рисование тычком

Самоделки

Рисование методом тычка с детьми дошкольного возраста

Одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия является рисование. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение двух задач , взаимосвязанных между собой:

— Необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, к событиям нашей жизни;
— Сформировать у них изобразительные навыки и умения.

Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой. Поэтому разработка методического обеспечения занятий с детьми является важной и ответственной задачей.

Многие методические приемы, положенные в основу развития навыков рисования, не лишены недостатков. Например:

-Сложной для детей – дошкольников задачей будет являться методика изображения предметов тонкими линиями, т.к. у них в силу возрастных особенностей не сформированы графические навыки и умения.

-Не ориентирована на дошкольный возраст также техника раскрашивания рисунка с помощью мазков или методом заливки. При таком раскрашивании изображения предметов получаются однотонными, плоскими, а при использовании акварельных красок – еще и прозрачными.

Такие приемы затрудняют адекватное исполнение и восприятие рисунка. Я хочу представить вам опыт обучения рисованию методом тычка.

Преимущества метода тычка:

Предлагаемый метод:
— позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
— дает возможность прочувствовать многоцветное изображение предметов, что несомненно важно для наиболее полного восприятия окружающего мира;
— формирует эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
— способствует более эффективному развитию воображения и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей – рисунки, созданные способом тычка, эстетичны и понятны как самому ребенку, так и окружающим.

При рисовании методом тычка используется гуашь, она должна быть густой, кисточка – жесткой, и самое главное сухой.

Методика рисования тычком для младших дошкольников состоит в следующем: воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур какого – либо предмета. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур данного предмета (изображение животного, птицы), называя вслух его части (голова, уши, хвост). Начав рисовать они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка (глаза, нос, усы, лапы и пр.) дети рисуют концом тонкой кисти.

Дети старшего дошкольного возраста должны самостоятельно рисовать контуры предметов простым карандашом или сразу кисточкой, используя геометрические фигуры в разных сочетаниях. Методика закрашивания такая же. В процессе закрашивания тычками нарисованные предметы приобретают форму и объем, приближенные к реальным.

Методические рекомендации по рисованию способом тычка.

1. Занятия проводятся 1-2 раза в месяц.
2. Гуашь для занятий должна быть густая. Лучше всего ее раскладывать понемногу в маленькие розетки.
3. Бумагу можно использовать любых цветов и размеров.
4. Должно быть не менее двух кисточек (одна жесткая).
5. Необходимы также банка с водой, подставка для кисточек, тканевая салфетка, простой карандаш.

Перед занятием можно провести небольшое упражнение – разминку с кисточкой:

Кисточку возьмем вот так:
Это трудно? Нет, пустяк.
(Рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части).
Вверх – вниз, вправо – влево
(Выполнять движения кистью руки).
Гордо, словно королева,
Кисточка пошла тычком,
Застучала каблучком.
А потом по кругу ходит,
Как ребята в хороводе.
Вы устали? Отдохнем
И опять стучать начнем.
Мы рисуем: раз, раз…
Все получится у нас!
(Кисточку поставить вертикально. Сделать несколько тычков без краски).

Как показала практика, детям нравится так рисовать, они легко усваивают данный способ. Как уже отмечалось, рисование тычками стимулирует развитие мелких мышц кисти руки, поэтому детям впоследствии легче овладевать и другими способами рисования.

Работы детей в предложенной технике получаются интересными, выразительными, красочными и радуют как самих маленьких художников, так и их родителей.

Список литературы:

К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»

Автор: Мехоношина Анастасия Григорьевна,
воспитатель,
МБДОУ № 385 «Сказка», г. Екатеринбург, Россия

Статья размещена в авторской редакции

Нетрадиционная техника рисования «методом тычка». Мастер-класс с фото

Автор: Крутенкова Алёна Дмитриевна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДО «Дом детского творчества» с. Молчаново Томской области

Мастер-класс предназначен педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов, воспитателям, обучающимся от 5 лет и выше.
Работы, выполненные по «методу тычка», могут стать коллективным делом при оформлении праздников, украшением интерьера и подарком для родных и близких друзей.

Нетрадиционную технику рисования «метод тычка» освоила совсем недавно. Сначала она мне почему-то не понравилась. Но для летнего лагеря запросили занятия, которые бы способствовали развитию детей и создавали ситуацию успеха. «Ниткография» (можно посмотреть здесь /blogs/al-na-dmitrievna-krutenkova/nitkografija.html), «Монотипия» и другие способы нетрадиционного рисования были уже хорошо поставлены на поток. На свой страх и риск решила попробовать рисовать ватными палочками «методом тычка». Так и мастер класс назвала «Ватные палочки». Сначала даже мыслей особых не было: решила, пусть каждый ребёнок выложит по контуру своё имя. Пока ребятишки работали, внимательно наблюдала за ними, что-то советовала, примечала. Сработало то, что каждому ребёнку нравилось собственное имя, которым его нарекли родители. Итог первого эксперимента понравился не только мне. На планёрке решили дать детям задание: сделать ватными палочками надпись: «С днём рождения! ДОЛ «Восход» — 35 лет!». Отпечатали детям буквы и цифр на компьютере, чтобы был выдержан единый стиль, и раздали каждому ребёнку по листу. Дети опять смогли удивить взрослых! Каждая буква была по-своему интересна, необычна.
После таких экспериментов мы стали работать по сюжетным картинкам: наблюдать, подмечать, создавать. Добавили к ватным палочкам зубочистки – получилось ещё интереснее. Оказывается, при создании рисунков «методом тычка» можно играть цветом, тоном, нажимом, насыщенностью точек на листе бумаги. Естественно, рисунки получаются декоративными, необычными, а главное, всегда получаются у ребятни. Работала с разными возрастными категориями детей. Малышам распечатывала рисунки на компьютере, и их главная задача была – не выйти за границы рисунка, более старшие дети создавали свои шедевры.

Цель: создание условий для экспериментальной деятельности обучающихся.
Задачи:
— познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «методом тычка»;
— создавать ситуацию успеха на занятии;
— закреплять технологию растяжки тона, умение смешивать краски механическим путём;
— подмечать связь изобразительного искусства с геометрией;
— развивать мелкую моторику рук;
— воспитывать аккуратность, терпение;
— содействовать индивидуализации, самовыражению, самореализации.

Материалы и инструменты, которые Вам пригодятся:
— ватман, формат А -4;

Если у детей получились жирные линии, предлагаю им пройтись полностью по рисунку ластиком, рисунок всё равно виден – работа от этого только выиграет.

Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Рисование жесткой кистью методом «тычок»

Данный материал будет интересен для воспитателей ДОУ в работе с детьми дошкольного возраста, для родителей. Рисунок можно использовать в качестве подарка, украшения комнаты.
Цель: создание условий для реализации индивидуально-творческих способностей детей.
Задачи:
— познакомить с нетрадиционными техниками рисования;
— формировать умения создавать (в совместной с педагогом деятельности и самостоятельно) несложные изображения, ассоциировать изображение с предметами окружающего мира;
— развивать технические умения, зрительно-моторную координацию, моторные характеристики и формообразующие умения;
Материалы и инструменты:
— наглядный материал (картина, иллюстрация или натура);
— бумага для рисования;
— густая гуашь;
— жесткая щетинная кисть для клея;
— тряпочки для сушки кисти.

Я работаю в первой младшей группе (дети 2-3 лет). На проведение образовательной деятельности (занятие) отводится 10 минут. Как хочется в этот малый промежуток времени дать детям максимум интересной информации, почитать стихи, сделать физминутку, дыхательную гимнастику и сотворить очередную красоту…Особенно, когда вокруг цветут цветы небывалой красоты! Красота их так недолговечна.
А как же сохранить в памяти красоту цветов? Ну, конечно, мы можем их нарисовать.
О. Чусовитина «Подарок маме»
Маму я свою люблю,
Ей подарок подарю.
Я подарок сделал сам
Из бумаги с красками.
Маме я его отдам,
Обнимая ласково.
Для занятий по рисованию я «нашла» помощницу – жесткую щетинную кисть для клея. Для работы нам нужна сухая кисть, а, если случилось так, что надо смыть краску, то кисть после промывания в воде необходимо просушить тряпочкой. Гуашь нам нужна густая. Краску набираем на кончик кисти и «стучим» кисточкой, нанося краску на бумагу. «Стучим» — именно так мы и говорим с малышами. Кончик кисточки смотрит в потолок.
Какие прекрасные работы у нас получаются.
Пришла весна, пригрело солнышко и вот они… одуванчики.
Высоцкая О. «Одуванчик»
Уронило солнце

С. Есенин «Черёмуха» (отрывок)
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.

А. Барто «Весенняя гроза» (отрывок)
Черёмуха, черёмуха
В овраге расцвела.
Черёмуха, черёмуха
Стоит белым-бела.
А вот и май пришел. В воздухе запах сирени.

Светлана Джус «Сирень»
Куст расцветает сиреневым цветом,
Только цветет он весной, а не летом.
Пчелки летают вокруг и жужжат:
«Очень приятен цветов аромат.
Будем кружить мы над ним целый день.
Ах! До чего же красива сирень!»

Для детей 2-4 лет мы делаем заготовки на каждого ребенка.

Вот и осень наступила. Но на клумбе еще есть прекрасные цветы.

Марина Блинникова «Астра».
Есть цветок такой в саду
и похож он на звезду.
Может быть любого цвета.
Для осеннего букета
соберём цветок прекрасный,
называется он — АСТРА.

Оцените статью
На новый год
Добавить комментарий