Скребицкий «Скоро зима»
Георгий Скребицкий «Скоро зима»
Люблю я бродить по лесу поздней осенью, перед самым приходом зимы. Всё в нём как-то примолкло, будто ждёт чего-то. Кусты и деревья давно сбросили листья, стоят совсем голые, потемневшие от осенних дождей. Опавшая листва не шуршит под ногами, как в самом начале осени. Теперь она плотно прибита к земле, лежит бурой преющей массой. По всему лесу от неё так славно пахнет деревенским холодным кваском.
А какая в лесу тишина! Только где-то в вершинах сосен и елей попискивают синички и корольки. Они перепархивают с сучка на сучок, копошатся среди ветвей, отыскивая там жучков.
Изредка тонко, протяжно засвистит в ельнике рябчик, и снова всё смолкнет.
Идёшь по влажной земле совсем бесшумно, идёшь и осматриваешься по сторонам, хочешь запомнить лес именно вот таким — угрюмым, нахмурившимся. Ведь очень скоро, может быть через день, через два, он станет совсем иным: весь посветлеет, оденется в белый снежный убор, сразу преобразится, как в сказке. И не узнать тех самых кустов и деревьев, на которые я теперь смотрю.
Вопросы для обсуждения
• О какой осени говорится в рассказе Г. Скребицкого «Скоро зима» — о ранней или поздней? О каких приметах поздней осени ты узнал из этого рассказа? Почему автор называет лес поздней осенью угрюмым, нахмурившимся? Как выглядят деревья и трава в таком лесу? Какие звуки можно услышать в эту пору? Как ты думаешь, почему в лесу всё приумолкло? Куда делись лесные обитатели? А как преобразится лес от первого снега, каким станет?
• Послушай рассказ Г. Скребицкого ещё раз. Попробуй рассказать об осеннем лесе так, чтобы было понятно, что ты им любуешься. Я буду начинать предложение, а ты заканчивать его:
1. Я люблю бродить.
2. Всё в нём примолкло, как будто.
3. Кусты и деревья. листва.
4. От неё славно пахнет.
5. В лесу тишина, только.
6. Хочешь запомнить лес.
7. Ведь очень скоро он станет.
• А теперь попробуй сам рассказать об осеннем лесе.
Скребицкий «Зима»
Георгий Скребицкий «Зима»
Зима. Лесная полянка покрыта белым пушистым снегом. Теперь на ней тихо и пусто, не то, что летом. Кажется — зимой на полянке никто и не живёт. Но это только так кажется.
Возле куста из-под снега торчит старый, трухлявый пень. Это не просто пень, а настоящий терем-теремок. Немало в нём уютных зимних квартир для разных лесных обитателей.
Под корой запрятались от холода мелкие букашки, и тут же устроился зимовать усатый жук-дровосек. А в норе между корнями, свернувшись в тугое колечко, улеглась проворная ящерица. Все забрались в старый пень, каждый занял в нём крохотную спаленку, да и заснул в ней на всю долгую зиму.
. На самом краю полянки, в канаве, под опавшими листьями, под снегом, будто под толстым одеялом, спят лягушки. Спят и не знают, что тут же неподалёку, под кучей хвороста, свернувшись в клубок, заснул их злейший враг — ёжик.
Тихо и пусто зимой на лесной полянке. Только изредка пролетит над ней стайка щеглов или синиц, или дятел, усевшись на дереве, начнёт выколачивать клювом из шишки вкусные семена.
А иной раз выскочит на полянку белый пушистый заяц. Выскочит, станет столбиком, послушает, всё ли спокойно кругом, посмотрит, да и дальше в лес побежит.
Конспект занятия по детской литературе «Рассказ Г. Скребицкого «Скоро зима»
Анна Петрашева
Конспект занятия по детской литературе «Рассказ Г. Скребицкого «Скоро зима»
Конспект по детской литературе в подготовительной группе
Тема: Рассказ Г. Скребицкого «Скоро зима»
Цель: Пополнение литературного багажа детей новыми рассказами.
1. Совершенствовать у детей умение отвечать на поставленный вопрос полным ответом.
1. Воспитывать у детей интерес к слушанию рассказов о природе.
1. Развивать у детей умение описывать звуками явления природы.
2. Развивать у детей воображение через использование приёма «Закончи предложение».
Отрабатывать дикцию детей, обращая внимание на четкое и правильное произношение слов.
Материалы и оборудование:
Книга, иллюстрации к произведению, портрет автора, музыкальное сопровождение, костюм осени.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Сейчас к нам придёт необычная гостья, давайте встретим ее!
Включается музыка, я вхожу в группу в костюме осени
В: «Здравствуйте, ребята! Я осень яркая, разноцветная! Принесла с собой ветра прохладные да дожди сильные. Но есть у меня в запасе и солнышко красное, и небо ясное; есть такие деньки.
А ещё, ребята, я принесла с собой произведение Г. Скребицкого «Скоро зима».
Хочу прочитать вам его, и узнать, насколько хорошо вы знаете осень и ее признаки, в том числе, и как выглядят деревья осенью.
Слушайте внимательно, потом я проверю, что же вы запомнили».
Читаю детям рассказ Г. Скребицкого «Скоро зима»
«Люблю я бродить по лесу поздней осенью, перед самым приходом зимы. Всё в нём как-то примолкло, будто ждёт чего-то. Кусты и деревья давно сбросили листья, стоят совсем голые, потемневшие от осенних дождей. Опавшая листва не шуршит под ногами, как в самом начале осени. Теперь она плотно прибита к земле, лежит бурой преющей массой. По всему лесу от неё так славно пахнет деревенским холодным кваском.
А какая в лесу тишина! Только где-то в вершинах сосен и елей попискивают синички и корольки. Они перепархивают с сучка на сучок, копошатся среди ветвей, отыскивая там жучков.
Изредка тонко, протяжно засвистит в ельнике рябчик, и снова всё смолкнет.
Идёшь по влажной земле совсем бесшумно, идёшь и осматриваешься по сторонам, хочешь запомнить лес именно вот таким — угрюмым, нахмурившимся. Ведь очень скоро, может быть через день, через два,он станет совсем иным: весь посветлеет, оденется в белый снежный убор, сразу преобразится, как в сказке. И не узнать тех самых кустов и деревьев, на которые я теперь смотрю».
В: Итак, ребята, я прочитала вам рассказ. Давайте с вами немного разомнемся, мы достаточно долго сидели.
Провожу физминутку «Совушка».
Выглянуло солнышко – прилетела совушка.
Прыг на ветку, на другую,
Покружилась на лужку,
И пошла опять довольно
Вновь гулять по бережку.
Итак,а теперь давайте поговорим насчет прочитанного:
В: О какой осени говорится в рассказе Г. Скребицкого «Скоро зима» — о ранней или поздней?
Д: О поздней осени.
В:О каких приметах поздней осени вы узнали из этого рассказа?
Д: «Опавшая листва не шуршит под ногами, она плотно прибита к земле, лежит бурой массой. По всему лесу от неё пахнет деревенским холодным кваском»; «в лесу тишина»
В: Почему автор называет лес поздней осенью угрюмым, нахмурившимся?
Д: Потому что деревья стоят голые, небо пасмурное, трава и листья темного цвета, пожухлые.
В: Как выглядят деревья и трава в таком лесу?
Д: Кусты и деревья сбросили листья, стоят голые, потемневшие от осенних дождей.
Опавшая листва не шуршит под ногами, лежит бурой преющей массой.
В: Какие звуки можно услышать в эту пору?Давайте попробуем изобразить:
Как шумит ветер в лесу?
В: А как стучит дятел по стволу дерева?
Д: Стучат по парте одним пальцем
В: А как качаются ветви деревьев?
Д: Показывают руками качающиеся деревья
В: А как шуршат ежики в осенней листве?
В: Куда делись лесные обитатели?
Д: Птицы улетели в тёплые края, звери начали готовиться к спячке заготавливать запасы на зиму.
В: А теперь давайте представим, что мы прогуливаемся по осеннему лесу
Я буду начинать предложение,а вы заканчивать его:
Я иду по лесу, смотрю вокруг и вижу (голые деревья).
Ветер срывает с них последнюю листву (она кружится в воздухе).
Я иду и трава под ногами (темно-зелёная, пожухлая, мягкая).
Я прислушиваюсь и слышу (как чирикают птички, слышу, как ветер (шумит в кустах и ветках деревьев).
Я вдыхаю воздух и чувствую запах (осеннего леса, прохладный и свежий).
Поднимаю голову, смотрю на небо (и вижу свинцовые тучи, а значит (скоро пойдёт дождь).
Дождь станет накрапывать и мы услышим (звук падающих капель, достанем зонтик и (пойдём гулять по осеннему лесу дальше).
Итоги занятия:
В: Итак, ребята, какое же произведение мы сегодня читали и о чем там говорилось?
Д: Мы читали рассказ Г. Скребицкого «Скоро зима», где автор описывал лес поздней осенью, и то, как лес готовится к зиме.
В: Правильно, ребята, а что мы делали после прочтения произведения?
Д: Мы отвечали на вопросы, а потом сами пробовали составить рассказ о том, как выглядит лес осенью.
В: Верно, ребята! У нас получился прекрасный рассказ, мы с вами как будто заглянули ненадолго в лес поздней осенью.
Вы большие молодцы, очень хорошо поработали сегодня!
Конспект урока литературного чтения по произведению Г. Скребицкого «Жаворонок» во 2 классе Урок литературного чтения МБОУ «ООШ с. Кучумбетово Перелюбского района Саратовской области» Г. Скребицкий «Жаворонок» Урок литературного.
Конспект беседы с детьми средней группы «Скоро зима» ЦЕЛЬ: Формировать у детей представление о жизни диких животных зимой. задачи: продолжать формировать представление у детей о питании диких.
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Скоро зима!» КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности «СКОРО ЗИМА!» (СРЕДНЯЯ ГРУППА) ВОСПИТАТЕЛЬ:.
Конспект ООД по развитию речи на тему «Пересказ рассказа Г. Скребицкого «В лесу» Конспект ООД по развитию речи на тему: «Пересказ рассказа Г. Скребицкого «В лесу»». Воспитатель: Мосевнина О. В. Задачи. Образовательные:.
Конспект открытого занятия «Скоро, скоро Новый год!» Конспект открытого занятия «Скоро, скоро Новый год!» Цель: закрепление знаний об особенностях праздника. Задачи: Образовательные: — активизация.
Конспект занятия «Рассказ про Осень» Описание: конспект занятия для дошкольников старшей группы. Цель: обобщить знания детей по теме «Осень». Задачи: Расширять знания у детей.
Конспект тематической беседы «Скоро, скоро Новый год» в старшей группе Цель: Знакомить детей с традициями встречи Нового года в России и в других странах мира. Систематизировать знания детей о праздновании нового.
Фотоотчет о беседе о жизни диких животных в лесу в средней группе «Скоро зима» Задачи:Образовательная: Формирование интереса к окружающей природе. Дать детям представления о жизни диких животных зимой. Закрепление знаний.
Конспект занятия по детской литературе в младшей группе «Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик» Тема занятия: Чтение стихотворения А. Блока “Зайчик”. Цель занятия: ознакомление со стихотворением А. Блока «Зайчик». Задачи. Образовательные:.