пословицы с орфограммами

Подготовка

Poslovic.ru — все пословицы в одном месте.

Пословицы с орфограммами

На данной странице собраны интересные пословицы с орфограммами, которые обязательно понравятся каждому ребенку на уроках русского языка.

Хочешь есть калачи — не лежи на печи.

Держи ухо востро.

Жизнь прожить — не поле перейти.

Ошибайся, да сознавайся.

Яйца курицу не учат.

Жизнь прожить – не поле перейти.

Сам погибай, а товарища выручай.

Знания – дело наживное.

Голову держи в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

Орфограммы в пословицах и поговорках

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Программная тема: Правописание.

Время урока: 40 мин.

Тема урока: Орфограммы в пословицах и поговорках.

Тип урока: Комбинированный.

Форма проведения: Урок-игра с приёмами анализа.

Цель: Учить детей обнаруживать и квалифицировать орфограммы посредством анализа.

1. Учить обосновывать свой ответ, выделять главное, делать выводы, отрабатывать орфографический навык.

2. Развивать речь учащихся, совершенствовать умение наблюдать и сравнивать, развивать умение работать с различными источниками информации на уроке.

3. Воспитывать культуру устной и письменной речи, уважение к одноклассникам и педагогу.

Сообщение темы и цели урока

Работа со словарём

Работа с пословицами и поговорками

Интеграция учебных предметовъ

Устная оценка учителя

Приём здоровьесберегающих технологий

Интеграция учебных предметов

Работа в тетрадях, доказательство, объяснение

Отгадывание загадок, проявление активности и художественного самовыражения

Классификация, сравнительный анализ

Устная оценка учителя

Здравствуйте, мои друзья!
Нашей встрече рада я!
Разрешите вас обнять,
Всем удачи пожелать.

— Сегодня мы поговорим об орфограммах, которые прячутся в пословицах и поговорках.

II. Минутка чистописания. Проверка знаний по фонетике, морфемике, орфографии и графике.

— Ребята, я загадала слово. Вы сейчас будете отгадывать буквы, и записывать в тетради заглавную и строчную, а затем попробуете переставить эти буквы и получить слово, которое я загадала.

— Буква удвоенного согласного в слове длинный.(н)

— Буква безударного гласного в приставке слова записка.(а)

— Буква безударного гласного в корне слова малина.(а)

— Буква непроизносимого согласного в корне слова солнце.(л)

— Буква безударного гласного в суффиксе слова молодость.(о)

— Буква непарного мягкого согласного звука в слове грач.(ч)

(Нн Аа Аа Лл Оо Чч)

— А теперь составьте слово: Начало

III.Подготовка к восприятию нового материала.

— Ребята, началом грамотности каждого человека является знание орфограмм русского языка. Поэтому очень важно умение видеть и применять их на письме.

— Обратимся к словарю С.И.Ожегова и вспомним, что такое орфография.

Орфография – правила написания слов и их форм.

— Следующий шаг. Чтобы нам было интересно находить орфограммы и закреплять их написание, мы будем работать с пословицами и поговорками. И снова нам поможет словарь:

Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.

Поговорка – краткое устойчивое выражение, образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания.

— “Каково начало, таков и конец” — гласит русская пословица. Вы хорошо начали работать, продолжайте в том же духе. Молодцы!

Утром стрекоза проснулась
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.

— Сколько ножек у насекомых? (Шесть)
Шесть глубоких вдохов и медленных выдохов.

V. Восприятие, осмысление, усвоение новых знаний.

— Ребята, для вас подготовлен раздаточный материал – таблица основных орфограмм и правописаний в русском языке. Это вам пригодится в работе на уроке.

— Прочтите пословицы и поговорки, проанализируйте слова с пропущенными буквами и назовите орфограмму.

1 задание. (Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова (проверяемые).

Липнет, как см_ла к ст_не.

Умён на сл_вах, да глуп на д_лах.

Всякая с_сна в св_ём б_ру шумит.

Н_га споткнётся, а г_л_ве достанется.

— Как проверить данную орфограмму? Кто скажет правило?

— Вставим пропущенные буквы, докажем свой выбор.

— Выберите одну пословицу или поговорку, запишите в тетрадь, объясните смысл.

2 задание. (Буквы для обозначения парных звонких и глухих согласных в корне слова (проверяемые).

Доброе слово человеку как дож_ь в засуху.

Береги но_ в большой моро_.

Гне_ — плохой советчик.

В чужой ло_ке всегда больше ры_ки.

3 задание. (Непроверяемые гласные и согласные буквы в корне слова (словарные слова).

На одной неделе семь пятниц.

Пусти козла в огород.

Мороз да метели под февраль налетели.

Плотника не шуба греет, а топор.

4 задание. (Буквы для обозначения непроизносимых согласных в корне слова (проверяемые и непроверяемые).

Ты только свис_ни, а я и сам осмыслю.

Осторожность – мать безопас_ности..

Худо лето, когда со_нца нету.

Рукам работа – душе праз_ник.

5 задание. (Раздельное написание предлогов и слитное написание приставок).

(По)клоном поясницы не(пере)ломишь.

(В) субботу – (на) работу,(в) воскресенье – (на)веселье.

(На)звался грибом – (по)лезай (в) кузовок.

Как(с) неба( с)валился.

6 задание. (Разделительные Ъ и Ь).

Учен_е – путь к умен_ю.

Терпен_е и труд всё перетрут.

Не обойти, не об_ехать.

Друз_я познаются в беде.

7 задание. (Не с глаголами).

(Не) зная броду – (не) суйся в воду.

Скажешь – (не) воротишь, напишешь – (не) сотрёшь, отрубишь – (не) приставишь.

(Не) шути с огнём – обгоришь.

(Не) зарься на чужое, своё береги!

1. Театр – экспромт.

— А сейчас поиграем и отдохнём. Игра непростая, а сказочная.

Чтобы сказку здесь сыграть,
Нужно роли всем раздать.
Кто загадку отгадает,
Роль он тут же получает.
— Работящий, хоть и сед
Догадайтесь, это…(дед).
— А у деда есть подружка —
Очень милая…(старушка).
— Раскрасавица, не злючка,
Проживает с ними…(внучка).
— А у внучки есть дружок,
Очень шустренький…(щенок).
— Растянулась на окошке
И мурлычет сладко… (кошка).
— Этот зверь мал слишком —
Симпатичная…(мышка).
— Растёт в огороде,
Хоть нынче не в моде,
Круглая да крепкая,
А зовётся… (репка).

Выходят дети, в руках карточки: РЕПКА, ДЕД, БАБКА, ВНУЧКА, ЖУЧКА, КОШКА, МЫШКА.

— Давайте сказку переиграем и сгруппируем наших героев по орфограммам:

ДЕД ВНУЧКА КОШКА

БАБКА ЖУЧКА МЫШКА

2. Найди орфограмму.

— Ребята, посмотрите внимательно на пословицы и поговорки, внимательно их прочитайте и найдите орфограммы.

И лиса около своей норы смирно живёт.

На чужой лошадке не наездишься.

Гладкий и мягкий, да на вкус гадкий.

Не мудрён привет, а сердце покоряет.

— Ребята, понравилось вам работать на уроке?

— Что особенно запомнилось?

— Я желаю вам всегда грамотно, без ошибок выполнять все задания и письменные работы.

— Вы очень хорошо работали. Спасибо за урок!

Пословицы на уроках русского языка

Как можно использовать пословицы на уроках русского языка. Обучение грамматике с помощью пословиц.

ОРФОГРАММЫ В СЛОВАХ

Сочетания «жи», «ши»

1. Спишите пословицы. Подчеркните сочетания «жи», «ши».

Живи своим умом, а честь расти трудом.

Дело отложили, а потом забыли.

На ошибках учатся.

Не давши слова, крепись, а давши — держись.

Поневоле заяц бежит, когда лететь не на чем.

Лучший из даров — ум, худшее из несчастий — невежество.

2. Спишите пословицы. Подчеркните сочетания «жи», «ши».

Хочешь есть калачи — не лежи на печи.

Держи ухо востро.

Жизнь прожить — не поле перейти.

Ошибайся, да сознавайся.

В чужих руках всегда ломоть велик.

Поспешишь — людей насмешишь.

Сочетания «ча», «ща», «чк», «чн», «щн»

1. Спишите пословицы. Подчеркните сочетания с шипящими.

Свой обычай в чужой дом не носи.

И лютого зверя укрощают терпением и любовью.

Печаль беде не помощник.

По одежке встречают — по уму провожают.

От бессонницы трудом лечатся.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

2. Спишите пословицы. Подчеркните сочетания с шипящими в словах.

Умелые руки — помощники науки.

Как щука ни востра, а не возьмёт ерша с хвоста.

Нет лучше веселья, чем сердечная радость.

В пустой бочке звону много.

От щелчка доходит и до кулака.

Частое понуканье с ума сведёт и буйвола.

За чужой щекой зуб не болит.

Сочетания с шипящими

1. Спишите пословицы. Подчеркните сочетания с шипящими.

Пиши, да не спеши.

Мир освещается солнцем, а человек — знанием.

Век живи — век учись.

У врача лечись, а у умного учись.

Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.

Каждый день жизни требует частицу мудрости.

2. Спишите пословицы. Подчеркните сочетания с шипящими.

У мудрого человека длинные уши и короткий язык.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Слова хороши правдивые, лисьи шкуры — пушистые.

Не спеши языком — торопись делом.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

На чужой стороне и весна не красна.

3. Спишите пословицы. Подчеркните сочетания с шипящими.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Труд, труд и труд — вот три вечных сокровища.

С ложью правде не дружить.

Всяк своего счастья кузнец.

В несчастье не унывай, а печаль одолевай.

Не было бы счастья, да несчастье помогло.

4. Спишите пословицы. Подчеркните сочетания с шипящими.

По одёжке встречают — по уму провожают.

Умный себя винит, а глупый — своего товарища.

Герой никогда не умрёт, он вечно в народе живёт.

Чудак-рыбак рыбу в воде ловит, а пить домой ходит.

Человек — живое сокровище, а богатство — мёртвое.

Делу — время, потехе — час.

5. Спишите пословицы. Подчеркните сочетания с шипящими.

На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой добывай.

На чужую работу глядя, сыт не будешь.

Белые ручки чужие труды любят.

Источник жизни — в труде, а успеха — в сноровке.

Кто много начинает, тот мало кончает.

Кто изучает прошлое, знает и настоящее.

6. Спишите пословицы. Подчеркните сочетания с шипящими.

Если за день ничему не научился — зря прожил день.

Пища утоляет голод, знания излечивают от невежества.

Где труд, там и счастье.

Без труда жить — только небо коптить.

Поспешишь — людей насмешишь.

На бедного Макара все шишки валятся.

7. Спишите пословицы. Подчеркните сочетания с шипящими.

Бездонной бочки не нальёшь.

Удобного случая дождаться трудно, а упустить легко.

Когда одна сторона уступает, спор кончается.

Никто так много не обещает, как тот, кому нечего дать.

От молчанья голова не болит.

Хижина, где смеются, богаче дворца, где плачут.

8. Спишите пословицы. Подчеркните сочетания с шипящими.

Если боль прошла, и про врача забыли.

Рана заживает, шрам остаётся.

Когда обувь тесна, нет пользы от широты мира.

Легко идти пешком, когда держишь лошадь под уздечку.

Прощай другим, но не прощай себе.

Не ставь кошку сторожем у молочного горшка.

9. Спишите пословицы. Подчеркните сочетания с шипящими.

Привычка всё делает лёгким.

Январь — году начало, а зиме середина.

Без первой ласточки весна не обходится.

Весной час прогуляешь, неделей не наверстаешь.

В марте курочка под порожком водички напьётся.

10. Спишите пословицы. Подчеркните сочетания с шипящими.

В октябре землю покрыли где листочки, где снежинки.

Зелёная ограда — живая отрада.

Корми корову сытнее, будет молоко жирнее.

Не верь козлу в огороде, а волку в овчарне.

Два медведя в одной берлоге не уживутся.

Заяц от листа, а лягушка от зайца бежит.

11. Спишите пословицы. Подчеркните сочетания с шипящими.

Когда речь держит лисица, пусть её хорошенько обдумывают петухи.

Ласточка день начинает, а соловей кончает.

Всяк кулик на своей кочке велик.

Без печки холодно, без хлеба голодно.

Мощный комбайн в поле хозяин.

Ранний пар родит пшеничку, а поздний — метличку.

12. Спишите пословицы. Подчеркните сочетания с шипящими.

Конь живой и конь стальной — помощники в работе.

Где песня льётся, там и легче живётся.

За пирожком да за чаем и мы не подкачаем.

Пища для человека — сила, лошадь — крылья.

Даже хороший завтрак не заменит ужина.

13. Спишите пословицы. Подчеркните сочетания с шипящими.

Укоротить ужин — удлинить жизнь.

Самые точные часы — желудок.

Нет такого силача, которого сон не поборет.

Жизнь прожить — не поле перейти.

Как поживёшь, так и прослывёшь.

Чем зря кричать, лучше помолчать.

14. Спишите пословицы. Подчеркните сочетания с шипящими.

После обеда полежи, а после ужина походи.

Не узнавши броду, не суйся в воду.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Всё хорошо, что хорошо кончается.

Каждому овощу своё время.

Розы без шипов не бывает.

15. Спишите пословицы. Подчеркните сочетания с шипящими.

Если сила не берёт, смекалка выручает.

На то и щука в море, чтобы карась не дремал.

Глаза верят себе самим, уши — другим.

На ловца и зверь бежит.

Частое понуканье сведёт с ума и буйвола.

В чужих руках всегда ломоть велик.

16. Спишите пословицы. Подчеркните сочетания с шипящими.

Не бери чужого ничего, не будешь бояться никого.

Обещанная шапка на уши не лезет.

В пустой бочке звону много.

Не бойся первой ошибки, избегай второй.

Ошибся что ушибся, вперёд наука.

Не учи щуку плавать.

Не приестся хороший кусок, не наскучит хороший дружок.

Оцените статью
На новый год
Добавить комментарий