Урок развития речи, 3 класс
Урок развития речи 3 класс
Тема : Реставрация текста « Лиса и Рак»
— проверка уровня сформированоости коммуникативно-речевых умений обучающихся ;
— знакомство обучающихся с понятием « реставрация текста» ;
— формирование умения понимать тему и выделять основную мысль текста;
— осознание обучающимися взаимосвязи различных уровней языка.
У нас сегодня необычный урок. На уроке присутствуют гости — давайте с ними поздороваемся.
Сейчас урок развития речи – один из интересных, но сложных и трудных уроков в начальной школе.
— Поднимите плечи вверх, стараясь достать до ушей.
— Теперь поочередно одно плечо вверх, другое – вниз.
— Разотрите шейный отдел позвоночника.
— Погладьте себя по голове и скажите:
« Какие мы хорошие. Мы все сможем» .
— Вы любите преодолевать трудности?
— Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
— Трудность всегда преодолевается. Если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
— А давайте послушаем сами себя. Какое настроение у нас сейчас?
— Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на уроке?
— У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.
— Все ваше хорошее настроения я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее тучками.
4. Знакомство с понятием « реставрация» ( слово написано на доске)
Обучающиеся хором орфографически и орфоэпически произносят это слово.
Реставрация – это восстановление обветшалых или разрушенных памятников старины, искусства в первоначальном виде. ( репродукции) Восстановление идёт обязательно в соответствии с замыслом авторов, которые создавали эти произведения. Если же неизвестно точно, во всех деталях, как выглядели здания или картины раньше, то реставраторы могут вносить что-то и от себя. Но это новое не должно противоречить тому, что было сделано раньше.
— А можно ли реставрировать речь? Вспомним, из чего состоит речь
( текст, предложение, слово, слог, буквы или звуки)
Я предлагаю вам побывать в роли реставраторов, но не обычных, а реставраторов речи.
Реставрация письменных букв.
и л а с а р к ( буквы сначала не дописаны)
Реставрация слова на основе данных отдельных букв.
Посмотрите на наши отреставрированные , восстановленные буквы. Они похожи на кусочки орнамента, когда – то составлявшего слова. Попробуйте составить слова из букв .( лиса, сила, акр, рак, кар)
— Как вы думаете, если речь идёт о двух героях текста, то какие слова мы можем выбрать?
Буквы и слова мы сумели отреставрировать. Что мы будем восстанавливать дальше? Обратите внимание на схему.
ВСЕМУ КРАСА ЛИСА РЫЖАЯ СВЕТУ
Посмотрите, если ли здесь слова, которые рифмуются между собой. ( лиса , краса) Что такое рифма? Эти слова помогут нам составить предложения. Что еще поможет отреставрировать поговорку? С какого слова мы начнем? Почему? Запишем в тетради.
— Здравствуй, Лисонька! Расскажи нам о своем имени-отчестве. Отчество у тебя особенное – Патрикеевна. Откуда оно?
Лиса Матушка говорила, что 600 лет тому назад жил царь и звали его Патрикей Наримунтович, он был очень хитрый и изворотливый. С тех самых времен имя Патрикей стало синонимом слову « хитрец»
— Так как лиса считается очень хитрой, она и получило это прозвище. Но на самом деле лиса не столько хитра, сколько любопытная.
Лиса . Да, когда я была молодая я и в капканы попадала. Везде все успеть надо.
— Лиса быстро бегает. Она умеет ползать, мчаться во весь дух и делать большие прыжки. Лазает она тоже довольно хорошо.
Лиса. Иногда мы можем взбираться на нижние ветки деревьев. А еще не боимся воды, т.к. умеем плавать. Живем мы в норах. Между собой лисы живут не дружно, поэтому не собираются в стаи. Когда мы ловим мышей, люди думают, что мы танцуем: встаем на задние лапки и ходим мелкими шажками. И представляете, даже есть такой танец фокстрот – « Лисий шаг». Вот мы какие – и прозвище у нас особенное. А еще я очень люблю, когда меня хвалят.
Работа с графическим словарём настроения
Найдём в нашем словаре карточку, где выражена радость. С помощью отреставрированной поговорки похвалим лису, порадуем, какая она красивая. А теперь сердимся на лису за ее проделки. А теперь скажем это предложение от имени самой лисы.
Лиса . Ой, спасибо порадовали. А сейчас побегу я к лисятам. До новых встреч.
Ре6ставрация текста — повествования « Лиса и Рак»
— Мы сумели провести реставрацию всех языковых единиц, кроме…… ( текста)
Реставрация текста — самая сложная работа, но мы уже многому научились и справимся с ней. Наш текст рассыпался на отдельные слова , но эти слова встали в алфавитном порядке. Я дважды прочитаю вам эти слова вслух. Записывать их не надо. Слушайте и представляйте, о чем этот текст, что в нем главное, то есть какова тема и основная мысль текста. Если что- то забудете, можете добавить свое, но так, чтобы теме и основной мысли это не противоречило. Мы ведь сейчас не сами сочиняем текст, а только реставрируем его, хотя и для этого необходимо творчество. Восстановить текст вам поможет и заголовок — « Лиса и Рак»
Написание отреставрированного текста.
Итог урока. Рефлексия
— Что понравилось? Что запомнилось? Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?
Найдите у себя на столе солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая соответствует вашему настроению.
Д /з Мини – сочинение « Я – лиса»
Говорить, давай, давно, до, добежал, ей, за, лиса, лишь, место, отцепился, перегоняться, побежала, повстречались, рак, только, тут, уже, уцепился, хвост.
Основные микротемы: спор лисы и рака, хитрость рака, уцепившегося лисе за хвост, « победа» рака, обманувшего самого хитрого зверя русских народных сказок – лису.
Урок развития речи(3 класс)
Тема: Развитие речи. Работа с деформированным текстом
Цель: Конструирование предложений из слов, текста из предложений.
Задачи: Развивать речь на основе конструирования предложений, умения составлять логическую связь между словами в предложении. Расширять кругозор учащихся, активность словарного запаса. Воспитывать истинную доброту, любовь к природе.
А также: формировать умения работать в группе, уважительное отношение к иному мнению — готовность признавать возможность существования разных точек зрения, понимания того, что каждый имеет право высказывать свою точку зрения, аргументируя ее; развивать вариативность сознания, умения анализировать, обобщать информацию.
Оборудование: презентация к уроку, карточка для индивидуальной и групповой работы.
Организационный момент. (фрагмент песни «Дорогою добра»)
(на доске): Урок развития речи. Работа с деформированным текстом.
-Перед вами ребус. Отгадайте, что за слово зашифровано? Подберите однокоренные слова.
— Какого человека можно назвать добрым? Добрый тот, кто любит людей. Добрый тот, кто помогает другим, любит природу. А как вы думаете, для чего нужно быть добрым? Если каждый человек будет стремиться стать лучше, не будет ссор, войн. Добро — это основа жизни. Если будет доброта, то не будет зла. Если не будет зла, то будет мир на Земле. Быть добрым — это значит помогать друг другу и природе. А кто должен сделать мир добрее? Мы, люди! В каждом из нас есть доброта.
— А как вы думаете, зачем я ввела в урок это слово? Как оно может быть связано с нашим уроком? Как вы думаете, какова тема нашего урока? Какие цели поставим перед собой?
-Но, прежде чем мы займёмся работой с главным текстом нашего урока, я предлагаю провести речевую разминку.
(повторить понятия: синонимы, антонимы, текст, тема текста, идея, главная мысль)
Из двух вариантов выберите тот, на котором текст. Докажите.
1.Наступила зима. У Ани живёт маленький щенок. Утром я завтракаю и иду в школу.
2. В нашем дворе много зимующих птиц. Птицы ищут корм на деревьях, под деревьями. Птицы прилетают на кормушки, созданные руками школьников. Интересно наблюдать за птицами в кормушке.
-В тексте допущены грубые речевые ошибки. Какие? (Повтор одинаковых слов «птицы» в соседних предложениях). Исправьте ошибки, заменив слово «птицы» местоимениями или другими словами, где необходимо. Для чего мы выполняли данное задание?
-Подберите синонимы к словам ловушка, навестил, стреляют, размышлял.
-Подберите антонимы к словам доброе, мудрец, огорчённый, плохо.
Даны слова: король, спасал, больной, кормил, птенец
-Чем похожи слова? Найдите общее в них.
(это самостоятельные части речи, в единственном числе, в мужском роде, ударение на 2 слог, 2 слога, начинаются на согласный звук, орфограмма безударный гласный)
— Используя эти слова, меняя форму, (можно добавить 1-2 своих слова), составьте предложение. Какое более удачное на ваш взгляд? (используя слова: спас, накормил)
Работа по теме урока. Групповая работа.
Реальность или вымысел?
— Речь в данном предложении идет о реальном событии или это предложение из сказки? Докажите свою точку зрения.
— А в некоторых странах и в наше время правят короли. Например, Бельгия, Испания, Норвегия, Швеция.
Тема нашего урока — работа с деформированным текстом. Творить сегодня будем в группах. Поэтому сначала вспомним «Правила работы в группе»
Работать дружно, не ссориться, каждый имеет право на ответ.
Работать тихо, не мешая другим группам.
Уважительно слушать другие группы, не перебивая отвечающего.
Все дополнения только после полного ответа группы.
— А теперь каждая группа получает свои слова, из которых надо составить 1 предложение.
Работа с карточками (приклеить слова в правильном порядке)
1) принесёт, живую, во, дворец, кто, птицу, тот, риса, получит, горсть.
2) и тут, удивился, ему, мудрец, короля, зачем, навестил, и, птиц, столько.
3) это, наставили, услышали, множество, в лесу, мальчишки, ловушек, и
4) и король, объявление, долго, такое, размышлял, придумал.
5) мне, не стреляют, их, а это, больше, живыми, мальчишки, птиц, приносят.
6) что, стреляют, узнал, мальчишки, как-то раз, птиц, он.
7) комнаты, голубями, вскоре, синицами, дворцовые, наполнились, чижами .
-Вы внимательно слушаете предложение группы и даёте словесную оценку, высказываете своё мнение.
Проверка: группы приклеивают своё предложение на доску, зачитывают.
Составление текста. Работа на карточке. Групповая работа.
— А теперь из этих предложений, которые вы составили, надо собрать текст. Проставьте номера перед предложениями, чтобы получился связный текст (сначала каждый индивидуально, затем в группе).
______ Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.
______ И тут короля навестил мудрец и удивился, зачем ему столько птиц.
______ Услышали это мальчишки и наставили в лесу множество ловушек.
______ Долго размышлял король и придумал такое объявление:
______ Это мальчишки больше не стреляют птиц, а приносят мне их живыми.
______ Как-то раз он узнал, что мальчишки стреляют птиц.
______ Вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями, синицами, чижами.
Строю текст на доске, а группы у себя на листах исправляют и приходят к единому мнению.
Работа над структурой текста
— Определите тип текста. Докажите.
— Из каких частей состоит текст- повествование? (вступление, основная часть, заключение)
— Проанализируйте структуру нашего текста. Все ли как нужно? (нет вступления и заключения)
— Выберите начало для нашей сказки из предложенных:
1) Жил-был король. Была у него красавица-дочь. Решил он найти ей достойного жениха.
2) В одной стране жил король. У него было доброе сердце.
3) Однажды утром встал король в отличном настроении. Приказал подать на завтрак королевский омлет.
Обсуждение вариантов. Доказательство.
— Оцените действия короля. Если бы вы были тем мудрецом, что бы вы сказали королю.
— Что бы вы предложили королю?
— Больше вреда или пользы природе принес поступок короля? Используйте в своих ответах следующие обороты: Мне кажется, … Я (не) согласен … Я хочу добавить…
— Я даю вам время, чтобы вы придумали и записали концовку сказки. (на отдельном листе)
— Зачитайте, что у вас получилось. Чем закончилась ваша сказка?
Чтение концовки сказки из оригинала
— У меня доброе сердце, так я спасаю птиц от мальчишек.
— Кто же кормит птенцов? – поинтересовался Мудрец.
– Каких птенцов? – спросил король.
– У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?
– Об этом я не думал, — признался король.
Тогда Мудрец сказал:
— У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот птиц, но погубили в пятьсот раз больше.
— Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорченный король.
На это Мудрец заметил: «И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо. Но и добро без ума – не лучше».
-Были ли в вашей жизни случаи, когда вы совершали какое-либо доброе дело, не подумав перед этим о возможных негативных последствиях вашего поступка?
— А теперь придумайте свой заголовок. (Китайская сказка «Добро без ума»)
5. Работа в тетрадях.
Запись в тетради заголовка.
Вспомнить правила написания предложений в тексте (Красная строка, начало и конец предложения…)
Вспомнить орфограммы и правило безошибочного письма (списывание с двойным проговариванием)
Запись текста. (фон – спокойная музыка)
— Спишите текст в тетрадь, выделяя орфограммы зеленым цветом.
6. Домашнее задание.
Задания по выбору:
— Выберите любые 2 задания из предложенных, которые вы выполните дома.
1) Выделить основы предложений, выписать словосочетания.
2) Определить склонение имен существительных, выделить окончание, определить склонение, падеж.
3) Определить у имен прилагательных число, род и падеж.
4) Выполнить разбор существительного как часть речи.
5) Выполнить звукобуквенный разбор любых 2 слов.
7. Подведение итогов.
-Как вы думаете, ребята, зачем я вам подобрала именно эту сказку?
-Что нового вы узнали на этом уроке? Что повторили для себя?
Работа со шкалой.
— Оцените свое личное участие в группе. Оцените работу группы. Оцените, удалось и насколько, выполнить общее дело?
— Перед уроком мы делились с вами на группы по высказываниям о добре. Как вы думаете, какое высказывание олицетворяет главную мысль сказки. Можно ли её назвать притчей? Почему?
И добро худом бывает.
Добротой можно часто причинить вред, поэтому, когда хочешь сделать добро, тщательно все обдумай.
И добро надо делать с умом. Ум без добра — плохо. Но и добро без ума – не лучше.
Вначале хорошо подумай, потом сделай доброе дело.
Недостаточно делать добро; надо делать его правильно.
-Кто хочет положить какую-либо пословицу в свой «багаж ценностей»?
1) принесёт, живую, во, дворец, кто, птицу, тот, риса, получит, горсть.
2) и тут, удивился, ему, мудрец, короля, зачем, навестил, и, птиц, столько.
3) это, наставили, услышали, множество, в лесу, мальчишки, ловушек, и
4) и король, объявление, долго, такое, размышлял, придумал.
5) мне, не стреляют, их, а это, больше, живыми, мальчишки, птиц, приносят.
6) что, стреляют, узнал, мальчишки, как-то раз, птиц, он.
7) комнаты, голубями, вскоре, синицами, дворцовые, наполнились, чижами .
______ — Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.
______ И тут короля навестил мудрец и удивился, зачем ему столько птиц.
______ Услышали это мальчишки и наставили в лесу множество ловушек.
______ Долго размышлял король и придумал такое объявление:
______ — Это мальчишки больше не стреляют птиц, а приносят мне их живыми.
______ Как-то раз он узнал, что мальчишки стреляют птиц.
______ Вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями, синицами, чижами.
В одной стране жил король. У него было доброе сердце.
Как-то раз он узнал, что мальчишки стреляют птиц. Долго размышлял король и придумал такое объявление: — Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса. Услышали это мальчишки и наставили в лесу множество ловушек. Вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями, синицами, чижами. И тут короля навестил мудрец и удивился, зачем ему столько птиц. — Это мальчишки больше не стреляют птиц, а приносят мне их живыми.
— У меня доброе сердце, так я спасаю птиц от мальчишек.
— Кто же кормит птенцов? — поинтересовался мудрец.
— Каких птенцов? — спросил король.
— Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. У Вас доброе сердце, но никто им не принес столько зла, сколько Вы.
— Ах, как трудно быть добрым! — воскликнул огорченный король.
На это мудрец ответил:
— И добро надо делать с умом. Ум без добра — плохо.
Уроки развития речи в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспекты уроков по развитию речи: сочинения, изложения
Предварительный просмотр:
ИЗЛОЖЕНИЕ- ОПИСАНИЕ «БЕЛЬЧОНОК».
Цели: Учить выбирать описание объекта из текста.
Развивать умение передавать текст, дополняя его своим мнением.
Формировать чувство бережного отношения к животным.
ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ:
-С ветки на ветку, быстрый, как мяч, скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал. Прыгнул на ствол и в дупло убежал.
-Что вы знаете о белках?
«Бельчонок спустился по стволу сосны, сковырнул сыроежку и начал её есть. Гриб держал в передних лапках. На землю сыпались крошки гриба. Бельчонок съел шляпку и перешёл на другое место.
Бельчонок был маленький, с ладошку. Он нашёл другую сыроежку, отгрыз её красную шляпку и спрыгнул с ней на пенёк. Шляпка гриба была большой для бельчонка. Скоро он спрыгнул с пенька, нашёл шишку и стал доставать из неё сладкие семена.
Скоро бельчонок ушёл на верхушку сосны. Там он покачался на ветке. Потом помчался с ветки на ветку. Так бельчонок спешил к своему дому».
-Что вы можете о нём сказать?
-Какой это текст – описание или повествование? Докажите своё мнение.
-Как изменить текст, чтобы получилось описание?
-Что нового вы узнали о бельчонке?
-Каким его представил автор? Как вы его представляете?
-Дополните своё описание зверька.
-Чем питается белка?
-Какое чувство вызывает у вас знакомство с бельчонком?
-Почему автор называет его бельчонком, а не белкой?
-Как ещё можно его назвать?
Выслушать 2 – 3 текста. Уточнить приёмы описания.
Бельчонок, с ладошку, начал, нашёл, сыроежку, съел, стал доставать, из неё, помчался, покачался, стволу, сосны, отгрыз, спешил, спрыгнул.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПЛАНУ:
- Бельчонок на пеньке.
- Рыжий малыш.
- Зверёк спешит домой.
«ПОЧЕМУ ОСЕНЬ НАЗЫВАЮТ ЗОЛОТОЙ?»
Цели: Учить строить текст рассуждение.
Развивать орфографическую зоркость.
Формировать наблюдательность, умение подмечать необычное в природе.
АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
-Вот художник, так художник!
Все леса позолотил, даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим, кто художник этот? (осень.)
-Как в народе называют осень? Что значит золотая осень?
-Рассмотрите работы русских художников Василия Дмитриевича Поленова,
Ильи Семёновича Остроухова и Исаака Ильича Левитана.
-Все три картины, названы одинаково. Как?
-Почему художники пришли к одинаковому мнению?
-Докажите, что они смогли подтвердить название своих картин.
Выслушать описание картин.
-Какие стихи об осени вы знаете?
«Осинку окрасила осень, «Наступила осень, пожелтел наш сад,
Осинка мне нравится очень, Листья на берёзе золотом горят».
Она позолотой блестит, «Правда, наша осень золотая? Как её иначе назову?
Одно только жаль облетит». Листья, помаленьку облетая, устилают золотом траву».
-А кто знает, почему осенью листья желтеют или краснеют?
«Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали, как солнышко – багряными и золотистыми. Налились, отяжелели и полились».
«Почему осенью листья желтеют. А потому, что в листочке есть зелёное вещество –
хлорофилл. Оно разрушается, потому что не хватает солнечного света, и жёлтые
красящие вещества листа заменяют зелёные».
-А кто знает, почему листья, пожелтев, облетают?
«Лист, сменив цвет, теряет нужные вещества и стареет, засыхает, тем самым спасает растение от зимних морозов. Хоть листья и упали, на их месте осталась маленькая почка, которая даст весной жизнь новому листу».
«Осенью падают жёлтые листья с деревьев. Они – сигналы засухи. Корни забирают воду из земли и подают деревьям. Листья её испаряют. Если воды мало, листья опадают. Какая же может быть засуха осенью, ведь идут дожди?
Воды – то хватает, да взять её дерево не может осенняя земля холодная, а холодную воду не всасывают корневые волоски. Вот и начинается листопад».
ПОСТРОЕНИЕ ТЕКСТА – РАССУЖДЕНИЯ:
-Как мы можем ответить на вопрос, построив текст — рассуждение?
1. Мысль – вопрос. Почему.
2. Доказательство, примеры, Потому, что, значит, так как, ведь, итак,
рассуждение и объяснение. следовательно, во-первых, кроме того.
-Можно добавить элементы описания:
«Осень царствовала в роще у речки.
Родная берёзка вся в золотой одежде.
Около берёзки на земле появился ковёр из золотистой листвы.
Хорошо смотреть на осенние деревья при закате.
Лес весь лучится, сверкает и светится.
Старые ели теряют свои хвоинки, а молодые ёлочки красуются зелёным нарядом.
Подарили ёлке разноцветный наряд: жёлтые, багровые и оранжевые листочки.»
Выслушать 2 – 3 текста.
Обратить внимание на построение рассуждения.
Исправление ошибок в построении текста.
Золотая – золото, позолоченный, королева, красавица,
жёлтые листья, хлорофилл, вещество,
полетели – полёт, ковёр – коврик.
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ ОП ПЛАНУ:
Индивидуальная помощь, при составлении текста.
Уточнение приёмов рассуждения, используя слова – связки.
Цели: Учить строить текст – повествование.
Развивать умение использовать в речи эпитеты и крылатые выражения.
Формировать чувство бережного отношения к природе.
АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
-Мох, не мох – в лесу перинка, Шляпка набекрень, спрятался под пень.
На перинке, нем малинка. Кто проходит близко, кланяется низко. (Гриб)
И пригожа, и красна,
Разрумянилась от сна. (Клюква). Была зелёной, маленькой,
Потом я стала аленькой. (Брусника)
Чёрненькая, сладенькая, ребяткам мила. (Черника)
-О чём пойдёт речь на уроке?
-Что мы знаем о тексте – повествовании?
-О чём может быть текст?
-Постойте план текста.
1. Вступление – осень. 2. Грибное царство.
3. Осенние ягоды. 4. Обобщение.
Составление текста по опорным словам и предложениям.
Корректировка текстов, уточнение стилистики, построения предложений.
-Тонкие паутинки, посыпались листья; Окрасилась рябинка и калина в алые цвета.
Идёшь вдоль опушки и видишь…
Сырая земля упруга под ногами.
Молодой ельник щёткой выставил по сторонам свои лапы.
-Спрятались грибки; настоящее грибное царство;
А вот гриб с золотой головкой – это белый.
По опушкам лесов растут подосиновики, скользкие грузди и пушистые рыжики.
В березняке и осиннике мы находили грибы.
-В лесу созрела брусника. В моховых болотах по кочкам рассыпана румяная клюква.
Кустики черники и брусники; рассыпалась, как бусы на мягкой перинке мха.
Кустики черники притаились под густой елью. А бруснику ищи в сосновом бору.
-Шумят под ногами опавшие листья, пахнет грибами и лесной свежестью.
Легко дышится осенним днём в лесу!
(золотая, разноцветная, светлая или унылая, листопадная, осень – припасиха).
-Как можно описать грибы? Какие они?
(молоденькие, свежие, махонькие, гладенькие, как солдаты в стою, шляпки надели).
-Как описать ягоды, какие они?
(чёрненькие глазки, алые, бордовые, багряные, сладенькие, как бусы висят).
Выбор эпиграфа к тексту:
«В лес бежим мы по тропинке «На опушке или в чаще
Мимо сосен и берёз. Нагибайся до земли.
А в руках у нас корзинки Лесу кланяйся почаще,
Для брусники и грибов» Чтоб дары к тебе пришли».
Н. Козлова А. Барто
«Я вошёл с осенний лес. «Здравствуй лес, дремучий лес!
До чего ж красиво здесь!» Полон сказок и чудес!»
Л. Юдин С. Погореловский
Крылатые выражения и народные приметы:
-Во лесу – грибы, в траве – ягодки.
-Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.
-Черника поспевает под комариные песни.
-Грибы идут – по лесу рыщут.
-Много мошек – готовь лукошко под грибы.
-Поздний грибок – поздний снежок.
-Назвался груздем – полезай в кузов.
-Где один гриб, там и второй.
Подберёзовик — берёза, подосиновик — осина, сыроежка – сырой, ешь,
брусника, черника, ягодка – ягода, нашёл, висят – повис,
моховые – мох, перинка – перья, наклоняйся – наклон.
Цели: Продолжить работу по формированию умения строить текст – повествование.
Способствовать развитию речи и воображения учащихся.
Воспитывать чувство бережного отношения к природе.
АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
-Дом со всех сторон открыт, дом резною крышей крыт,
Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём. (Лес).
«В тайге поскрипывали ели, смола стекает, словно мёд,
Вдруг шишка, сорванная ветром, как птенчик на ладонь порхнёт.
Дождь прибежит с далёких сопок, и зажелтеет зверобой,
А сколько тут звериных тропок, побродим по тайге с тобой!
И поглядим, кто в дуплах, норах, кто гнёзда на вершине вьёт,
Кто в синих прячется озёрах и в речках медленных живёт!»
-Прочитайте название сочинения.
-О чём может идти речь в тексте?
-Кого мы можем встретить в лесу?
-Какие неожиданности могут нас подстерегать в лесу?
-Давайте составим план нашего рассказа.
- Вступление.
- Описание леса.
- Раскрытие темы, описание событий.
- Обобщение, вывод.
-Что важно помнить при составлении повествования?
(Должны быть какие-то действия, разворачиваться события).
Предлагаю для составления текста три варианта начала:
- Мы отправились в поход. Ночь спустилась незаметно, и мы разожгли костёр. Лес был таинственный, лишь изредка раздавался чей-то писк или трещали сучки. Вдруг.
- Как-то раз Серёжа и Коля гуляли по лесу. На ветках кустарника они увидели гнездо птицы.
Заслушать 2 –3 текста, обратить внимание на стилистику.
«Как-то раз мальчики отправились в лес. Лес был густой и тенистый. Раздавались пение птиц и шуршание веток. Вдруг промелькнул беличий хвост, и с дерева упала шишка. А потом раздалось кукование кукушки. В лесу пахло грибами и сыростью. Саша увидел гриб, хотел сорвать его, а он взял и побежал! Оказалось – это ёжик, а на его спинке лист, похожий на шляпку гриба. Мальчики набрали полную корзину грибов.»
«Очень красиво и тихо было в лесу. Неожиданно показалась лиса. Она оглядывалась, вытянула шею и принюхалась. Шерсть на ней была длинная и пушистая. Но особенно чудесен был хвост. Он переливался на солнце рыжими искорками.»
«Птица вспорхнула из куста и закружилась над нашими головами. Мы осторожно раздвинули ветки и увидели гнездо. Мы не тронули гнезда, даже не коснулись его.
Ведь в гнезде лежало три маленьких яйца, серых в крапинку.
Когда мы пришли на это место через несколько дней, то в гнезде появились птенцы. Они были головастые, перья торчали в разные стороны, а клюв был открыт. Птенчики хотели есть».
«Стояла осень. Листья в лесу облетели. У нас на стоянке горел костёр. Мы были уверены, что огонь пугает зверей. На костре мы жарили картошку. От неё шёл вкусный запах. Вдруг в траве у костра сердито начал сопеть зверь. Мы притихли. Зверь высунул из травы мокрый чёрный нос. Из зарослей вылез барсук. Он посмотрел на нас и шагнул к костру. Прыгнул и сунул нос в сковородку. Запахло палёной кожей. Барсук бросился обратно в лес. Он бежал и кричал на весь лес. На озере заорали лягушки, а в лесу всполошились и раскричались птицы. Нам было жаль глупого барсука».
Увидел – вид, раздвинул, вдруг, однажды, шорох, вспорхнула,
не тронули, неожиданно, треск сучьев.
Индивидуальная помощь в составлении текста.
Цели: Продолжить работу по формированию умения передавать содержание текста –
Развивать умение анализировать ситуации.
Формировать чувство бережного отношения к птицам.
ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ.
-Гадким родился, зато потом
Весь мир дивился. (Лебеди).
-Что вызнаете о лебедях?
«Однажды я увидел на озере двух белых лебедей. Бабушка сказала, что они плавают здесь уже больше двух недель. Значит, им понравилось это место. Они хотят здесь поселиться.
Я сделал для птиц плавающую кормушку. Насыпал в неё зерно, хлеб. Лебеди долго не решались приблизиться к кормушке. Но однажды один из них подплыл и взял хлеб.
Постепенно лебеди привыкли ко мне. Они брали угощение прямо из рук».
-Почему два лебедя выбрали это озеро?
-Как лебеди выбирают себе место для жилья?
-В чём проявилась забота о птицах?
-Как лебеди выразили доверие человеку?
-Дайте оценку поступку героя. Как бы вы поступили на его месте?
-Кто из русских писателей писал о лебедях?
- Два лебедя на озере.
- Плавающая кормушка.
- Лебеди привыкли к человеку.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ И ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
-Что значит постепенно?
-Объясните смысл выражения – не решались приблизиться.
Опорные слова: увидел, больше двух недель, хотят поселиться, сделал, не решались
приблизиться, один из них.
Можно дополнить текст элементами описания птиц.
Цели: Закреплять умение излагать текст – повествование.
Развивать орфографическую зоркость.
Формировать наблюдательность и чувство бережного отношения к животным.
ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ.
-Острые ушки, на лапках подушки,
Усы, как щетинка, дугою спинка.
Днём спит, на солнышке лежит,
Ночью бродит, мышей ловит. (Кот).
«Друзья были разные: кот настоящий, а собака игрушечная. Агапычу жилось скучно. На улицу его не пускали. Животных в доме больше не было. А от человека какое коту веселье?
Однажды плюшевая собака упала с полки. Кот Агапыч испугался. Хозяин покрутил проволоку у хвоста собаки. Собака завертела головой. Агапыч обрадовался. Он отнёс
собаку на кухню.
Там стояло молоко для кота. Агапыч решил накормить собаку. Он держал игрушку за шиворот и тыкал в блюдечко с молоком. Молоко текло по усам собачки, а в рот не попадало.
Но Агапыч был доволен. Он своё дело сделал – товарища накормил.»
АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА.
-Докажите, что это текст. Какой он по типу?
-Какие были друзья? Кого звали Агапычем?
-Почему Агапыч скучал?
-Как кот познакомился с собакой? Как была устроена собачка?
-Почему Агапыч обрадовался?
-Зачем он отнёс собаку на кухню?
-Чем закончилась эта история?
1. Агапычу скучно. Настоящий, игрушечная, не пускали, не было.
2. Собака упала с полки. Упала, испугался, покрутил проволоку, завертела,
3. Решил покормить. Стояло, за шиворот, тыкал, блюдечко, текло, не
4. Агапыч доволен. Доволен, сделал, накормил товарища.
Цели: Развивать умение работать с текстом – повествованием.
Способствовать развитию речи учащихся.
Формировать чувство бережного отношения к животным.
ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ.
-Что за странный человечек,
Любит плавать он в воде,
Носит чёрный фрак везде. (Пингвины).
-Что вы знаете о пингвинах? Где они живут?
«Однажды корабль плавал в Антарктиде. Он подошёл к острову. На берегу моряков встретили пингвины.
Птицы оказались на редкость ручными. Они позволяли себя гладить. Охотно брали из рук рыбу. Самые смелые пингвины забрались на корабль.
Моряки были рады пингвинам. Они включили музыку. Один пингвин очень внимательно слушал, а потом стал качать головой в такт музыки.
Эта птица приходила на судно несколько дней. Она охотно слушала музыку. Вот так пингвин!»
-К какому типу относится этот текст? Докажите.
-Что описывается в этом тексте?
-Что вы знаете об Антарктиде?
-Какими оказались птицы? Почему?
-Как относились моряки к птицам? Как это их характеризует?
-Что интересного произошло?
-Что нового вы узнали о пингвинах?
1. Корабль в Антарктиде. Плавал, подошёл, встретили.
2. Ручные птицы. Оказались, позволяли, охотно брали.
3. Пингвин слушает музыку. Рады, включили, внимательно, качать, в такт
4. Вот так пингвин!
Цель: Закреплять умение излагать текст – описание.
Развивать орфографическую зоркость.
Формировать чувство бережного отношения к животным.
ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ.
-Он на севере живёт, по льду таскает свой живот.
Два клыка есть у него, но не бойтесь вы его. (Морж)
-Что вы знаете о моржах?
«Морж толстый, тяжёлый. Похож он на громадный кожаный мешок с жиром.
Два здоровых белых клыка торчат у него из щетинистых усов. Вместо ног у моржа ласты. Ими он, как вёслами, воду загребает.
Нырнёт он глубоко под воду и пасётся на морском дне, как корова на лугу. Водоросли жуёт, ракушки ищет.
Наестся морж вдоволь, вылезет на берег, ляжет на камни и отдыхает.
Хоть и не трогает морж никого, но даже белый медведь боится его».
-Определите тип текста. Докажите своё мнение.
-Какие особенности внешнего вида моржа мы должны выделить?
-Что интересного вы узнали про жизнь этих редких животных?
1. Громадный морж. Толстый, тяжёлый, похож на кожаный мешок.
2. Как выглядит: здоровенные, торчат, щетинистые, жёсткие, короткие,
кожа; как щётка, вместо, вёслами, загребает.
3. Как пасётся. Глубоко, как корова, водоросли, ракушки.
4. Как отдыхает. Наестся вдоволь, вылезает, ляжет, отдыхает.
Обратить внимание на сравнение:
Похож на кожаный мешок.
Ласты, как вёсла.
Пасётся, как корова
Цели: Закреплять умение пересказывать текст – описание.
Показать, что описывать можно не только внешний вид, но и звуки.
Формировать чувство наблюдательности и бережного отношения к животным.
ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ.
-По реке плывёт бревно. Ох, и злющее оно.
Тем, кто в реку угодил, нос откусит … (крокодил).
-Что вы знаете о крокодилах? Какого вида они бывают?
(Сообщения детей о кайманах, аллигаторах).
«На Кубе в заповеднике крокодилы лежат на траве. Под ярким солнышком хищники ползают и издают разные звуки.
Маленькие крокодильчики, размером с авторучку пищат, как дети.
Крокодильчики побольше, размером с калошу, крякают, как утки.
Крокодилы средних размеров лают. Матёрый старик метра четыре длиной ревёт, как бык.
Вот так крокодилы поют.»
-Где происходят события? Что такое заповедник?
-Сколько картинок нарисовал автор?
-Какой признак описан?
-Как описывают звуки, которые издают животные?
-Какой литературный приём здесь использован? (эпитет, сравнение)
-Что значит матёрый? Как ещё называют крокодилов?
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА И ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
1. Хищники в заповеднике. На Кубе, лежат, ползают, издают.
2. Такие разные крокодилы:
маленькие; с авторучку, пищат;
побольше; с калошу, крякают, как утки;
матёрый; четыре, длиной, как бык.
Можно дополнить описание внешнего вида крокодилов.
Цели: Развивать умение составлять текст – описание.
Способствовать общему развитию учащихся.
Формировать творческое мышление и орфографическую зоркость.
АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
-Первый снег! Первый снег? Первый снег…
Он слетает белой стаей и сверкает на лету,
Он звездой прозрачной тает на ладони и во рту».
-Почему он такой разный?
-План нашего урока:
- Какова тема нашего урока?
- Где она раскрывается? (стихи, музыка, картины, пословицы и приметы)
- Что мы должны сделать, чтобы составить описание? (вести наблюдение, сравнивать, делать выводы, выражать свои мысли и своё отношение).
ХАРАКТЕРИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
-Кто в своих произведениях обращался к теме «Зима»?
Сравните описания снега, исключить лишнее:
-Холодная зима – жаркое лето. -Первый снег выпадает за 40 дней до зимы.
-Не тот снег, что метёт, а тот, что сверху идёт. -Зимой льдом не дорожат.
-Мороз не велик, а стоять не велит. –Много снега – много хлеба.
-Зима без снега – лето без хлеба.
-Что общего в этих высказываниях?
«Он кружится, первый снег! Серебристый, хрупкий.
Тихо, словно бы во сне, закружился в тишине».
«Первые снежинки в воздухе кружатся, упадут на землю, но не залежаться.
Первые снежинки на руке растают, холодят, волнуют, зиму напоминают»
«Зима пришла непрошено, зима пришла тайком,
Наутро запорошило все улицы снежком».
-Какие еще стихи о первом снеге или о зиме вы знаете?
(Выступление детей, чтение рифмовок, подготовленных заранее).
-Почему такое разнообразие описания первого снега?
Рассмотрите картины художников. Что в них общего?
-Одинаковая ли у них природа?
-Какие краски использовали художники, чтобы передать красоту первого снега?
Послушайте, как с помощью музыки передали композиторы это природное явление (Чайковский, Свиридов).
-Что вы услышали? С помощью чего смогли композиторы передать действия снега?
(флейте, фортепиано и т.д.)
СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА – ОПИСАНИЯ.
-Подбор однокоренных слов: снег, снежок, снежочек, снеговик, снегирь, заснеженный.
-Составь нераспространённое предложение со словом снег.
-Красивое ли оно?
-Подбор слов, обозначающих состояние снега: мокрый, мягкий, грязный, мелкий,
колючий, тихий, хрупкий, белый, пушистый.
-Как на горке снег, снег, снег и под горкой снег, снег, снег,
И на ёлке снег, снег, снег. А под горкой спит медведь.
Тихо, тихо, не шуметь.
-Какие художественные средства можно использовать для описания снега?
(Эпитеты, сравнения, метафора)
Как описывают снег, его действия: блестит, горит, переливается, искрится, сверкает,
повалил, порхает, кружится, валит, опускается, парит.
-Как ласково называют снег: лиловый, беленький, голубоватый, розовато- белый.
-С чем сравнивают: с мягким покрывалом, пушистым ковром, шапкой мохнатой, пуховым
платком, белым одеялом, шалью белоснежной.
-Попробуйте сами описать снег.
-С чего начнём своё описание?
- Описание природы, ожидающей снега.
- Описание снега.
- Какие чувства вызывает у вас первый снег?
Заслушать 2-3 описания.
Уточнить построение предложений, использование эпитетов и сравнения.
(см. выше – слова, записанные по ходу выяснения, состояния снега).
Индивидуальная помощь. Корректировка построения предложений.
Цели: Развивать умение строить предложения, передавая в них свои впечатления.
Закреплять знания орфографии.
Формировать творческое мышление.
-Эта страничка зелёного цвета, значит на ней нарисовано лето.
Если бы здесь уместиться я мог, я бы на этой страничке прилёг.
Бродят в траве золотые букашки, вся голубая, как бирюза,
Села, качаясь на венчик ромашки, словно цветной самолёт, стрекоза.
Вот тёмно-красная божья коровка, спинку свою, разделив пополам,
Вскинула крылья прозрачные ловко и полетела по божьим делам.
Вот в одинаковых платьях, как сёстры, бабочки сели в траву отдыхать.
То закрываются книжечкой пёстрой, то, раскрываясь, несутся опять…
-Где вы проводили лето?
-Какие случаи летнего отдыха вам больше всего запомнились?
-Где происходили события?
-Что интересного вы хотели бы нам рассказать?
-Давайте составим план нашего будущего рассказа.
- Время событий.
- Летние занятия.
- Интересный случай.
- Обобщение или вывод.
СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО ПЛАНУ.
-Составление рассказа по плану. Корректировка построения предложений.
«Лето было очень жаркое. Каждый день я ходил купаться на речку. Там было весело. Мы плавали, ныряли, загорали.
Однажды мы заигрались. Небо заволокло тучами. Начался сильный дождь. Мы все вымокли. Дождь кончился. Засветило яркое солнышко. Счастливые мы возвращались домой.»
«Это было летом. Мы встали рано, на рассвете и пошли в лес за грибами.
Я подошла к большому дереву и наклонилась. Вдруг что-то ударило меня по голове. Посмотрела, а это белый гриб. Откуда он упал? Я подняла голову и вижу: на ветке сидит белочка. Это она уронила гриб. Белочка совсем маленькая, рыженькая, а хвост у неё большой и пушистый».
«Мы с папой летом часто ходили на рыбалку. В этот раз мы пошли на наш любимый карповый пруд. Хорошо идти босиком по росе! Вот и наше любимое место.
Зашли по колено в воду. К моим ногам быстро привязались маленькие карпята. Вдруг вижу: плывёт что-то красивое, рассекая воду. Я закричала. Но папа успокоил меня. Он сказал, что это обыкновенный уж, и подцепил его концом удилища. Но уж соскользнул и поплыл в нашу сторону. Я быстро выбежала на берег. Уж поплыл дальше. А мы больше не заходили в воду».
рассвет однажды неожиданно ходили – ход
собирали сначала – начал
земляника – земли счастливый – счастье
купаться босиком – босым
С нами произошёл интересный случай.
Однажды вечером, отдыхали на море, посетили парк аттракционов,
соскучились по своему городу, с друзьями, путешествовали, поездка.
Составление текста в виде рассказа или письма другу.
Цели: Закреплять знания о тексте – повествовании.
Развивать орфографическую зоркость.
Формировать наблюдательность и чувство бережного отношения к лесным
-Кто на себе носит груз больше своего веса?
Знакомство с текстом:
«На столе стояла банка с мёдом. В неё забрались муравьи. Хозяйка выгнала муравьёв. Потом она обвязала банку верёвкой и подвесила к потолку.
Один муравей остался в банке. Он наелся и хотел уйти, но выхода не нашёл. Долго он бегал по банке. Потом муравей добрался до верёвки. По верёвке он выбежал на потолок, а с потолка спустился по стене на пол.
Прошло время, и полчища муравьёв поползли по стене. Они переползли на потолок.
С потолка по верёвке муравьи заползли в банку.
Муравьи спускались и поднимались до тех пор, пока не съели весь мёд».
-К какому виду текстов можно отнести этот рассказ?
Докажите своё мнение.
-Выделите признаки повествования.
БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ.
-Где стояла банка с мёдом?
-Что сделала хозяйка, чтобы избавиться от непрошеных посетителей?
-Как удалось муравьишке спуститься вниз?
-Что произошло дальше?
-Как удалось муравьям съесть весь мёд?
-Как этот случай характеризует муравьёв?
-Что вы ещё знаете об этих удивительных насекомых?
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА И ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
1. Банка с мёдом. стояла, в неё, забрались, хозяйка, обвязала, подвесила
2. Муравей в банке. остался, наелся, хотел уйти, не нашёл, потом
добрался, по верёвке, потолок
3. Полчища муравьёв. прошло, поползли, переползли, заползли
4. Умные муравьи. спускались и поднимались до тех пор, не съели
Цели: Развивать умение определять тип текста.
Способствовать развитию орфографической зоркости.
Формировать речь учащихся.
ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ.
-Пушистый, мохнатый, умывается лапой. (кот)
«Жил у нас в доме огромный, толстый кот Иваныч. Он был ленивый и целые дни ел и спал. А лежать Иваныч любил так, чтобы ему было тепло и мягко. Любил он на подушке лежать или под одеяло забирался.
Однажды вот что наделал кот Иваныч. Замесила мама тесто в кастрюле, накрыла тёплым платком и поставила на печь, чтобы оно лучше поднялось.
Прошло два часа. Мама пошла посмотреть, хорошо ли тесто поднимается. Смотрит, а в кастрюле, на мягком тесте, как на перине, Иваныч спит. Всё тесто помял и сам измазался. Так мы без пирогов и остались».
-Определите тип текста. Докажите своё мнение.
-Назовите признаки текста – повествования.
БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ.
-Где жил кот? Какой он был?
-Где любил спать Иваныч?
-Что сделала мама? Куда она поставила кастрюлю с тестом?
-Как можно продолжить текст?
«А Иваныча пришлось мыть. Налила мама тёплой воды в тазик, поставила туда кота и начала мыть. Мама моет, а он не сердится — мурлычет, поёт на весь дом».
ПЛАН И ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
1. Ленивый кот. огромный, лежать, так, чтобы, мягко, под одеяло
2. Тесто в кастрюле. замесила, однажды, накрыла платком, поставила,
3. Кот в кастрюле. посмотреть, поднимается, как на перине, помял,
4. Купание кота. налила, начала мыть, не сердится – мурлычет
Цели: Закреплять знания типов текстов, находить элементы разных типов текстов.
Формировать умение передавать содержание текста.
Развивать орфографическую зоркость.
ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ.
«В воскресенье Ваня отправился читать звериные следы. Он взял с собой братишку Васю.
В лесу красота! Будто сказка. Вьюга украсила сосны пушистыми шапками. Берёзки надели искристые накидки. Красногрудые снегири по веткам прыгают.
Пошли братья по заячьему следу. Вдруг видят: в ловушке заяц бьётся. Шёрстка вся кровью измазана. Ваня снял с зайца кольцо и от пустил его на волю.
По следам чужих лыж друзья нашли ещё пять ловушек. Ваня поломал их. Так проучили юные друзья леса нарушителя законов охоты.
Удачный был день у братьев. Много интересных страниц прочитали мальчики в чудесной снежной книге».
-Определите тип текста.
-Элементы, какого типа есть в повествовании? Докажите своё мнение.
-Почему рассказ так назван?
-Следы, каких животных сумел прочитать Ваня?
-Куда привёл братьев заячий след?
-Как наказали мальчики нарушителя закона охоты?
-Что ещё кроме следов лесных зверей порадовало мальчиков?
-Что необычного увидели братья в зимнем лесу?
-Какова основная мысль текста?
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА И СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА.
1. Лесная красота. в воскресенье, отправились читать, красота, украсила,
2. Заяц в ловушке. по заячьему следу, бьётся, шёрстка, вымазана, отпустил
3. Нарушитель наказан. чужих луж, поломал, проучили, юные, законов охоты
4. Удачный день. братьев, прочитали, в чудесной
Индивидуальная помощь при составлении предложений.
Цели: Развивать умение передавать содержание текста по плану.
Формировать орфографическую зоркость.
Воспитывать чувство бережного отношения к птицам.
ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ.
Жуков собирает. (Птица)
-Что вы знаете о птицах?
-Какие изменения в жизни пернатых происходят с наступлением весны?
« Из тёплых стран летели домой перепёлки. Они летели над морем. В пути их застигла буря. Птицы устали бороться с ветром. Они присели отдохнуть на мачты корабля. Моряки насыпали на палубу хлебных крошек и семечек. Птицы стали клевать корм. Вот вышло солнышко и море успокоилось. Птицы обогрелись и взлетели на мачты. Перелётные гости почистили пёрышки, расправили крылья и улетели.»
-Определите его тему. Какова главная мысль текста?
-О каком событии говорится в тексте?
-Как моряки помогли птицам?
-Откуда и куда летели птицы?
-Что случилось в пути?
-Что сделали птицы? А моряки?
-Как отдыхали пернатые?
-Куда они взлетели?
-Чем закончилась эта история?
Из тёплых, домой, над морем, застигла буря, устали бороться, присели отдохнуть, мачты корабля, насыпали крошек и семечек, стали клевать, вышло, успокоилось, обогреличь, на мачты, гости, почистили, расправили, улетели.
Цели: Развивать представления о тексте-описании, его построении.
Формировать орфографическую зоркость.
Способствовать развитию наблюдательности, умению обобщать и передавать
увиденное в природе.
-У занесённых снегом кочек, под белой шапкой снеговой.
Нашли мы маленький цветочек, полузамерзший, чуть живой.
-Прочитайте текст. Определи его тему.
-Сколько картин здесь нарисовано?
-К какому типу относится этот текст? Почему?
-Описание – это рассказ об одновременных признаках объекта .
-Что характерно для текста-описания?
(выделение частей и запись их на доске).
- Общий признак. весенние
- Признаки объекта: подснежник
головки; покрыты чешуйками
стебли; с верхней, с нижней (снизу, сверху)
3. Оценка предмета. нравится, удивительный
-Где растут подснежники?
-Какие особенности весенних цветов мы можете отметить?
Подснежники, медуница, ландыш, галантус, полузамёрзший, проталины. Пригорки, растаял, припекло, выглянул, нежно-голубой.
«Как цыплёнок нежный, жёлтый и немного озорной,
Первым встретит нас подснежник на полянке под сосной.»
«Он появился раньше всех- голубоватый, нежный,
Когда в лесу ещё был снег, он назван был «подснежник».
Холодный дождь порой сечёт, и снег порою падает,
А он цветёт себе, цветёт… И всех весною радует».
Цели: Развивать знания о тексте – описании.
Формировать умение передать содержание по плану – схеме.
Воспитывать чувство бережного отношения к природе.
В летний, солнечный денёк золотой расцвёл цветок.
На высокой тонкой ножке всё дремал он у дорожки.
А проснулся, улыбнулся: Вот пушистый я какой!
Ах, боюсь, что разлечусь, тише, ветер луговой!
-Прочитайте текст. Назовите его характерные черты.
-К какому типу его можно отнести? Докажите своё мнение.
-Назовите черты текста- описание.
Составление плана- схемы:
1. Общий признак. одуванчик, цветок,
2. Признаки цветка: луговой
головка шарик пушистый, солнышко
стебель длинный, тонкий
особенности корзинки, солнечные часы
3. Оценка цветка. необыкновенный, интересный
-Где растёт? На что похож?
-Сравните молодо и старый одуванчик.
-Как ведёт цветок себя утром, днём, ночью?
У проезжих дорог, вслед, поворачивают, корзинки, чешуйки, свернули, лепестки, всходит, раскрываются, кажется, собраны, дунешь, в воздухе.
«Одуванчик, одуванчик, лёгкий, белый сарафанчик.
И сыпучий, и колючий, и летучий, и крылатый.
Только дунет ветерок – разлетелся весь цветок».
«РАЗГОВОР О МАМЕ»
Цели: Закреплять умение строить текст- рассуждение, используя в своей работе
произведения художников и поэтов.
Воспитывать чувство уважения к женщине, матери.
-Звучит песня «Пусть всегда будет мама».-О ком пойдёт разговор на уроке?
Мама – особо слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Какое это слово на ощупь? (тёплое, мягкое)
Мама – самый главный человек в жизни каждого из нас. Доброта, заботливость и вечная тревога матери за судьбы своих детей – вот что с восхищением и чувством великой благодарности запечатлели художники в своих картинах.
-Рассмотрите картины. Что их объединяет? (материнская любовь)
-Что воспевают художники своими работами? Почему?
Обратимся к поэтам. Послушайте стихотворение Э. Межелайтиса
«Небесная голубизна светла, ясна. В прозрачности глубоких красок
Неизъяснимой чистоты, с глазами голубых мечтаний
Остановилась ты, подняв дитя, чтобы могло оно
Взглянуть на уходящий к роще путь в лучащемся тумане.
И на лице твоём покой и благодать-
Когда дитя ей, первой ей, произнесёт своё вот-вот родившееся слово.
Как каждая на свете мать, что миру дарит детство, пренебрегая мукою своей,
Так солнце дарит миру на рассвете свой первый луч, младенца нового земного дня.»
А писатель Ю. Яковлев так писал о своей маме:
«Мама… Закрой глаза и прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живёт в тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины руки. Я люблю смотреть, когда мама улыбается. Лицо у неё круглое, и ямочки на щеках, а глаза ясные, синие»..
-Почему образ матери так дорог каждому из нас?
-Вспомним схему текста-рассуждения.
1. Вопрос. \почему
2. Рассуждение, ответ, примеры. \ я думаю, я считаю, потому, что следовательно,
3. Вывод. . итак, значит, поэтому, отсюда следует, что
Повторите вопрос, на который мы будем отвечать.
В какой последовательности будем строить доказательство?
-Какая ваша мама? (ласковая, добрая, родная, спокойная)
-Какие чувства выражает образ матери? (забота, благородство, волнение, мудрость, сила, любовь)
-В чём проявляется любовь матери к своему дитя? (ухаживает, оберегает, заботится).
Давайте, выразим свою любовь к маме, своё нежное отношение к ней, написав, почему она вам так дорога.
(по картине И. Левинтана)
Цели: Формировать умение отбирать материал к сочинению в соответствии с главной
мыслью и стилем текста.
Учить располагать мысли в нужной последовательности.
Способствовать общему развитию учащихся.
Шагает красавица, легко земли касается,
Идёт на поле, на реку, и по снежку, и по цветку.
-Что необычного в весне?
-Почему народ говорит: «Весна – утро года»?
РАБОТА С КАРТИНОЙ
Рассмотрите картину Исаака Левитана. Как бы вы её назвали? (Март)
-Назовите основные этапы описания картины?
- Название. Автор.
- Описание картины (цвет, сюжет, предметы, колорит, настроение).
- Чувства, вызываемые картиной.
- Весна – утро года.
- Работа художника.
- Все рады весне.
-Какие эпиграфы вы предлагаете к тексту?
«Зима недаром злится, прошла её пора –
Весна в окно стучится и гонит со двора».
«Улеглись в полях метели в белоснежные постели.
У крыльца звенят капели, все вокруг повеселели».
«Снег теперь уже не тот, почернел он в поле…
Всё чернее с каждым днём стёжки и дорожки».
-Какое время года изобразил художник?
«Весна – утро года. Весна – самое прекрасное время года. Весной всё пробуждается от сна».
-Что вы видите на картине? Где происходят действия? (снег, деревья, дом, небо, лошадь) «Первые проталины. Снег потемнел. Ещё много снега, но на пригорках уже показалась земля. Солнце с каждым днём всё выше и выше. Небо чистое и светлое. Воздух прозрачен и чист.»
-Какими красками пользовался Левитан, чтобы изобразить лес, небо, снег?
-Какой приём рисования он использовал? Для чего? (контраст)
-Какие чувства вызывает работа художника?
“А вот и весна! Трогательные тонкие деревья отбрасывают длинные тени. Грустному художнику хотелось показать, как прекрасен солнечный весенний день. Однажды художник ехал в санях, и вдруг в синем небе над его головой оглушительно заорала сойка. Услышав её крик, художник вздрогнул от неожиданности и увидел, как прекрасно всё вокруг. Красота – то какая! В голубом небе тоненькие веточки берёз переливаются разными цветами. Их белые стволы словно светятся, а за ними тёмная зелень сосен. Высоко-высоко на берёзе тёмный скворечник – ждёт не дождётся своих жильцов. Снег на крыше крыльца подтаял, на дороге потемнел, стал рыхлым. А тени на снегу голубые-голубые! И всё вокруг залито солнцем! Так празднично и почему-то всё-таки чуть-чуть печально. Потому, что и с зимой прощаться жалко, и весна ещё только начинается, будут ещё и холода и морозы.
Но, как всегда весной, кажется обязательно случится что-то очень хорошее, и придёт в жизнь радость… Долго смотрел Грустный художник и на этот дом, и на лошадку, и на высокие деревья. На душе у него стало спокойно и радостно и с тех пор на его картинах сквозь печаль и грусть обязательно можно увидеть солнечные лучики, радость и ожидание чего-то необычного.»
Ярко-голубое, ощущается тепло, дуновение;
Бело-голубой, рыхлый и талый, отражается в снегу, блестящий, блестит на солнце;
Выделяются пятнами, белоствольные, могучие сосны, величественные;
Удовольствие, почувствовали, пробуждается, ожидает.
«Села зимушка в возок и поехала в лесок,
Где у дорог – голубой лежит снежок.
А за ней светла – ясна на поля пришла весна,
В белом платье, в лентах алых и в веночке.»
«Утихают ветры февраля, в дверь тихонько постучалась к нам вена
Весна ранняя, весна белая, весна снежная и несмелая.
Пёстрая весна – проталинкам дышать пора,
Весна голубая – сок в берёзах играет,
Речки ото льда вскрывает, птицы домой прилетают.
А весна зелёная наступает – кукушка куковать начинает,
Мать-и-мачеха зацветает, птицы, звери, мошки просыпаются,
Люди друг другу улыбаются.»
«ПОЧЕМУ ИВУ НАЗЫВАЮТ ПЛАКУЧЕЙ»
Цели: Закреплять умение строить текст-рассуждение.
Формировать чувство наблюдательности, умение пользоваться деловым и
Воспитывать чувство бережного отношения к природе.
-Кто это скучает? Сто лет без движенья
В воду глядит на своё отраженье,
Свесив ветви с обрыва, растёт тихая грустная …(ива).
«Возле речки, у обрыва, плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого-то жалко? Может, ей на солнце жарко?»
-Ива – необычное дерево. Послушайте, что о нём говорят в народе. (Сообщения детей)
«Красива цветущая ива. Цветки у неё мелкие, чуть заметные, собрала из ива в пушистые комочки. Сестёр у ивы очень много: это белые ивы с серебристыми кронами, что томятся на берегу рек и озёр. Есть низкие ивы, по колено высотой.
Корни ивы прочные и длинные, они надёжно скрепляют берега водоёмов. Защищают их от разрушения. Растут тальники, вербы, вётлы, красноталы по лугам да болотам, да в сырых оврагах».
Сравнить деловой текст с художественным. Найти отличия.
-Почему же иву называют плакучей?
-Как ответить на этот вопрос? (построить рассуждение).
1. Вопрос. Почему
2. Доказательство. Значит, потому, что
3. Вывод. Поэтому, так ведь.
«Всем известна плакучая ива. Ветки у неё длинные. Часто они опускаются до самой земли. Поэтому у ивы грустный «плакучий» вид.»
«На берегу лесной речки растёт плакучая ива. Она опустила ветви в воду. Видит ива, как ходят в реке стаи рыб.»
«К иве слетаются пчёлы за первым мёдом. Весной иву называют вербой. Она первой зацветает, покрывается пушистыми серо-жёлтыми барашками».
«Склонила ветви к воде, глядится в своё отражение. Словно плачет о своей горькой судьбе, что не попасть ей в лес, в друзьям – деревьям.»
Плакучая, сплетает корнями, защищает, растёт, склонила, грустная — печальная- тоскливая -горемычная, отражение.
«РОССИЯ – СТРАНА РОС».
Цели: Закреплять умение строить текст рассуждение.
Формировать орфографическую зоркость.
Воспитывать чувство гордости за свою страну.
ПОВТОРЕНИЕ О ВИДАХ ТЕКСТОВ:
-Угадайте тип текста:
«Как хорош лось! Длинная горбоносая морда была высоко поднята. Сам тяжёлый, грузный, а ноги тонкие, стройные, словно у сказочного коня».
«Дятел хорошо лазает по деревьям. Он питается жуками-короедами, строит дупла».
«Снег – бывает разный. Зависит это от погоды, состояния атмосферы. Если снег хрупкий, значит стоит морозная погода».
ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ:
С. Есенин «Край любимый! Сердцу снятся скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных».
«О, Русь – малиновое поле и синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли твою озёрную тоску».
«На сердце день вчерашний, а в сердце светит Русь».
М. Лермонтов «Люблю отчизну я, но странною любовью!»
-О чём будем писать изложение?
«Учёные до сих пор спорят о том, каково происхождение названия «Русь». Одни предполагают, что оно произвольное он названия реки Рось. Другие объясняют по-своему.
Я считаю, что у слова «Русь» не одно значение, а много, как притоков у реки.
Русь. Русские. Россия. Россияне – это все мы с вами.
Русло – ложе реки, по которому она течёт. Роса и росяница – обильная роса, лежащая по утру на травах и деревьях.
Русь – это страна, где много рек и озёр, а русский – это человек, живущий у воды.
Русь – это светлое место! Русь – страна рос и света!»
-Каков стиль текста. Как изменить его, что бы получилось рассуждение?
Слова: потому что, итак, следовательно, значит, поэтому.
-Как автор описывает понятие и образование слова «Русь»?
-Как бы вы объяснили это слово?
-Построение текста коллективно, изменяя его на рассуждение.
Объясняют, течёт, обильная роса, производным, происхождение, до сих пор, по-своему.
План: 1. Вступление – вопрос. 2. Раскрытие сути – ответ на вопрос.
3. Примеры из литературы. 4. Вывод.
Цели: Учить строить текст-описание.
Развивать умение использовать в работе слова, взятые из литературных
Формировать чувство восхищения природой, её красотой.
ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ:
Дел у меня немало: я белым покрывалом всю землю одеваю,
В лёд реки убираю, белю поля, дома, а зовут меня … (зима).
«После снега – снегопада лес – сплошные чудеса!
На ветвях уселись рядом, будто сделаны из ваты куропатка и лиса.
Вот медведь разлёгся в кедре… вкруг медведя тут и там зайцы пляшут по ветвям.
Всё смешалось в белых дебрях, сказка прячется в деревьях.
Ветки радуют – горят… Вот что сделал снегопад!»
-Чему будет посвящен наш урок?
-Вспомните, как выглядит лес после снегопада.
-Что можно увидеть в таком лесу?
-В каком порядке мы будем описывать лес?
- Зима в лесу.
- Вчерашняя метель (буря).
- Зимние чудеса.
-Как поэты и писатели описывают красоту зимнего леса?
«… И вот сама идёт волшебница – зима;
пришла, рассыпалась; клоками повисла на суках дубов;
легла волнистыми коврами среди полей, вокруг лугов…» А. С. Пушкин.
-На что похож лес?
На пне лежит большой снежный ком. На снегу видны следы зверей и птиц. Пушистый шарф на ветках кедра. Снежные шубы надели сосны. Запорошила зима снегом поля, завалила сугробами леса. Над глубокими свежими снегами солнце огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие радостные краски бывают только по утрам. Лес был лохматый, белый, а над ним синело прозрачное зимнее небо. Вот и к нам пришла зима – на деревьях бахрома. В зимних сумерках деревья, в синем инее деревья. Снег с утра до ночи всё засыпать хочет.
«Зимой солнце светит, да не греет. Холодная зима – жаркое лето.
Зимой звёздное небо – к морозу, редкие звёзды – к вьюге».
Цели: Развивать умение строить текст – повествование.
Способствовать развитию речи и орфографической зоркости.
Воспитывать чувство бережного отношения к животным.
ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ:
Наступили холода, обернулась в лёд вода,
Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым,
Перестал медведь реветь, в спячку впал в бору медведь».
-Что вы знаете о медведях?
-Как они проводят зиму?
СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО ПЛАНУ:
- Нагуливают жир к осени.
- Устройство берлоги.
- Зимний сон.
-Как идёт подготовка к зимовке? Что значит «нагуливает жир»?
-Где обычно медведи строят берлогу? Почему?
-Как он устраивает берлогу?
-Как они проводят зиму? Верно ли, что медведи зимой сосут лапу?
-Что произойдёт, если медведя разбудить среди зимы?
Словарь: бродил, сладкие, холодное, глуши, выстелил, мягкой, натаскал, медвежье, жильё, залегает, ранней.
«Всю осень медведь бродил по лесу. Он ел сладкие корешки, ягоды. Жир нагуливал.
Стало холоднее. В лесной глуши медведь нашёл большую ель и вырыл яму. Зверь выстелил её мягкой и душистой хвоёй, сухим мхом. Потом натаскал веток и закрыл вход. Эта берлога – медвежье жильё.
Залёг медведь в берлогу ранней зимой. Тепло, уютно там. Ударил мороз – уснул мишка. Чем сильнее мороз, тем крепче медвежий сон».