметы, представляя изменение их положения.
I вариант . Оборудование : нарисованный на листе бумаги квадрат 4×4, расчерченный на клетки, на одной из которых нарисована фишка.
Описание . Взрослый называет ребенку ходы, а тот старается мысленно передвигать фишку по доске. Рисовать или вести фишку пальцем запрещается. Ребенок должен мысленно привести фишку в получившуюся точку и указать ее на доске.
2 клетки влево; 2 клетки вниз;
- клетку вправо;
- клетки вверх;
1 клетку влево;
II вариант более сложный. Вся игра проводится мысленно. Взрослый указывает начальное место фишки и диктует ходы, а ребенок должен представить себе доску, как в I варианте игры, и мысленно передвигать фишку по ней. Например, фишка находится в левом верхнем углу.
3 клетки вправо;
- клетку влево;
- клетки вниз;
2 клетки влево;
1 клетка вниз.
В итоге фишка должна оказаться в левом нижнем углу.
Игра «Услышим слово»
Задача : развить воображение и представления у детей.
Описание . Взрослый предлагает ребенку представить звук, издаваемый каким-либо предметом: жужжание шмеля или пчелы, вой милицейской сирены, звон колокольчика, стук молотка, гудок машины, пение кукушки и другие знакомые, много раз слышимые звуки.
Игра «Увидим слово»
Задача : развить воображение и представления у детей.
Описание . Взрослый объясняет ребенку, что слова можно увидеть в своем воображении, представить, как они выглядят. Например, закрыть глаза и представить себе живую бабочку, яркий одуванчик, зеленую елку и т. д. (озеро, дерево, дом, облако и другие слова). Взрослый должен предупредить ребенка, что поначалу он может ничего не увидеть или видеть какое-то пятно. Постепенно образ предмета станет похожим на фотографию (или картинку), а затем на настоящий предмет, как наяву.
Игра «Придумай продолжение»
Задача : развить фантазию, воображение, связную речь детей.
Оборудование : начало рассказа или сказки, придуманное взрослым.
Описание . Взрослый читает ребенку придуманное им начало рассказа и просит его придумать, что случилось потом и чем закончилась эта история. Поначалу взрослый может направлять мысли ребенка, начиная предложение, а ребенок будет его заканчивать.
Например: «Два друга, Саша и Дима, поспорили о том, кто из них быстрее бегает. Придумай, как они разрешили этот спор, как соревновались, кто из них победил, как вели себя друзья после спора».
Или: «Однажды летом папа и его сыновья пошли в поход. Они шли в основном лесом, и по дороге один из сыновей, Андрейка, отстал и заблудился. Придумай, как и почему это случилось, как Андрейка бродил один по лесу, как его потом разыскали и чем закончился этот поход.
Игра «Понюхаем — попробуем слово»
Задача : развить у детей воображение.
Описание . Взрослый говорит ребенку, что некоторые слова можно понюхать и попробовать на вкус. Например, лимон (апельсин), роза, ромашка, хлеб, костер, шоколад и т. д., после этого дети должны рассказать о своих впечатлениях.
Игра «Елочные шары»
Задача : расширить словарный запас детей, тренировать навыки послогового чтения и составления слов из заданных слогов.
Оборудование : вырезанная из картона и раскрашенная елка, отдельно вырезанные елочные шары со слогами внутри.
Описание . Взрослый прикрепляет на елку елочные шары со слогами внутри и предлагает ребенку составить из них слова.
Игра «Арифметика в словах»
Задача : развить у детей умение отгадывать загадки, составлять отгадку из заданных частей.
Описание . Взрослый на одном из слов показывает, как решить такой словесный пример, затем ребенок пробует сделать это самостоятельно.
БА + большой деревянный сосуд = летающее насекомое (БАБОЧКА)
БА + водное животное с клешнями = временное жилье (БАРАК) БА + полезный фруктовый напиток = низкий голос (БАСОК)
БА + музыкальный звук = белый хлеб вытянутой
БА + мягкая кожа + первая буква алфавита — тесемка с подвесками (БАХРОМА)
Игра «Оживи рисунок»
Задача : развить воображение, мелкую моторику детей.
Оборудование : лист бумаги, разделенный на несколько квадратов, простой карандаш.
Описание . В каждой клетке рисуют овал (или другую фигуру: прямоугольник, квадрат, треугольник), который затем нужно превратить в какую-либо картинку
Задача : совершенствовать у детей навыки звуко-буквенного анализа, тренировать в умении составлять слова из заданных букв, располагая их в нужном порядке.
Оборудование : подготовленные взрослым «звездочки» с буквами.
Описание . Взрослый предлагает ребенку составить и прочитать слова с помощью букв и звездочек, располагая их в правильной последовательности.
Игра «Задания на смекалку»
Задача : научить детей вдумываться в условие (текст) задачи, развить их слуховое внимание, сообразительность.
Оборудование : тексты подготовленных, доступных ребенку в этом возрасте заданий.
Описание . Взрослый старается медленно и выразительно читать текст загадки. Затем дает время ребенку поразмышлять над ней, при необходимости задавая ему наводящие вопросы и тем самым подводя к правильному решению.
1. В доме четыре угла. В одном углу стоит стол, у него четыре ножки. В другом углу лежит кошка, у нее четыре лапы. У кошки появилось четверо котят. Вошел в дом хозяин.
Сколько стало ног?
ОТВЕТ: Две ноги, так как у кошки и котят лапы, а у стола — ножки.
2. Шли гурьбой: теща с зятем да муж с женой, мать с дочерью, да бабушка с внучкой, да дочь с отцом.
ОТВЕТ: Четверо — бабушка, мать, отец, дочь.
3. Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток?
ОТВЕТ: Всего летело три утки, одна за другой.
4. Что это такое: две ноги сидели на трех, а когда пришли четыре и утащили одну, то две ноги, схватив
три, бросили их в четыре, чтоб четыре оставили одну.
ОТВЕТ: Человек сидел на стуле, у которого три ножки. Вдруг пришла собака и утащила куриную ногу. Человек бросил стул в собаку, чтобы она оставила куриную ногу.
5. Два отца и два сына поймали трех зайцев, каждому досталось по одному зайцу.
Возможно ли это?
ОТВЕТ: Это были дедушка, его сын и внук. Из троих двое являются отцами и двое — сыновьями. Каждому досталось по одному зайцу.
Задача : развить сообразительность, внимание, воображение детей, расширить их словарный запас.
Оборудование : доступные ребенку по возрасту кроссворды.
Описание . Совместно со взрослым ребенок учится подбирать подходящие по смыслу и количеству букв слова в ответ на прочитанное взрослым задание (загадку).
- куча снега, наметенная ветром;
- ледяная площадка для катания на коньках;
- сильный ветер со снегом.
По вертикали:
- кто рисует на окне зимние узоры;
- стальные полозья для катания по льду.
Игра «Слово в слове»
Задача : совершенствовать у детей навыки звуко-буквенного анализа, умение придумывать и составлять слова из заданных букв.
Оборудование : ряд заданных слов.
Описание . Совместно со взрослым ребенок учится подбирать слова (не менее двух), входящих в исходные слова.
ДУДОЧКА — дочка, удочка.
ДУБРАВА — дуб, вар, раб, ура.
ДНЕВНИК — веник, вид, дни.
ДРАМА — рама, дама, дар, рад.
ЖАВОРОНОК — ворона, вор, кожа, вар, кран.
Игра «Слова и буквы»
Задача : совершенствовать навыки звукобуквенного анализа, развить у детей умение составлять и придумывать слова, расширить их словарный запас.
I вариант . В течение ограниченного времени играющие должны вспомнить и записать как можно больше названий определенной группы предметов: городов, животных, цветов, профессий, фруктов и т. д.
По мере тренировки задание можно усложнить, придумывая слова определенной группы, которые начинаются на выбранную участниками букву.
Например: животные — кошка, собака, тигр, лев, медведь, лиса, зубр и т. д.; животные на букву К: кенгуру, коза, корова, крот, кот, куница и т. д.
// вариант. Играющие должны написать определенное количество слов — существительных, в которых часто встречается выбранная буква (например, буква А: барабан, карандаш, атаман, саламандра и др.) или которые начинаются и заканчиваются на эту букву (например, на букву О: окно, озеро, одеяло и др.)
Ill вариант. Играющие должны написать в алфавитном порядке слова определенной группы (названия городов, рек, животных, профессий и т. д.) по одному слову на каждую букву алфавита, кроме ы, й, ъ, ь.
Например: животные — антилопа, белка, волк, гепард, дикобраз, енот, еж, жираф, зубр, крот, лось, мышка, носорог и т. д.
Задача : развить у детей языковое чутье, умение подбирать слова, заканчивающиеся похожими звуками, расширить словарный запас детей.
Оборудование : слова, к которым будут подбираться рифмы.
Описание . Один из играющих называет слово, желательно простое и короткое, к которому следующие игроки подбирают рифмующиеся слова. Тот, кто не сможет придумать слово в рифму, получает минус. Если у игрока набирается три минуса, он выходит из игры. Выигрывает последний оставшийся.
Примеры рифмующихся слов:
Торт — корт — сорт — борт — порт — лорд — рекод — аккорд.
Сок — носок — песок — лесок — кусок — поясок — колосок.
Этаж — стаж — монтаж — трикотаж — репортаж.
Задача : расширить словарный запас детей, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа, умение придумывать слова на заданную букву и объединять слова в небольшие фразы.
Оборудование : заданные слова.
Описание . За основу записки берется одно из главных слов. Каждый играющий должен придумать фразу, в которой каждое слово начинается с одной из букв этого слова.
Например, взяли слово «СУМКА». Из букв этого слова можно придумать записку (объявление) из зоопарка: «Сегодня Убежал Медведь. Караул. Администрация». Или слово: «УБОРКА» — «Утром буду. Очень рада каникулам. Аня».
По мере тренировки можно усложнить игру, чтобы играющие придумывали записки на определенные темы: шуточные, деловые, объявления и т. п.
Задача : развить подражательность, эмоциональность, воображение детей, умение перевоплощаться в изображаемый персонаж.
Оборудование : атрибуты по теме инсценировки: маски, некоторые детали для костюмов (шапочки с ушками, усы, хвосты, короны, шляпы, фартуки, косынки и т. п.), несложные декорации (елки, березки, грибы, цветы).
Описание . Взрослый выбирает доступную по объему и речевому материалу сценку, затем распределяет роли между детьми и в виде вопросов — ответов проводит обсуждение содержания будущего «спектакля» (какие будут декорации и костюмы, какие свойства характера присущи каждому герою, как он должен разговаривать, ходить, вести себя) и небольшие репетиции. В ходе них взрослый показывает детям, как нужно произносить слова (четко, громко, красиво), говорит им, чтобы они смотрели на собеседника при разговоре, старались держаться естественно, не опускали голову.
На начальном этапе проводится разыгрывание небольших диалогов, можно в стихах, причем каждый «актер» должен знать свои слова наизусть. В этот период ребенок выступает с 1-2 репликами и общается только с одним партнером. Постепенно, по мере тренировки объем слов, реплик и партнеров, с которыми играет ребенок, увеличивается.
Задача : развить связную речь и фантазию ребенка.
Описание . Взрослый предлагает ребенку представить себя в какой-либо невероятной ситуации, подумать, как он будет себя вести, что делать, и рассказать об этом. Для этого взрослый дает ребенку начало рассказа, а ребенок старается его продолжить так, чтобы в нем было выдуманное и невыдуманное, и его было интересно слушать.
Например: «Вы с родителями и братом отправились в путешествие на корабле. Но вдруг начался шторм, и тебя унесла большая волна. Ты не утонул, а попал на небольшой необитаемый остров. Что ты будешь делать дальше? » (Начало рассказа для мальчика.)
Или: «Фея перенесла тебя в образе принцессы в сказку на бал в Королевском дворце. Что произошло с тобой там?» (Начало рассказа для девочки.) Или: «Представь(те), что окружающие нас неживые предметы могут думать и разговаривать. О чем они говорят? Какие у них характеры? »
Игра «Что на что похоже?»
Задача : развить ассоциативное мышление детей, умение сравнивать предметы между собой, фантазировать, совершенствовать связную речь.
Описание . Взрослый предлагает для сравнения любые знакомые детям слова. На начальном этапе можно использовать соответствующие им картинки. Взрослый может также прочитать ребенку стихотворение по теме игры, написанное Р. Сефом, и сам придумать какое-либо сравнение для примера, объяснив, почему он сравнил именно эти два предмета. Например, фары у машины как глаза у человека, стрекоза похожа на самолет и т. п. На свете все на все похоже, Змея — на ремешок из кожи, Луна — на круглый глаз огромный, Журавль — на тощий кран подъемный, Кот полосатый — на пижаму, Ты на меня, а я — на маму.
При обучении грамоте для быстрого и эффективного запоминания букв полезно сравнивать их с каким-либо предметом, придумывать, фантазировать, на что они похожи.
Например, буква Д — на дом, У — рогатка, Ж -жук, Т — молоток, О — пирожок, блюдо или дупло и т. д.
Игра «Отчего — почему» («Сочиним свою сказку»)
Задача : развить связную речь, воображение детей, умение рассуждать, объяснять и делать выводы.
Оборудование : начало рассказа или вопрос, придуманные взрослым, карандаши или краски, альбом.
I вариант. Взрослый предлагает ребенку сочинить свою сказку, например про героя любимого мультфильма, и начинает ее рассказывать: «Жил-был в лесу медвежонок Винни-Пух. Однажды пошел он гулять и встретил Ежика, который на спине нес яблоко. Винни-Пух был большим сладкоежкой, и ему тоже захотелось вкусных яблок поесть. » Ребенок должен придумать продолжение сказки.
IIвариант. Взрослый задает ребенку интересные вопросы, а тот должен придумать оригинальный ответ-объяснение .
Например: «Почему идет дождь? Отчего лето называют красным? Почему снег зимой белый?»
На начальном этапе взрослый направляет мысли ребенка, задавая уточняющие вопросы или начиная фразы, которые ребенок заканчивает. При необходимости можно использовать иллюстрации к обсуждаемым вопросам или самим вместе нарисовать картинки о сказанном-рассказанном. Через какое-то время с помощью этих картинок можно вспомнить и пересказать составленную сказку, похвалить ребенка, отметить его старания и хорошую память, поощрять его желание добавить какие-то новые детали, рассказать историю по-своему.
Игра «Ребусы и шарады»
Задача : развить сообразительность, логику детей, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа, расширить словарный запас.
Описание . Взрослый должен объяснить ребенку, что ребусы и шарады — это загадки, в которых заданное слово или фраза изображены в виде сочетания фигур, букв или других знаков.
По мере тренировки взрослый рассказывает о существовании нескольких правил для разгадывания ребусов.
1. Кавычка означает, что нужно убрать одну букву в начале или конце слова; две кавычки – две буквы, «стрекоза» получим «трек».
2. Если над картинкой написана зачеркнутая — буква, то ее необходимо выбросить из слова, обозначенного картинкой.
- Буквы могут находиться друг в друге или стоять ЗА, НА, ПОД, ПЕРЕД чем-либо.
- Стрелка означает движение, т. е. заменяется буквой «К».
- Если рисунок или предмет перевернут, то его значение читается с конца. Кавычки в этом случае действуют на перевернутое слово.
- Если под картинкой или словом даны цифры, это означает порядковый номер буквы в новом слове. Чтобы получить это слово, следует переставить буквы согласно этим цифрам.
Игра «Твоя комната»
Задача : развить воображение, представления и связную речь детей, выявить их предпочтения: какие вещи, предметы и игрушки им нравятся, есть ли интерес к книгам.
Оборудование : лист бумаги — «пустая комната» -на каждого ребенка, маленькие карточки с изображением предметов мебели, игрушек, бытовых приборов, книг, комнатных растений, домашних животных и т. д.
Описание . Взрослый предлагает ребенку выбрать нужные ему карточки, расставить их по своим местам в пустой комнате, затем рассказать о своем выборе.
Игра «Правильные поступки»
Задача : сформировать у детей представления о положительных и отрицательных поступках человека в повседневной жизни.
Оборудование : серия картинок, на которых изображены правильные и неправильные поступки детей, стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Описание . Взрослый предлагает рассмотреть картинки, дать оценку поступкам героев или разложить на кучки картинки с положительными и отрицательными поступками, объясняя свое решение.
Игра «Посмотри свой фильм»
Задача : развить у детей зрительное внимание, память и воображение, умение мысленно просматривать события уже прошедшие или представлять будущие.
I вариант: ряд любых слов для запоминания и фантазии.
II вариант : предложенная взрослым ситуация для придумывания продолжения или вопрос, требующий для ответа воспоминаний о прошедших событиях или впечатлениях.
I вариант. Взрослый предлагает ребенку запомнить последовательность любых слов. А чтобы сделать это лучше и интереснее, можно представить слова как героев какой-либо истории. Например, даны слова: жираф, газета, ветер, ромашка, вечер, река. Можно мысленно представить себе, как идет по африканской саванне ЖИРАФ. Вдруг он видит под ногами ГАЗЕТУ и начинает ее разглядывать. Легкий теплый ВЕТЕР переворачивает страницу, а там нарисована большая яркая РОМАШКА. Она выглядит как настоящая, так и хочется ее потрогать и понюхать. Потом наступает тихий летний ВЕЧЕР. Жираф укладывается спать и ему снится голубая, бегущая РЕКА.
Если нужно вспомнить заданные слова, пусть ребенок попробует закрыть глаза и просмотреть этот фильм еще раз. Слова вспоминаются в заданной последовательности сами собой.
// вариант. Взрослый предлагает ребенку вспомнить, например, как он отдыхал прошлым летом (ездил на море, в деревню к бабушке, гулял в парке и т. д.). Пусть он вспомнит, как теплая прозрачная вода качала его на волнах, как весело было ездить с друзьями на велосипеде, как захватывало дух от быстрой карусели и т. д., и потом как бы мысленно просмотрит эти свои воспоминания еще раз, как фильм.
Или взрослый предлагает ребенку представить себя, например, в роли президента (короля) какой-нибудь страны: какие приказы он отдавал бы своим подчиненным, где бы он хотел побывать, какие законы принять и т. д.
Задача : закрепить у детей представления о предметах мебели, посуды, бытовых приборах, их назначении, развить воображение, умение украшать и наводить порядок в квартире.
Оборудование : листы бумаги разной величины («пустые комнаты» в квартире), карточки с изображением предметов мебели, бытовых приборов, книг, комнатных растений, обоев, ковров, занавесок различных оттенков, домашних животных или игра «Моя квартира» с отдельными элементами.
Описание . В игре могут участвовать несколько детей, каждый из которых оборудует какое-то одно помещение (спальню, гостиную, кухню и т. д.): подбирает обои, ковры, расставляет мебель и другие предметы быта в зависимости от назначения комнаты.
Затем листы — «комнаты» выставляются в определенном порядке, а каждый «дизайнер» рассказывает, почему он выбрал именно эти предметы и цвета для своей «комнаты».
Игра «Четыре сезона»
Задача : уточнить и расширить представления детей о смене сезонов в природе, расширить словарный запас, умение сравнивать и придумывать слова-признаки, характеризующие времена года.
Оборудование : лист ватмана, разделенный на четыре части для каждого времени года, карточки с изображением природных явлений (дождь, снегопад, ветер, листопад, сбор урожая, отлет птиц и т. д.).
Описание . В игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них должен выбрать карточки для своего времени года и положить их на соответствующую часть ватмана.
Затем ребенок рассказывает о природных явлениях «своего» времени года, придумывая по ходу рассказа сравнения, слова-признаки, характеризующие его.
Например: снежная, лютая, суровая зима; долгожданная весна-красна; жаркое, знойное веселое лето; золотая, урожайная осень.
Игра «Все трудятся»
Задача : развить у детей интерес и уважение к труду, представления о физическом и умственном труде людей, выявить у детей склонности к определенному виду труда.
Оборудование : картина, разделенная на две части: на одной изображен человек за столом, на другой — человек с молотком; картинки с изображением людей разных профессий: учителя с детьми, врача в медкабинете, рабочего на заводе, инженера с чертежами, водителя грузовика, строителя на стройке, продавца в магазине и т. д.
Описание . Двое играющих должны рассмотреть картинки с изображением людей разных профессий, выбрать и назвать те, которые относятся к умственному и физическому труду. Затем каждый из них может составить предложения о каждой из профессий. Например: «Продавец продает разные товары. Учитель учит детей в школе. Врач лечит людей».
Задача : сформировать у детей умение планировать, представлять свою деятельность, выявить и расширить знания детей о продуктах, которые нужны для приготовления какого-либо блюда, какими приспособлениями и посудой при этом пользуются.
Оборудование : картинки с изображением предметов посуды (кастрюля, сковорода, ложка, нож и т. д.), кухонных приборов (плита, мясорубка, соковыжималка, холодильник и т. д.), различных продуктов (овощи, яйца, мясо, хлеб, макароны и т. д.).
Описание . Взрослый предлагает выбрать среди картинок изображения тех предметов посуды, приборов и продуктов, которые нужны для приготовления, например, супа или котлет.
Каждый из играющих выкладывает карточки и рассказывает о процессе приготовления заданного блюда в правильной последовательности. Блюда, предлагаемые ребенку, должны быть ему хорошо знакомы.
Игра «Дорожное движение»
Задача : закрепить знания детей о правилах дорожного движения, поведения на улице, сформировать умение соотносить себя с фигурами пешеходов, водителей, милиционера, представлять себя в его роли, т. е. разыгрывать повседневную жизнь города и побывать на месте взрослого.
Оборудование : макеты домов, зеленых насаждений, светофоров, моделей машин (или игрушечные машины), фигурки пешеходов, водителей, милиционера и т. д.
Описание . Каждый играющий выбирает себе фигурку, которую будет представлять. После этого все участники игры начинают переставлять свои фигурки, подчиняясь при движении сигналам светофора и знакам милиционера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческие игры имеют важнейшее значение для всестороннего развития личности, выступают связующем звеном в отношении к познаваемому. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности у ребен.
Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд – вот основные ступени, являющиеся основными для развития ребенка.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Детские игры – явление неоднородное. Существуют различные игр.
Методическая разработка раздела комплексной образовательной программы «Детство» В.И.Логиновой, Т.И Бабаевой, Н. А. Ноткиной.
Данная работа представляет собой конструкт занятия с использованием развивающей методики «Бусоград» (автор — Родина М.И.). Данная методика актуальна своей новизной и соответствием всем требованиям ФГО.
Старший дошкольный возраст — период расцвета игры — фантазирования. Отмечается ее ценность как особой творческой деятельности, в ходе которой ребенок созидает новый сюжет в идеальном плане (в виде пре.
Сообщение из опыта работы на тему «Развитие творческого мышления и воображения у детей через творческие игры и упражнения».