Православная свадьба
Сегодня практически каждая христианская свадьба проходи без соблюдения большинства присущих данному ритуалу традиций. Большинство из них было безвозвратно утеряно. Но, тем не менее, многие молодожены все чаще изъявляют желание отметить торжество с соблюдением всех традиций. Давайте разберемся, какие ритуалы и обычаи присущи классической христианской свадьбе.
Чтобы воплотить все моменты свадебной церемонии следует грамотно продумать сценарий.
Обряды свадьбы христиан
На Руси существовали обязательные обряды, без которых не обходилось ни одно бракосочетание.
Православная свадьба по традиции включала: сватовство, смотрины, сговор, девичник, венчание, первую брачную ночь и пиршество.
Для создания семьи, каждый из этапов был важен и имел особое значение. Давайте рассмотрим каждый из них по отдельности.
Сватовство
Данный этап представлял собой переговоры двух семей, заинтересованных в заключение брачного союза. Раньше браки заключались в раннем возрасте, поэтом родители всегда сами подбирали парню невесту. Очень часто молодожены и не знали о своей свадьбе и узнавали о ней только в момент приготовления.
Сватовство – это начальный и ответственный этап будущей свадьбы, перед ним собирался семейный совет для обсуждения кандидатуры жены. Конечно, мнение жениха учитывалось, но решение оставалось за родителями.
Невесту выбирали физически крепкую, хозяйственную, скромную, из хорошего рода. При этом материальное состояние не имело особого значения. Особое внимание уделялось выбору сватов, ведь чем лучше они проведет беседу, тем проще пройдут переговоры. Создав сценарий свадьбы можно с легкостью воссоздать этот этап в современном исполнении.
Сватовство всегда проходило с соблюдением примет. Молодые во время обряда знакомились, а родственники оговаривали будущий союз и проясняли все до мелочей. Обряд всегда проводился поздним вечером или ночью в выходные дни или вторник, а также четверг. Сваты, вошедшие в дом будущей жены, снимали головной убор, крестились на иконы, кланялись владельцам дома, дождаться приглашения к столу и сесть на лавку. Сват заводил разговор со слов: «ваш товар, наш купец» и других».
Родители звали их за стол и благодарили за уважение. Сватов всегда принимали хорошо. Родные невесты, если парень был не люб, вежливо оказывали. Например, «Молода еще, нужно подождать». Родители девушки могли дать согласие сразу, если парень им хорошо знаком, или попросить время. Ткут уместна фраза: «Дочь замуж выдать – не то что пирог испечь». В момент сватовства также могли родные жениха и невесты обсуждать приданное, выкуп, затраты на пиршество, число гостей и иные вопросы.
Зажиточные и богатые семьи могли составлять брачные договора или контракты и заверять их юридически. Аналогично, современным брачным договорам.
Смотрины и глядины
Это следующий предсвадебный этап, при котором родители невесты и ее родственники едут в дом жениха с целью оценить его финансовое положение, и способность обеспечить будущую супругу. Родители жениха старались сделать все, чтобы произвести впечатление на родных невесты. Они демонстрировали хозпостройки, скотный двор, дом, амбары с зерном, усаживали почетных гостей за праздничный стол, где они могли вести разговоры о преданиях.
Если, семью невесты, что-то не устраивало, то они вежливо произносили: «Спасибо хозяева за хлебосольный прием, нам домой пора», а если все было в порядке, то говорили: « У вас хорошо, если мы вам нужны, милости просим к нам». Можно воссоздать при желании эту традицию и устроить молодым настоящую православную свадьбу.
На смотринах девушка была официально представлена парню и его семье. На мероприятии пели незамужние подруги будущей невесты. Невеста наряжалась в самое красивое платье, родители выводили ее в центр избы, после чего просили пройтись и повернуться. Если молодые слышали одобрение, то они становились на шубу, которая была постелена заранее, целовались или же совершали поклон.
Если жених не люб невесте, то она сообщала матери или отцу или демонстративно выходила из дома, переодевалась в будничный наряд. Это и считалось явным отказом. Но в основном смотрины заканчивались пиршеством, на котором родные девушки преподносили блюда на стол, а парня – выставляли хмельное питье.
Сговор или как его еще называют рукобитие. Это уже закрепление решения о принятии свадебного союза. На этом этапе присутствуют родные люди с обеих сторон. Здесь можно скооперироваться с родителями молодоженов, воплотить сценарий свадьбы аналогично древнерусской в современной интерпретации.
На этом этапе ведутся переговоры о дате предстоящего обряда венчания, размере приданого, кладки, количестве приглашенных. Девушка жаловалась на личную судьбу и своих родителей, так как она вынуждена была распрощаться с девичьей свободной жизнью.
Рукобитием скреплялся договор. Отказ от свадьбы был уже невозможен
По-иному этот обряд назывался плаканье. Именно на этом этапе было прощение девушки с девичеством. Местом проведения обряда был дом невесты. Она была вольна пригласить подруг. Он всегда начинался с момента сговора и длился до венчания. Будущая невеста всегда распускала волосы, показывая то, что она готова к переходу на новую ступень и обретению нового статуса. Ленточки из косы будущей невесты подруги разделяли между собой. Сценарий этого события может быть продуман подружками невесты заранее.
Молодечник или как его сейчас называют мальчишник
Жених прощается с жизнью холостяка. Традиционно обряд проходит за день до свадебной церемонии. Ранее на него приглашались только родные и друзья будущего супруга. Сейчас все чаще парень приглашает исключительно друзей.
Данный обряд всегда проходил в церкви. Он состоял из обручения, когда молодые меняются кольцами и клянутся в вечной любви и венчания – возложения на головы свадебных венков. Церковь не признает разводов, поэтому к этому обряду следовало подходить серьезно и ответственно. Сценарий венчания задает определенные условия. Например, наряд невесты должен прикрывать плечи и длина юбки – ниже колена. Он имеет свои особенности и отличается от заключения брака в загсе.
Брачная ночь
Это этап скрепления уз брака как в физическом, так в правовом смысле. Он проходил всегда в доме жениха. Постель, как гласила православная традиция, всегда застилалась свашками, сестрами или матерью жениха. Для защиты молодых от нечисти, всегда применялась ветка рябины или можжевельника. После проведения обряда над постелью молодоженов ее втыкали в стену. Сейчас конечно, уже давно ушли от традиций того времени, но первую брачную ночь невеста старается сделать для жениха незабываемой.
Свадебные традиции христиан интересны и многие даже сожалеют о том, что они давно уже не соблюдаются. Хотя современные православные пары зачастую стремятся сыграть свадьбу, применив сценарий традиционной свадебной церемонии Руси.
Проведение свадьбы с соблюдением всех традиционных этапов в современном мире практически невозможно. Но, тем не менее, следование большинству из них реально, только следует заранее подготовиться, осознать всю ответственность и окунуться в мир того, как праздновалась классическая православная свадьба. Ее сценарий следует заранее продумать, а родные и близкие в этом помогут.
Православная свадьба
Русская семья испокон веков начиналась со свадьбы. Свадьбы бывали очень церемонные, пышные, «толстотрапезные», иногда сильно хмельные, с многодневными пирами и гостьбой на весь мир. Впрочем, преобладал все-таки старинный русский классический стиль. Присутствует и некоторая двойственность свадебного обряда XVIII — XIX веков, который не мог оторваться от традиционных принятых веками циклов сватовства, венчания и гостевания и одновременно тянулся к европейской моде. Свадьба в имперском дореволюционном обществе отличалась со стороны обрядности и внешности странной смесью «французского с нижегородским».
Большинство свадебных обрядов — это наследие языческой Руси, но некоторые из них появились лишь с возникновением христианства. Значительная часть обрядов и атрибутов русской свадьбы была заимствована у других народов. Так, в античных бракосочетаниях существовали и обручальные кольца, и невестины покрывала, и свечи, и свадебные дары, и венки, и соединение рук. Обычай осыпать новобрачных хмелем, зерном и деньгами также возник в Античности. Русский каравай, как символ бракосочетания, был заимствован у древних римлян: в Риме новобрачные должны были отведать пирог, приготовленный из муки, замешанной на соленой воде, и меда.
На Руси свадьбы играли в периоды, когда прекращались сельскохозяйственные работы: осенью, начиная с Покрова дня (1 октября по старому стилю), и зимой от Крещения до Масленицы. Хорошей приметой было приурочить дату венчания к Покрову дню, так как Покров, наряду с Параскевой Пятницей считался покровителем брачных союзов. Старались избежать свадьбы в мае, чтобы не «маяться всю жизнь». Часто свадьбы играли и в сентябре, еще до полного завершения сельскохозяйственных работ. Но из этих правил бывали и исключения, ничего зазорного не было в свадьбе летом.
Кроме аграрного календаря на выбор даты свадьбы большое влияние оказывал календарь церковный. Православная церковь запрещала венчание во время постов (Великого, Петрова, Успенского и Рождественского), накануне воскресных, двунадесятых, храмовых и великих праздников, от Рождества до Богоявления, во время Масленицы (Сырной седмицы) и Пасхальной седмицы. Не приветствовались свадьбы накануне среды и пятницы на протяжении всего года. Таким образом для свадеб оставалось не так уж много дней в году.
Считается, что в XIII – XVI, даже в XVII веках в России женились рано — в 12-13 лет. Но источники говорят о другом: в 1714 году брачный возраст был определен для мужчины в 20 лет, а для женщины в 17. Попытки Екатерины II снизить планку до 13–15 лет практически не удались, но в мемуарной литературе описаны случаи выдачи замуж даже в 12 лет. В реальной жизни девушек выдавали замуж от 16 до 18 лет. Предельный возраст для брака был установлен в 80 лет. В начале XIX века самым лучшим возрастом для брака считали 18–22 года, а для мужчины 30 лет, при этом девушка в 25 лет расценивалась уже как «перестарок». Повышение брачного возраста в послепетровское время стало очень важным фактором создания прочной семьи, оснобенно в дворянской среде. Это повышение было характерно для всей Европы. Однако браки стариков с юными девицами считали предосудительными.
Готовить детей к женитьбе (замужеству) начинали с колыбели. Семья в те времена играла исключительно важное экономическое значение. Женитьба находилась целиком в руках родителей. В подавляющем большинстве случаев жених и невеста не знали друг друга до брака. (Уже в XVIII веке отказались от старорусских представлений не показывать молодых до свадьбы друг другу, поэтому у жениха и невесты стало больше свободы в знакомстве, особенно благодаря введенным Петром I балам и праздникам. В 1721 году впервые были разрешены браки с иноверцами, что означало на деле нарушение замкнутости православной семьи. Но детей от таких браков обязательно крестили как православных). Также браки могли совершаться по повелению высших лиц: господа женили своих слуг, не спрашивая их согласия, а цари и великие князья искали невест для своих бояр.
В то время без родительского благословения брак считался не совсем официальным и не признавался в светском обществе. Известная во второй половине XVIII в. своей политической и просветительской деятельностью княгиня Е.Р. Дашкова называла такой поступок ослушников традиции «надгробным памятником» браку. Как правило, традиция сохранялась и в проявлении невестой христианского послушания в решении своей «участи», так как родители имели большой жизненный опыт и хотели своим детям счастья. В этом смысле показателен случай сватовства Дмитрия Янькова к своей избраннице Елизавете. Ее отец три раза не соглашался на предложение жениха, в четвертый уступил и спросил мнение дочери. Она ответила:
«Ежели вы, батюшка, изволили согласиться, то я не стану противиться, соглашаюсь и я».
Сама процедура «получения согласия всех сторон» была крайне противоречивой, но все же преобладали прежние традиции: жених спрашивал сначала дозволения своих родителей на женитьбу, затем объяснялся с родителями невесты, и только после получения согласия обращались к девушке. Начиная с петровских времен, родители постепенно вынуждены были учитывать мнение вступавших в брак: указом 1724 года запрещалось выдавать дочерей замуж насильно, и родители должны были подтвердить это клятвой. Несмотря на сохранение определенной роли родителей при выборе брачного партнера, к середине XVIII века в привилегированных семьях вошло в обиход право невесты на отказ от замужества. Кстати говоря, вескими причинами отказов от браков могли быть отсутствие необходимого состояния, родовитости, сохранение очередности при выдаче замуж дочерей.
Согласно законодательству Российской империи, вплоть до начала ХХ в. регистрация брака для лиц православного вероисповедания производилась через обряд церковного венчания, который фиксировался в церковных метрических книгах. Вступлению в брак предшествовала процедура брачного обыска. Собирались особые свидетельства, подтверждающие, что жених и невеста не состоят в родстве (которое было серьезным препятствием для брака), не состоят в браке на данный момент и вообще, «в добром уме и трезвой памяти». В конце Х1Х – начале ХХ в. у брачного обыска появилось второе название – предбрачное свидетельство.
Препятствиями для брака кроме возраста могли быть душевные болезни, несогласие родителей или состояние в браке одного из супругов, близкородственные отношения брачующихся, количество браков. Согласно православной традиции, каждый последующий брак (особенно если дело касалось дворян) был уступкой человеческой слабости и страсти, поэтому всего их разрешали не более трех. В бытовом обиходе обряд обручения называли помолвкой, так как она считалась «половиной венца». В этот день обменивались образами и кольцами. Жених обычно преподносил подарки невесте: украшения с бриллиантами, шали, часы, веера. В эти дни родители жениха и невесты должны были очень усердно молиться за своих детей, а между самими родителями устанавливалась особая степень родственной близости — свойство. День заканчивался праздничным столом для родственников. Жених начинал проводить много времени в доме невесты.
Продолжительность и рисунок свадебного обряда различались в зависимости от сословия. У всех социально-сословных групп были распространены следующие традиции, с некоторыми вариациями: собственно свадьбе предшествовало сватовство, осмотр домашнего хозяйства жениха и смотрины невесты. Затем шли сговор и обручение, девичник для невесты и подруг, молодечник для жениха. После всех этих «подготовительных этапов» осуществлялось венчание. Далее следовало застолье, свадебный пир и «визитная неделя». Традиционная русская свадьба, как правило длилась три дня, но могла продолжаться и дольше. Последовательное исполнение каждого из этих обрядов рассматривалось как правильный путь создания семьи. Нарушение этой последовательности или невыполнение одного из свадебных обрядов воспринималось как незавершенность события, несостоятельность брака.
У всех социально-сословных групп смотрины завершались обрядом моления и круговым обходом вокруг стола. Обряд «кругового хождения» представлял собой таинство: он совершался без посторонних наблюдателей и символизировал общее согласие обеих семей продолжать начатое дело. Далее договаривались о дне сговора, который, как правило, назначался через 2-3 недели. В дворянских семьях в доме невесты устраивали бал с угощениями, на который рассылали специальные приглашения, подписанные родителями невесты. Отец невесты представлял собравшимся жениха и невесту и публично объявлял об их помолвке. Гости поздравляли молодых, а жених дарил невесте обручальное кольцо с драгоценным камнем. Завершал сговор бал, который открывался вальсом жениха и невесты.
В день помолвки подписывали также роспись приданого невесты. В него включали усадьбы с крестьянскими душами, деньги, образа, бриллианты, одежда, туалетные принадлежности, столовое и чайное серебро. Приданое готовилось заранее и отправлялось в дом жениха несколькими каретами. Обычно их было пять. Женские права на приданое в XVIII веке значительно окрепли. Муж не мог им распоряжаться один, продавать его и заключать покупные операции. При этом своих дочерей он снабжал приданым обязательно: оно составляло 1/14 отцовского имущества.
После сговора ни одна из сторон не могла отказаться от свадьбы без серьезных юридических последствий. В противном случае пострадавшая сторона могла потребовать возмещения затрат, связанных с приготовлениями к свадьбе. Размер неустойки был значительным, поэтому свадьбу старались не расстраивать. На второй день после сговора совершался обряд вручения невесте «Божьего милосердия» — икон, которые вместе с приданным перевозили в дом жениха.
Большое значение для общества и для самих брачующихся имело церковное оглашение будущей свадьбы. Согласно действующим канонам Православной церкви, желающие вступить в брак должны были в устной или письменной форме сообщить священнику своего прихода имя, происхождение и социальное положение своего избранника. Три ближайших воскресенья (или праздничных дня) священник по окончании литургии объявлял прихожанам имена жениха и невесты. Делалось это для того, чтобы выяснить, нет ли каких-либо препятствий и помех браку. Если молодые принадлежали разным приходам, то соответствующие объявления делались священниками обеих церквей. И если кто мог привести аргументы против будущего брака, он должен был успеть сделать это именно в процессе таких «чтений». По прошествии указанного срока священник выдавал невесте «билет на женитьбу», в котором указывался ее возраст, сословная принадлежность, а также делалась отметка о том, что девушка регулярно бывает на исповеди, прошла обряд причастия и что после троекратного объявления брака в церкви никаких помех к свадьбе не выявлено. Такой же билет выписывался жениху.
Накануне венчания в дом жениха перевозили приданое невесты. После отбытия приданого невеста вместе с матерью молилась на образа. В среде зажиточных купцов, где приданому уделялось особо пристальное внимание, организовывали целый «постельный поезд», состоявший из пяти подводов. В первой подводе везли икону и самовар. Рядом с самоваром сидел мальчик-блюдник, который держал в руках поднос с пачкой чая, завернутый в шелк, с огромной сахарной головкой, украшенной лентами. На второй подводе ехала крестная мать невесты, которая везла фарфоровую посуду. В руках она держала серебряную с позолотой солонку. На третей подводе перевозили постель, а на четвертой — мебель и плюшевый ковер. В последней, пятой подводе ехали сваха, державшая в руках живую индюшку, и тетка невесты, которая везла полную опись приданого. «Парадом командовала» тетка, желательно старшая сестра матери невесты, или сваха. Встречала «постельный поезд» мать или старшая замужняя сестра жениха. Сваха вручала ей украшенную лентами и чепчиком индюшку и дарила отрез на платье. Принималось приданое строго по описи, проверялась каждая вещь.
Накануне венчания дворяне рассылали свадебные приглашения в виде особых именных билетов. В приглашениях указывались имена и сословная принадлежность жениха и невесты, название церкви, в которой будет проходить венчание, час венчания, и адрес, где состоится свадебный бал. Часто к пригласительным билетам прилагались меню и подробное описание распорядка свадебного торжества.
В день венчания жених через сваху или тетку посылал невесте «женихову шкатулку» с гостинцами и венчальными принадлежностями (фатой, обручальными кольцами, венчальными свечами, духами, булавками и т.д.). Получив подарок от жениха, тетка невесты, так называемая «снарядиха», начинала одевать молодую к венцу.
Обувал невесту «свадебный отрок», младший брат или другой близкий родственник. На дворянской свадьбе функции свадебного отрока были более широкими: он подавал на серебряном подносе перчатки и фату, провожал невесту до кареты и нес за ней шлейф. Иногда для большей торжественности свадебных отроков было двое. Мальчики были одного роста, примерно одного типа внешности и одеты в одинаковую одежду.
В дворянских семьях были в ходу амулеты (различные ладанки, перстни с перчатками, подвески, дорогие ювелирные украшения и др.), которые берегли как зеницу ока и передавали из поколения в поколение вместе с легендами об их чудодейственной силе. Эти амулеты старались сохранить даже в случае полного разорения. В день публичного извещения о предстоящем браке мать передавала дочери с глазу на глаз какой-нибудь амулет, который обязательно находился при невесте в момент венчания.
Хоть традиции и отличались у разных социальных групп, и в разных регионах, попробуем реконструировать сам день свадьбы (венчания). Итак…
Собственно свадьба предварялась длительным подготовительным периодом: накануне венчания жених и невеста соблюдали пост и исповедовались у духовника, а утро дня венчания должны были провести в долгой искренней молитве. Невеста в этот день ничего не ела и, по старой русской традиции, обязана была плакать. После благословения родителей жених и невеста отдельно ехали в церковь, которую обычно заранее красиво украшали и ярко освещали. Впереди везли венчальную икону в отдельной карете. Невесту в храм вводил посаженный отец. Невесты были наряжены в глазетовое или парчовое белое платье с длинным рукавом, им делали прически с пудреными волосами и венком из красных роз — их красный цвет символизировал дань древнерусской традиции покрытия невесты красным покрывалом. Кстати, свадебный торт также украшали красными розами, а также лебедем, рогом изобилия и подковой.
На пути от дома невесты к свадебному поезду совершался обряд осыпания жениха и невесты зерном и мелкими деньгами. Осыпание происходило неоднократно в разные моменты свадебного обряда: во время отправления свадебного поезда из дома жениха, во время отъезда новобрачных в церковь и во время прибытия свадебного поезда после венчания в дом мужа.
В церковь молодые ехали порознь и разными путями, а возвращались в дом жениха в общем свадебном поезде. Весной или осенью путь новобрачных усыпался цветами. На купеческих свадьбах от поезда до церкви стелили ковровую дорожку, а от входной двери до аналоя — атласную или бархатную. Церемония венчания происходила в крайне торжественной атмосфере. Обряд соблюдал все православные традиции. Родители на венчании не присутствовали, так как Петр I своим указом 1724 года это запретил. Интересно, что при венчании нередко следовали каким-то обычаям, неизвестно когда и почему установившимся, которые не были оговорены церковными правилами. К примеру, жених и невеста должны были обязательно стоять на розовом атласе или шелке, невеста должна была держать букет, свечам нельзя было гаснуть, а предметам падать во время венчания. Видимо, здесь свою роль играли некие суеверия.
Ритуалы второго дня также во многом сохраняли старые русские традиции. Молодых называли князем и княгиней, они сидели во главе стола, который часто, уже на европейский манер, украшали балдахином с цветами. После свадебного пира начинались танцы, первым из которых был полонез с невестой в первой паре. В конце XVIII века вошло в моду танцевать вальс, первыми танец начинали жених и невеста. Со второго дня начинался долгий объезд молодыми всех родственников: сначала родни мужа, а затем жены. Так утверждались узы нового родства. Все это скреплялось подарками: от денег до бриллиантов. Особо богатые московские дворяне прямо из церкви после венчания отправлялись в коляске за границу — в свадебное путешествие. Те, кто имел средний достаток, обычно на третий день отъезжали в деревню, в свою усадьбу.
Так, столь причудливо и противоречиво переплелись в XVIII столетии старорусские и новые, навеянные европейскими модами, свадебные традиции.
Православная свадьба
Поговорить с матушками. Матушки.ру
Поговорить с матушками ⇒ Православная свадьба
Модератор: Фотина
- Перейти на страницу:
Сообщение Зеленоглазка » 03 фев 2011, 21:40
Сообщение Витаника » 03 фев 2011, 21:50
Сообщение Лирания » 03 фев 2011, 22:35
Сообщение Ангелочек » 03 фев 2011, 22:47
Сообщение Татиана Ф » 03 фев 2011, 22:49
Сообщение Кузенька » 04 фев 2011, 16:10
А у нас муж настаивал, что на венчании не было никого, ведь это, действительно, наш праздник! и я прониклась этой идеей. «Свадьбы не будет» — был наш девиз.
Сначала сходили в ЗАГС, вернулись «мужем и женой», я осталась у него дома болеть, а он поехал на работу. Вечером следующего дня пришли его родственники к нам: бабушка с дедушкой, дядя с семейством — знакомиться. Посидели с салатиками (это, даже запомнила, среда была).
А через полгода примерно запланировали за три дня венчание. Проснулись с утра, оделись более менее красиво (платье было почти белое, фата в пакете ), сели на метро, маршрутку и поехали в храм.
Туда же подошли моя мама, бабушка и сестра, которая сделала 5 фото.
А так как муж предварительно всех испугал своей строгой позицией по поводу того, что на венчании никого не должно и быть, мои родственники так и остались стоять у самого выхода из храма, даже когда нас после обручения провели в центр.
Так и получилось, как хотели. Ну а после венчания зашли с мамой, бабушкой, сестрой к моей тете и еще раз поели салатиков! Верней, они ели, а мы легли в комнате под кондиционер и большего счастья не желали! Чуть не уснули (напомню, лето жарким выдалось!)
Мне понравилось! Лучше праздника и быть не может.