Стихи Генриха Вениаминовича Сапгира
Топ-10 стихотворений
Лучшие стихи Генриха Вениаминовича Сапгира по оценкам посетителей сайта.
Темы стихов Г. В. Сапгира
Стихотворения Сапгира Генриха, сгруппированные по темам, которые затрагивал поэт.
Все стихи Генриха Сапгира списком
Список из 71 поэтического произведения, написанного Генрихом Вениаминовичем Сапгиром. Чтобы быстро найти определенный стих, воспользуйтесь поиском по сайту вверху страницы.
Популярные поэты
Самые известные русские и зарубежные авторы стихотворных произведений.
Стихи Генриха Сапгира
Генрих Вениаминович Сапгир (1928 – 1999 гг) не сразу пришел к детской тематике. Его многогранное творчество глубоко проникало во многие сферы человеческой жизни, что по достоинству было оценено на неофициальном уровне читательских симпатий и официальном – наградами за вклад в отечественную словесность.
За свою большую творческую жизнь Сапгир был награжден многими государственными наградами:
- на фестивале малой прозы, посвященном И.С. Тургеневу, он был отмечен премией «За особые заслуги»
- премиями журналов «Знамя» и «Стрелец»
- Г.В. Сапгир являлся лауреатом премии Пушкина
Путь писателя к детскому творчеству
Сапгир стихи для детей начал писать после встречи с Борисом Слуцким, познакомившим его с главным редактором журнала «Детский мир». Эта встреча положила начало новой эпохи в творческой деятельности поэта.
У каждого писателя свой путь в литературе. До детских стихотворений Г.В. Сапгир выступал как социальный сатирик, в его творчестве нашла отражение пейзажная лирика и гражданская поэзия. Его перу принадлежат произведения такого поэтичного жанра, как сонет. У Сапгира их несколько циклов. Его поэтический дар обращался к словесному экспериментаторству, начало которому было положено футуристами.
Сапгир – великий экспериментатор слова
По мнению критиков, Сапгир искал гармонию в языке, смело экспериментировал. Особенно хорошо у Генриха Вениаминовича получалось это в детских стихотворениях, где он подарил жизнь целому поколению новых детских слов, увековеченных им не только в литературе, но и в жизни. Обогатил Сапгир стихи для детей такими милыми и не совсем понятными образами, которые нашли отражение в названиях многих его сборников и произведений:
И, поверьте, это только взрослым не совсем понятно, о каких героях идет речь. Дети же давно дружат с очаровательными героями Сапгира. Происходит это потому, что в душе писателя всегда жил большой ребенок, прекрасно владеющий детским языком. Этим простым и совершенно серьезным языком он написал много сценариев к горячо любимым детьми мультфильмам:
- «Небылицы в лицах»
- «Удивительный китенок»
- «Паровозик из Ромашкова»
- «Лягушонок ищет папу»
А всего мультфильмов, в которых Сапгир был автором сценария или его соавтором, свыше 50. Он написал слова песен к 12 мультфильмам, таким, как:
- «Дед Мороз и серый волк»
- «Золушка»
- «Приключения желтого чемоданчика»
Магия стихов Сапгира, чарующая детскую душу
Сокровищница детских стихотворений, песенок, мультиков, называемая творчеством Сапгира, представляет собой целую библиотеку для семейного чтения, в которой около 20 изданий. Начиная со стихотворений, очень маленьких и своеобразных: азбучек для детей дошкольного возраста – до увлекательного мира путешествий лучших друзей детей, животных, перед маленьким читателем и зрителем предстает фантастически красивый мир. Особенно подчеркивают его очарование возможностей мультфильма, увлекающего малышей в яркую и необыкновенно увлекательную страну, где живут добрые и благородные детские герои, обитают говорящие животные, цветут необыкновенной красоты цветы.
А за всем этим чудесным миром, щедрым на фантазию и выдумку, стоит любимый детский писатель – Генрих Вениаминович Сапгир. Именно ему родители обязаны широкими счастливыми улыбками своих малышей, которых им просто приходится «отрывать» от экранов телевизоров и мониторов компьютеров, если пришла пора спать, а мультфильм еще не закончился.
Генрих
Сапгир
Все стихи Генриха Сапгира
Бог
В густой траве валяюсь я,
Наслаждаюсь жизнью, как свинья.
На собственном носу
Тело мне щекочут ветки.
Где кончаются ветки –
Где кончаются пятки –
А кругом растёт трава,
И в траве валяюсь я,
Наслаждаюсь, как свинья.
Я размышляю о боге.
Я вытягиваю ноги
Не больше муравья.
Букашка лезет на былинку.
Ветром сдуло паутинку.
Пушинка заползла в ноздрю.
Ноздря сказала сочно: хрю!
И в траве валяюсь я,
Наслаждаюсь, как свинья.
Голоса
Вон там убили человека,
Вон там убили человека,
Вон там убили человека,
Внизу – убили человека.
Пойдём, посмотрим на него.
Пойдём, посмотрим на него.
Пойдём, посмотрим на него.
Пойдём. Посмотрим на него.
Мертвец – и вид, как есть мертвецкий.
Да он же спит, он пьян мертвецки!
Да, не мертвец, а вид мертвецкий.
Какой мертвец, он пьян мертвецки –
В блевотине валяется.
В блевотине валяется.
В блевотине валяется.
Берись за руки и за ноги,
Берись за руки и за ноги,
Берись за руки и за ноги,
Берись за руки и за ноги
И выноси его на двор.
Вытаскивай его на двор.
Вытряхивай его на двор!
Вышвыривай его на двор! –
И затворяй входные двери.
Плотнее закрывайте двери!
Живее замыкайте двери!
На все замки закройте двери!
Что он – кричит или молчит?
Что он – кричит или молчит?
Что он – кричит или молчит?
Что он? – кричит или молчит.
Дух
Звезда ребёнок бык сердечко птичье –
Всё вздыблено и всё летит – люблю –
И на лету из хаоса леплю
Огонь цветок – всё – новые обличья
Моё существованье фантастично
Разматываясь космос шевелю
И самого себя хочу настичь я
Стремясь из бесконечности к нулю
Есть! пойман. Нет! Ещё ты дремлешь в стебле
Но как я одинок на самом деле
Ведь это я всё я – жасмин и моль и солнца свет
В башке поэта шалого от пьянства
Ни времени не знаю ни пространства
И изнутри трясу его сонет
Душа
Не по любви а с отвращеньем
Чужое тело обнимала.
Не рада новым ощущеньям
На спинке стула задремала
Вина и водки нахлесталась
Подмышки серые от пота
Морщины страшная усталость.
Но предстояла мне работа
Меня вращали в барабане
Пытали в щёлочном тумане
Под утюгом мне было тяжко!
И вот обняв чужую шею
Я снова девственно белею
И пахну свежестью – рубашка!
Зелёная карета
(стихи Овсея Дриза в переводе Генриха Сапгира)
Спят, спят мышата, спят ежата,
медвежата, медвежата и ребята.
Все, все уснули до рассвета,
лишь зелёная карета,
лишь зелёная карета
мчится, мчится в вышине,
в серебристой тишине.
Шесть коней разгорячённых
в шляпах алых и зелёных
над землёй несутся вскачь,
на запятках – чёрный грач.
Не угнаться за каретой,
ведь весна в карете этой,
ведь весна в карете этой.
Спите, спите, спите, медвежата,
медвежата, медвежата и ребята.
В самый, в самый тихий ранний час
звон подков разбудит вас,
звон подков разбудит вас.
Только глянешь из окна –
на дворе стоит. весна.
Спят, спят мышата, спят ежата,
медвежата, медвежата и ребята.
Все, все уснули до рассвета,
лишь зелёная карета,
лишь зелёная карета.
Киносеанс
В церкви выключили свет.
– Мы любви не видели!
– Тише вы, безбожники!
Безбожники внесли икону.
Сразу стало меньше шума.
Тут со сцены говорят:
На антирелигиозную тему.
Всё, граждане, один
Вскочили с мест:
– Тащи его за хвост
– Хватай его за холку!
Директор клуба втихомолку
Схватил жену киномеханика.
Она молчала, словно рыба.
В будке киномеханика
В общем, была паника!
В это время дали свет.
Кира и гашиш
Не соображает ни шиша.
Что с тобою, Кира?
Что другое полушарие
(Поехали китайцы, китайцы,
В образе японки
Смотрит на партнёра –
Свалился на пол.
Обливаясь кровью, вор
Клянется, что всех
(Китайцы померли со смеху).
Ура, китайские эмоции!
Продолжение – в милиции
Дело пахнет гашишём.
Начальника паспортного стола!
Всё тонет в волнах гашиша.
Возвышается на площади Маяковского.
Кошка и Саранча
Налету поймала кошка саранчу,
В темноте играла кошка с саранчой,
Саранчой хрустела кошка на свету,
В темноте пожрала кошка саранчу,
Налету поймала кошка темноту,
В темноте играла кошка с темнотой,
Темнотой хрустела кошка на свету,
В темноте пожрала кошка темноту,
Налету поймала кошку саранча,
Саранча играла с кошкой в темноте,
Саранча хрустела кошкой на свету,
В темноте пожрала кошку саранча,
Налету поймала кошку темнота,
Темнота играла с кошкой в темноте,
Темнота хрустела кошкой на свету,
В темноте пожрала кошку темнота,
Темнота поймала темноту налету,
Темнота играла с темнотой в темноте,
Темнота хрустела темнотой на свету,
Темнота пожрала в темноте темноту.
Летучая фраза
любит русский писатель как русский /это известно/
любит русский писатель как никто /это возможно/
любит русский писатель: никто я! никто! /это слыхали/
никто не любит как русский писатель /это уже перебор/
есть русский писатель и есть русский никто
любит русский никто как русский
любит русский никто как русский писатель
любит русский никто как никто
никто не любит чтобы ему – писатель!
любит никто чтобы ему – писатель! –
чтобы русский писатель ему как никто!
а русский писатель не любит не любит
писатель не любит как русский писатель
как русский не любит и как писатель
писатель любит чтобы ему – никто! –
чтобы никто: «писатель! не любит!» –
ни писатель ни русский – никто и никто
Любящие
что твои спутники в космосе!
листья смешались с чувствами –
не перестаю удивляться –
так и живут – смешно и наивно –
самолетам бомбам ракетам
текущим в твоей крови –
радуясь и огорчаясь
весь ворох взметнувшись в ветре –
то взрываемся гневом
то разгораемся страстью
великой толпой влюблённых
и сотрясают небо
удары двух сердец –
и разве наш торопливый полёт –
одного другого третьего –
великой толпой влюблённых
не полёт к намеченной цели?
да! да! самоуничтожение –
так молодость живёт
в стареющей душе –
приветствуют крики твои.
Широко набегает на пляж
И старых философов нашего времени
Сидят и лежат на белом песке
Бросила песком в Льва Толстого
Песок – сквозь тело –
Кто-то прошёл сквозь раввина
Чужая тёмная спина
Похожий на Сократа
– Что есть истина?
Спросила половина раввина
И пустой Лев Толстой
– Истина внутри нас
Только солнце и тень
Возразила другая тень
Рассыпая песок и камни
И пошли по пляжу
Разбредаются в разные стороны
Говорят о жизни и смерти
Остальные – высокие облачка
На шпалах
Разгружал стальные балки.
Водку пил с обходчицей.
Из-под век видны белки.
Провода. Их тихий звон.
Щит: ЗАКРОЙ СИФОН
Стоит к нему обращена.
Ветер сдул подол юбки:
Чулки, белое тело.
– А я тебя ожидала.
Вымя сжал корявой лапой.
Повалил её на шпалы.
И ощерясь жарко дышит.
СТРЕЛКА МАНОМЕТРА НА ПРЕДЕЛЕ!
Рванулся. Держит, не пускает.
Обессилен весь от страха.
Гул и голос паровоза.
И раскромсают на куски:
Ноги там, руки тут,
Грохот рядом! Кое-как
Вырвался из цепких рук,
Выскользнул из-под колёс,
Покатился под откос.
Длинная вереница металла.
Голова гудит, как чугун.
Обезьян
Разглядела его, по совести сказать, слабо.
Утром смотрит: весь в шерсти.
Муж-то, господи прости,
А прикинулся брюнетом, чтобы, значит,
Обезьян кричит и скачет,
Кривоног и волосат.
Молодая чуть не плачет.
Обратилась в суд.
Говорят: нет повода.
Не дают развода!
Двух мартышек родила.
На колокольню Ивана Великого от радости залез
И там на высоте,
На золотом кресте
Трое суток продержался, вися на своём хвосте.
Дали ему премию –
Жена чего не пожелает, выполняется любой её каприз!
Что ж, был бы муж как муж хорош,
И с обезьяной проживёшь.
На что жалуетесь, гражданка?
Была она баба бойкая,
А тут будто язык отнялся,
Стоит, плачет, ничего сказать не может.
Дать ей новую квартиру
И 10 тысяч от моего имени.
Памяти отца
И времени больше не стало.
Это случается часто –
По заявлению Иоанна Богослова
И примечаниям Екклезиаста.
Под синим небом Вострякова
Во избежание лишней тряски
Гроб погрузили на салазки,
Всё обращался к тебе: – Беньямин!
Без рода и племени?
Неужели не стало времени?
Памятник
Всем на обозрение
Косматится гривою гения.
Приятель говорит приятелю:
Дебаты возле монумента.
Толпа окружила студента:
Двое роняют на мрамор
Вышли из училища.
Смотрят на влагалище.
Во мне рождает вдохновение.
Парад идиотов
Иду. А навстречу
Идиот – из ушей пучки ваты
Идёт идиот вёселый
Идёт идиот тяжёлый
Идёт идиот симпатичный
Идёт идиот апатичный
Идёт идиот нормальный
Идёт идиот нахальный
Идёт идиот гениальный
Идёт идиот эпохальный
Одни идиоты прилично одеты
Другие похуже – небриты помяты
Одни завернулись по-римски в газеты
Другие – в свои чертежи и расчёты
Иные свой стыд прикрывают зарплатой
Иные учёностью эти – работой
Идёт идиот чуть не плача
«Несу я одни неудачи
И я – неврастеник
Идут идиоты – несут комбинаты
Заводы научные институты
Какие-то колбы колёса ракеты
Какие-то книги скульптуры этюды
Несут фотографии мёртвой планеты
И вовсе невиданные предметы
Идут идиоты идут идиоты
Вот двое из них избивают кого-то
А двое других украшают кого-то
Какого-то карлика и идиота
Идиоты хорошие в общем ребята
Да только идти среди них жутковато
Идиотские песни поют идиоты
Идиотские мысли твердят идиоты
И не знают и знать не хотят идиоты
Что однажды придумали их идиоты
Идут работяги идут дипломаты
Идут коллективы активы и роты
И вдоль бесконечной кирпичной ограды
Идут идиоты идут идиоты
Играет оркестр «Марш идиотов»
Идут – и конца нет параду уродов
И кажешься сам среди них идиотом
Затянутым общим круговоротом
А может быть это нормально? Природа?
И есть и движенье и цель и свобода?
Недаром же лезли на ствол пулемёта
Как листья осенние гибли без счёта.
Так пусть же умру за мечту идиота
С блаженной улыбкою идиота
Поэт и муза
Поэт на стол залез.
И девушка по имени Муза.
Фса, фсса, ффссса!
Музы: – Мало пафоса.
Поэт: – Продолжать дальше?
Музы: – Продолжайте. Больше
Поэт: – Винт завинчен до отказа.
Не крутите слева направо!
Свинтил её, подлец!
Девушка по имени Муза:
Поэт: – А ваше мнение?
Гласит античный хор.
Поэт превращается в белку,
Прыгает на книжную полку.
Говорит об ощущении,
Что современность – это фантом.
Музы выражают своё возмущение.
Никогда я не был дилетантом!
Пьяный сонет
Навеселе под мухой под хмельком
За друга для сугрева для настроя
У магазина вздрогнули – нас трое
А кто-то в одиночку и молчком –
Наклюкался надрызгался надрался
Как зюзя назюзюкался раскис
Набрался налакался настебался
До чёртиков! до положенья риз!
Нарезался. Распался по-российски
Пьян в дребодан! в дым! в сиську и в сосиску!
– Поколбасись ещё! похулигань
Спой песню нам про цветики-цветочки
Нафиздипупился. Дошёл до точки
Пьянь распьянющая! Распьянь и перепьянь.
Раздумье
шум трамвая отдалённого
разделся в котельной
до майки нательной
там на улице Поленова
(врёшь) на Ленинском проспекте
в ночь под утро –
цифры в милицейском акте
в куртке с голым животом
вот и спросят завтра нас:
Свидание
И вдруг – соседи, муж, ребёнок.
Комната полна пеленок.
Они развешаны повсюду.
Сестра сердита, бьёт посуду.
Ребёнок закатился в плаче.
Его баюкает старуха.
Где до сих пор ты шлялась, шлюха?!
– Гу-гу-гу! – гудят соседи.
На голову нам лезут дети:
Постой, она же здесь была.
Её ищу я, беспокоясь.
Иду по длинному перрону.
Мчусь по кочкам.
Кричу последнему вагону:
И машут мне платочком.
Смерть дезертира
– Отстал от части.
– Расстрелять его на месте.
(Растерзать его на части!)
И в солнце облака.
Бомба массою стекла
Сознания распалась связь.
Комар заплакал, жалуясь.
Вьётся и на лоб садится,
Не смахнуть его с лица.
По участку ходит мрачен,
На доме прохудилась крыша,
Черви съели яблоню.
Сдох в сарае боров,
Нет на зиму дров.
А жена? Жена румяна –
На щеках горят румяна,
Она гуляет и поёт, –
Никого не узнаёт.
Говорит: «Чудные вести:
Пропал без вести,
Расстреляли перед строем!»
– Смотри: ещё живой.
– Оставь, куда его нести,
(Комар не отстаёт, звеня.)
– Братцы, убейте меня.
Солдаты и русалки
Старшина привёл солдат
С другого берега орут:
– Ог-го-го! Плывите к нам! –
Это девки из посёлка.
– Старшина, мы – ненадолго. –
Отлучились за вином.
На лугу – гуляние,
А в лесу – свидание.
Солдат Марусю тащит
Везде – разбросанные вещи.
И порожняя посуда.
Ефрейтор и Лида
Притихли в траве.
Он её не выпускает,
И она его ласкает
По арбузной голове
Вдруг нарушил их покой
– По команде становись! –
Выбегают из кустов бузины,
Строятся в ряды.
Ликует плач и смех.
Идут. Пылят. Поют в посёлке.
Портянки плавают в пруду.
Очевидно, все русалки
Забеременеют в этом году.
Сон наяву
На окне – решётка!
Может, это – чья-то шутка?
Только не пугаться,
Только не пугаться,
Спаси меня от страха!
Умирая от мигрени,
С листком тетрадки?
Прохожу в апартаменты.
Это же – бомбоубежище!
Мне навстречу поднимается
А на столе – невинный
Из-под листа – крысиный
Странная столица
Москва притворяется западом
с привокзальным убийственным запахом
Ещё не родившимся
что-то брезжит нам вне поля зрения
мы вместе но не знаю где
двум-трём друзьям
скорее дуновение чем облик
и ещё не родившимся
мгла наступает от залива
и больше предчувствие чем дуновение
и высветляется лениво
слать ежедневно
луна – и отблеск на воде
задумчивые открытки
и даже не это а чудится всё
если эти стихи повторять про себя
то это самое то чего нет –
человек далеко за холмами
радость сейчас! –
но всё-таки есть и как будто мигает
зарница? – прочтут её в будущем –
идущий полынной дорогой
из чего заключат
птица с тёмной обочины
что есть средоточие – о! человек
не услышит себя так увидит
занят этим больше чем предполагает