Петров пост 2021
Петров пост — летний многодневный пост, установленный в честь памяти двух наиболее почитаемых апостолов – Петра и Павла. Его продолжительность каждый год разная. Она зависит от даты празднования Пасхи и может составлять от 8 до 42 дней.
Петров пост в 2021 году длится с 28 июня по 11 июля (включительно).
Календарь Петрова поста 2021
Какого числа Петров пост в 2021 году
Начинается он в понедельник, на 57-й день после Пасхи (через неделю после Троицы). Последним днем поста является 11 июля. В 2021 году он длится 14 дней: с 28 июня по 11 июля.
В народе этот пост называют Апостольским или Петровкой.
Суть Петрова поста
Петров пост подготавливает христиан ко дню памяти святых апостолов Петра и Павла. Он установлен в память того, как апостолы постились перед проповедью христианства. Его суть – достичь самосовершенствования путем добровольного воздержания. Через пост человек стремиться к духовной и телесной чистоте. Отказ от некоторых видов пищи, молитва, покаянье, сострадание и гуманное отношение к окружающим помогает почувствовать единение с Богом. Также пост объединяет христиан, позволяет почувствовать себя частью Церкви.
История Петрова поста
История Петрова поста уходит корнями в первые века христианства. Изначально он был предназначен для людей, которые по каким-либо причинам не могли поститься в Великий пост. Наиболее почитаемым он был в Константинополе и Риме, где были построены и освящены храмы в честь апостолов Петра и Павла. Окончательное утверждение Апостольского поста относится к концу IV – началу V веков. На Руси Петров пост был введен после принятия христианства. Он пришел взамен языческим купальским обрядам.
Правила поведения и традиции Петрова поста
Петров пост подразумевает под собой ограничения, которые направлены на очищение тела и души человека. В этот период необходимо воздерживаться от некоторых видов пищи и повседневных дел, которые могут привести к греховному состоянию.
- Из рациона исключается мясная пища, яйца и молочные продукты. В среду и пятницу также запрещается употреблять рыбу и морепродукты, горячую пищу, приправленную маслом.
- Отказ от алкоголя и табакокурения. В субботу, воскресенье и храмовые праздники разрешается небольшое количество вина.
- Необходимо ограничить посещение развлекательных мероприятий. Праздники лучше отмечать в семейном кругу, без шумных застолий, танцев, песен и игр.
- Нельзя допускать плохих мыслей, ругаться матом, ссориться с окружающими людьми, завидовать и осуждать.
- Следует ограничить просмотр телевизора, пользование интернетом и социальными сетями.
- По церковным канонам в период поста не совершается таинство брака (венчание).
- Запрещается гадать, проводить магические ритуалы и обряды.
- Супругам рекомендуется воздержаться от интимных отношений и зачатия ребенка. Допускается исполнение супружеского долга по обоюдному согласию.
Что можно есть в Петров пост: правила питания
Петров пост, в отличие от Великого, не такой строгий. В этот период также нельзя есть мясо, молочную продукцию, яйца, но в некоторые дни недели разрешается рыба. Основу постного стола составляет зелень и блюда из нее (щи, окрошка, ботвинья), крупы, ягоды.
Во время этого поста на понедельник предписано употребление горячей пищи без масла, по вторникам, четвергам, субботам и воскресениям разрешена рыба, в среду и пятницу – сухоядение (хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед). В выходные дни допускается вино.
В церковный праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) можно кушать рыбу (независимо от того, на какой день недели он выпадает).
День апостолов Петра и Павла (12 июля) не входит в пост. Однако, если он выпадает на среду или пятницу, то является постным (невысокой степени строгости – разрешена пища с маслом, рыба).
Согласно монастырскому Уставу вышеперечисленные правила обязательны для соблюдения среди монахов. Мирянам не обязательно придерживаться строгости поста. Прихожане согласовывают календарь питания с духовными наставниками, учитывая все жизненные обстоятельства, состояние здоровья и особенности организма.
В статье приведен календарь монастырского Устава, который дает представление о степени строгости поста по дням. Каждый человек в индивидуальном порядке вместе с духовником определяет меру строгости своего поста. Людям, которые имеют хронические заболевания, следует предварительно проконсультироваться у лечащего врача, чтобы предотвратить возможные риски для организма.
Для некоторых категорий лиц допускается послабление поста: военнослужащие, учащиеся и люди, занимающиеся тяжелым физическим трудом. Беременные и кормящие женщины освобождаются от гастрономических ограничений. Детей лучше не ограничивать в мясной и молочной пищи. Для них можно ввести другие ограничения по питанию. Например, давать меньше сладостей.
Как подготовиться и плавно войти в пост
Петров пост является нестрогим. В летнее время на столах в изобилии присутствуют овощи, фрукты, зелень, что позволяет питаться разнообразно и вкусно, не испытывая чувства голода и дискомфорта. Петров пост не требует тщательной подготовки, однако для людей, которые постятся впервые или тяжело переносят гастрономические ограничения, лучше придерживаться некоторых правил:
- Подготовку к посту лучше начать за 1-2 недели. Постепенно снижайте в рационе мясные и молочные продукты. Увеличьте долю овощей и фруктов.
- Приучите свой организм к клетчатке. Основа постного питания – растительная пища, которая в большом количестве содержит пищевые волокна. Чтобы не испытывать дискомфорта, связанным с пищеварением, ежедневно ешьте салаты, добавляйте в готовые блюда отруби или клетчатку.
- Пейте достаточное количество жидкости. Выпивая 1,5-2 литра чистой воды ежедневно, позволит улучшить работу кишечника, устранить явление обезвоживания и меньше испытывать чувство голода.
- Поддерживайте баланс микрофлоры кишечника. Резкая перемена рациона питания может нарушить состояние микрофлоры. Чтобы заселить кишечник полезными бактериями, ежедневно употребляйте кисломолочные продукты: закваски, бифидойогурты и кефиры, ряженку, простоквашу.
- Постная пища менее калорийная. Чтобы не испытывать чувства голода в первые дни поста можно увеличить порции, добавить дополнительные приемы пищи или перекусы из фруктов, овощей, орехов.
Кому разрешается не соблюдать пост
По физиологическим, медицинским и возрастным причинам от вхождения в пост лучше отказаться детям, пожилым, беременным и кормящим женщинам, людям с нарушенным обменом веществ, больным диабетом, людям с пищеварительными заболеваниями, онкобольным, страдающим от дисфункции почек, проходящим послеоперационную реабилитацию, людям с хроническими заболеваниями и острыми респираторными инфекциями.
Петров пост
Пост святых апостолов Петра и Павла
Петров пост (Апостольский пост, Петровка) — это один из четырёх многодневных годовых постов, который установлен в честь святых апостолов Петра и Павла, постившихся с целью приготовления себя к евангельской проповеди (Деян. 13, 3). Петров пост начинается через неделю после Троицы и, в отличие от всех прочих многодневных постов, имеет различный период по продолжительности: от 8 до 42 дней, в зависимости от пасхального цикла. Заканчивается он всегда в день памяти Петра и Павла, 12 июля (29 июня ст. ст.).
Петров пост в 2020 году: 15 июня — 11 июля
Содержание
История установления Петрова поста
Петров пост был установлен в самые первые века христианства. Об этом свидетельствуют Апостольские постановления и «Апостольское предание» святого Ипполита Римского (III век). С IV века упоминания отцов Церкви об апостольском посте встречаются всё более часто. О нем писали свт. Афанасий Великий и Амвросий Медиоланский, а в V веке — свт. Лев Великий и Феодорит Кирский. Особенно Петров пост утвердился, когда в Константинополе и Риме были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла (ок. 324 года).
Апостолы Петр и Павел. Одна из древнейших русских икон, вторая половина XI века
Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (12 июля по новому стилю), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. В Православной Церкви вошло в обычай приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.
Устав трапезы в Петров пост
По степени воздержания, Петров пост не является таким строгим, как Великий или Успенский. Повседневный устав о трапезе предписывает следующий порядок:
- по вторникам, четвергам, субботам и воскресным дням — пища с растительным маслом и рыбой;
- в понедельник — горячая пища без масла;
- в среду и в пятницу — сухоядение;
- если в понедельник, среду или пятницу случится празднество, то позволяется горячая пища с маслом или горячая пища без масла (в настольном календаре есть указания на каждый день).
В Петров пост по уставу часто дозволяется вкушать рыбу
Сам день праздника в честь святых апостолов Петра и Павла не является частью поста, однако если праздничный день выпадает на среду или пятницу, он также остается постным. В таком случае лишь послабляется (по сравнению с уставной для среды и пятницы в период летнего «мясоеда») степень строгости поста: на трапезе позволяется употребление растительного масла, рыбы и вина.
Богослужение в Петров пост
Устав о богослужении (аллилуйные службы с земными поклонами) соответствует чину Великого Поста. Повседневные службы совершаются по Октаю и Минее, нарочитых песнопений, соответствующих теме поста, не указано.
Народные традиции Петровки
Православные христиане на Руси постились по церковному Уставу, поэтому много традиций Петрова поста было связано с кулинарией. В народе Петров пост звали «петровка-голодовка»: в начале лета от прошлого урожая уже мало что оставалось, а до нового еще далеко.
Лубок Павла Варунина
В среду и пятницу готовили летние постные блюда: окрошки, постные щи, грибную икру, ботвиньи из молодой зелени и множество других блюд.
В праздничные дни Петрова поста хозяйки часто пекли особые пироги — рыбники. Рыбу запекали в тесте прямо целиком, пирог был открытым.
Святые отцы о посте
Рассуждая о пользе постнического воздержания, святые отцы называют «разумный и умеренный пост основанием, опорой и главою всех добродетелей» (Цветник священноинока Дорофея).
Ум постящегося бывает храмом Духа Святаго, а ум чревоугодника — жилищем демонов (Митерикон).
Посты установлены для просвещения души и усмирения плоти, с помощью поста учимся побеждать свои греховные страсти — и душевные, и телесные, которые имеем от природы и которые возбуждают в нас враги наши — лукавые демоны.
Св. Евангелие также свидетельствует о том, что для борьбы с падшими духами предписаны нам упражнения в посте и молитве:
Сей же род (то есть род демонов) изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21).
«Должно особенно поститься тем, кто находится во власти демонов, и тем, кто имеет намерение исцелять от них. Молитва же бывает истинною тогда, когда она соединена не с пьянством, а с постом. Обрати внимание и на то, что каждая вера есть зерно горчичное. Оно считается ничтожным, но, если случается добрая земля, оно развивается в дерево, на котором вьют гнезда птицы небесные, то есть мысли, парящие ввысь. Поэтому, кто имеет теплую веру, тот может сказать этой горе, то есть демону: перейди. Ибо Господь показал демона исходящего» (Бл. Феофилакт Болгарский).
Период проповеднической деятельности св. ап. Петра тесно переплетается с борьбой его против известного римского чародея — Симона-волхва, который, превратно понимая суть евангельской проповеди, принял было святое крещение (Деян. 8, 13), но впоследствии предался еще большей погибели, т.к. не изменил своего гордого и сребролюбивого нрава, не отстал и от прежних волхований. Помышлял он также и небесные дары Божии употреблять в своекорыстных целях, что явилось для него сугубым грехом перед Богом и здесь, по свидетельству Св. Писания, св. ап. Петр строго обличил его коварство и лицемерие:
«Симон же, увидев, чрез возложение рук апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги; нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое не право пред Богом; итак, покайся в сем грехе твоем и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысл сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды» (Деян. 8, 18-23).
Подробную историю о противостоянии нечестивого Симона и св. ап. Петра находим в Лицевом своде царя Иоанна Грозного, где описанию соответствующих событий посвящается отдельное слово о Симоне волхве («Всемирная история», кн. 3-я, стр. 691-706).
«В царствование того Нерона пришел некто, Симон по имени, египтянин, волхв, творя видения многие, и назывался Христом. Слышал же Петр апостол о нем, и пришел в Рим. Когда он шел в Рим через Антиохию Великую, прилучилось умереть Евводу, епископу и патриарху Антиохийского града. И принял чин епископский Игнатий, и святой Петр повиновался. Случилось умереть в те годы Марку апостолу в Великой Александрии, епископу бывшему там и патриархом. И принял от него епископство Аниан, ученик его, как Феофил написал. Поспешил же апостол Петр в Рим. И узнал, где пребывает Симон волхв, и пошел к нему; и обрел пса великого у врат его, цепями привязанного. Симон его из-за прихода Петра привязал, и приказал, чтобы не входили к нему, если только не повелит Симон. И сей обнюхивал хотящих войти к Симону. Петр же увидел пса, такого великого и страшного, и узнал от стоящих пред вратами, что, если не повелит Симон псу, то не даст войти сей пес никому; но, наскочив, пес умерщвляет всякого входящего. Петр же взял пса за цепь, отвязал его и сказал ему: «Иди к Симону и скажи ему человеческим голосом: Петр, раб Бога Вышнего, войти хочет». Пес же пошел; и прибежал, когда тот учил некоего волшебным прелестям, и, став посредине, человеческим голосом глаголал к Симону: «Петр, раб Бога Вышнего, прийти хочет к тебе». Они же, слыша пса, глаголющего человеческим голосом, удивились, глаголя: «Что есть этот Петр, или какова сила его, о котором глаголет пес? Как (он) сделал пса человеческим голосом (говорящим), сотворив его послом?» И сказал Симон к стоящим и дивящимся Петру: «Человек сей пусть вас не устрашает. Ибо, вот и я велю ему тем же человеческим голосом ответ творить». И сказал Симон псу: «Велю тебе, иди и скажи Петру человеческим голосом: Симон тебе говорит, приди и войди». И пришел к Симону Петр. И боролся с Симоном Египетским Петр, когда творил он чудеса. И одолел Петр Симона волхва, и творил исцеления, и веровали Петру многие и крестились. И поэтому в Риме мятеж великий восстал и буря из-за Симона; и творили чудеса (оба).
О Симоне волхве. Миниатюра из Лицевого летописного свода
И услышав о мятеже, Агриппа-епарх поведал царю Нерону, говоря: «Есть некие в сем городе, чудеса творящие друг против друга. Один нарицает себя самим Христом, а другой глаголет, что (тот) не Христос, но волхв, ибо я — Христов ученик». И тогда царь Нерон повелел привести пред собой Симона волхва и Петра, и Пилата привести из темницы. И введены были к царю, и вопросил Симона Нерон: «Ты ли Христос?» Он же сказал: «Я». И сказал Петр: «Это не Христос. Ибо я — Его ученик и при мне на небеса взошел». И после этого призвал Пилата и спросил его о Симоне: «Сей ли Тот, Кого предал ты на распятие?» И, приступив, Пилат сказал: «Это не Христос». Также и о Петре вопросил его: «А сего знаешь ли, ученик ли Его есть»? Он же сказал: «Истинно. И ввели его ко мне иудеи как ученика Его, и отвергся (он), говоря – я не ученик Его. И отпустил (я) его». И тогда Нерон и Симона, как солгавшего, нарекшись Христом, которым он не был, а также и Петра, обличенного Пилатом, как отвергшегося от Христа, повелел изгнать. И изгнаны были из дворца. И пребывали в Риме, творя чудеса друг против друга.
Симон же повелел привести быка великого и сказал (нечто) в ухо быку, и тотчас умер бык. И чудно было (это). Петр же, молитву сотворив, пред всеми сделал ожившим быка, что было большим чудом. Симон же, понимая, что Петр препирает его Писанием и Божьим словом, испытанию быть (другому) захотел. Ушел со многим срамом, побежденный, ибо был скверный многоумелец диявольским деяниям, неумелец же духовному учению. Ибо был научен волхованию и козням сатанинским, как никто иной до него. Не сомневался, так как (был) диавольским зломышлением и злодеяниями славен, ибо кумиров творил, и в огне валяясь, не обжигался, по воздуху летал из каменья хлебы творил, змеем бывал и в золото превращался, двери затворенные и запертые отворял, и железные узы сокрушал; на вечерях идолов, всякие страсти представляющих, творил, и сосудам, сущим в доме, самим носиться на службу творил, как бы кому-то носящему их, невидимому; тени многие пред собою устраивал, глаголя, что это души умерших. Многие же как отравителя и прелестника его обличить пытались, но изменяли (это мнение) после празднеств, когда, волов заклав и напитав их различно, так, что невозможно (было) исцелиться, в (то же) беснование прелагались. И иное множайшее творил при помощи служащих ему бесов, и с их помощью не только себя в иные образы человеческие и скотские преображал, (но) что хотел, то и творил.
И некогда искал его кесарь, (чтобы схватить) как волшебника; и чтобы избежать этого, облик свой переложил на Фафста (Фавста) ученика Петрова. И в таком образе (тот) пришел к Петру, гоним будучи всеми, из-за такого непреподобного вида, в который был обличен. Воззрел же Петр на него и увидел его в печали и слезами одержимого, и сказал: «Симоном волхвом, Фавст, изменение твое было (сделано), ибо кесарь его ищет; (он же) убоялся и убежал, свой образ на тебя возложив, чтобы тебе быть пойманному и убитому, и скорбь великую нам, и печаль сотворить. Но Бог (этого) людей соблазнителя и врага истине изменит; и изменит тебя от Симонова образа, и первый (образ) тебе подаст вскоре». И вдруг со словами (этими) так и стало, всем нам видящим (это). Такое и тому подобное насылать, (как) говорит Климент, (был) обучен и творил в Сирии. И в Риме же, по изгнании от лица Неронова, как и прежде речено было и написано в Деяниях святых апостолов.
Петр апостол молитвою своею уморил Симона волхва, хотящего вознестись. Ибо сказал Симон Петру: «Ты глаголешь, что Христос, Бог твой, вознесся на небеса. И вот, я возношусь». И увидел Петр его, возвышающегося в воздух (действием) волхования своего, посреди града Рима. И помолился Петр, и тотчас упал Симон волхв на землю посреди дороги, и разбился, и умер. И кости его лежат и до ныне там, где он пал. Место же, принявшее мерзкое и скверное тело, существует с тех пор, и окрест его ограждение каменное, и слывет как «место Симона». Об этом в Апостольский постановлениях великий Петр так глаголет: «Начало же новых еретиков было от Симона волхва. Тот в Сирии многое сотворил недостойное, и, в Рим придя, во многом церковь извратил волшебством и дьявольскою хитростью, и деяниями. Ибо в Кесарии Стратонской со мной, Петром, беседовал, желая развратить Слово Божие, и с бывшими со мною святыми чадами, Закхеем, когда-то бывшим мытарем, и Варнавой, и Акилой, братом Климента, римлянина, учившегося у Павла, соапостольника нашего и содетельника, о Евангелии, то есть о Благовестии. Трижды с ним о пророческих словесах о нем с ним прелся, и о Божием единоначалии; и победил его силою Господа нашего Исуса Христа, и в безгласие ввел, и бежать его в Италию заставил. Бывшему же ему, как сказано, в Риме, во многом церковь возмутил и многих обратил, к себе привлекая. Язычники же дивились волхованию, и козням, и бесовским деяниям. Тогда некогда в полдень, войдя в театр, Симон сказал: «На воздух поднимусь», перед всеми, дивящимися о сем. Я, Петр, про себя молился; когда он поднимался, бесами летящими несомый по воздуху, и говорил: «На небеса должен я взойти, оттуда же людям благо подать», народ же восхвалял его как бога, простер и я руки на высоту, и помолился Богу: «Да низринется губитель, и сила его да разрушится». И тогда (я) сказал Симону: «Если я — апостол Исуса Христа, а не льстец, как ты, Симон, повелеваю неприязненным силам, да перестанут тебя держать!» И когда я сказал это, и тотчас низпал (он) с шумом великим и разбился. И возопил народ: «Един Бог, коего Петр проповедует»! Так разрушилась впервые Симонова ересь в Риме и большую угасила. Того ради тот день субботний особым именуют римляне, ибо это была та суббота, в которую и молитва, и пост верным. Обычай есть, что молится церковь о своем дидаскале (учителе), трудящимся и печалующемся; так в Деяниях святых апостолов написано, что молитва бывает прилежная в церкви Петра ради, так как в тот день субботний свершилась Христова победа и низпал антихрист Симон».
Услышал же Нерон-царь, что умер Симон из-за Петра; и взят был Петр тогда. И передал, и поставил в епископство Римское Аина (Лина) по имени, из учеников его. И последовал ему, когда его взяли. Петр же сам был телом среднего роста, с короткими волосами, весь седой, и с главою, и с бородою белою, бледный, с припухшими очами, с красивой бородой, долгоносый, бровистый, невысокий, мудрый, вспыльчив, но скоро отходчив, ясен, беседу вел (как бы) Святым Духом и чудеса творил.
И повелел Нерон распять Петра. Петр же умолил епарха, чтобы не прямо во весь рост распятому ему быть, как и Господу, но стремглав (вниз головой). Сего ради распялся Петр так, как изволил, и это было от многого (его) смирения. И был после Петра епископом в Риме Лин, как Евсевий Памфил пишет. Петр же апостол муки принял, будучи распят стремглав, ибо сам апостол заклинал епарха: «Да не как Господь мой распят буду». И скончался святой Петр в консульство Прониана».
Святые апостолы Петр и Павел
Святии славнии верховнии апостоли Петре и Павле, молите Бога о нас.
Церковный праздник
Православный календарь на сегодня, завтра, месяц, год
Петров пост — когда начинается и заканчивается, что можно и чего нельзя
Петров пост в 2020 году
Петров пост — это наиболее долгий летний период воздержания для православных христиан. В 2020 году он начнётся спустя неделю после праздника Святой Троицы и окончится перед другим праздником — днём первоверховных апостолов Петра и Павла.
Когда начнётся и закончится:
Начало Петрова поста в 2020 году — 15 июня. Окончание — 11 июля. Продолжительность — 4 седмицы (27 дней).
- Если Вас интересует, что можно и чего нельзя вкушать в каждый из дней Петрова поста, читайте эту статью
Суть Петрова поста для православных
Петров пост нужен для того, чтобы вспомнить первоверховных апостолов Петра и Павла. Потому что само осознание того, что мы находимся во времени поста напоминает нам о важности апостольского служения, о важности евангельской проповеди. И если бы этого поста не было, то возможно мы бы меньше вспоминали об этом.
Весь уклад церковной жизни построен таким образом, чтобы все наши мысли ежегодно проходили через определенные исторические евангельские этапы. Что касается диетической части поста,- она полезна всегда, в любое время года. Пост всегда нас учит умеренности и сдержанности и поучает нас прежде всего не вкушать других людей, никого не осуждать. Постараться понять, что любовь к себе — это не только любовь к вкусной еде, которая нередко приводит к зависимости, но любовь к постижению духовных ценностей, благодати, святого духа. Всякий постный период заканчивается определенным церковным праздником, и праздник Петра и Павла — кульминация Петрова поста. Это благодарение, наша молитва к апостолам Петру и Павлу, которые были люди очень разные, но
стали апостолами Христа.
Духовный смысл Петрова поста
Катехизатор Дмитрий о рассказывает о первоначальном главенстве духовного смысла поста.
Скоро начинается Петров пост в честь апостолов Петра и Павла. И когда начинается любой постный период, людей интересует один вопрос- как поститься? И под этим вопросом подразумевается — какую пищу можно употреблять,а какую категорически запрещено? И вот такой акцент на пищевом посте умаляет сам пост, обрубает ему крылья.
Сколько бы мы ни говорили, что самое главное- это не только форма, а духовное содержание периода воздержания, но все равно снова и снова люди бегут в магазин, рассматривают упаковки, смотрят на состав продуктов- нет ли там чего не постного? И они представляют Бога таким тираном, который смотрит в желудки людей. Если человек съеcт немного пищи животного происхождения во время постных дней — Бог разгневается и покарает. Но наш Бог не такой. Откроем Евангелие и увидим, что Христос не диетолог. Он печется о духовном состоянии человека, и он нам показал, каков должен быть пост. Он как подспорье для духовной победы церкви. Так сложилось что во время поста — мы ограничиваем себя в какой-то пище, кушаем скромно и с этим никто не спорит. Но важно понять, что ограничение в пище — это второстепенная роль, вспомогательная. А главное — это духовная работа. Но пост — это время, которое мы особенно посвящаем Богу и в это время следует делать то, что радует Бога, богоугодные дела.
Расскажем в трех пунктах, что можно и желательно делать во время Петрова поста.
- Первое — это покаяние. Но это основа любого поста. Покаяние — это не ползание на коленях в слезах. Покаяние — это взгляд внутрь себя. Когда мы находим боль за какие-то поступки, когда мы в этом раскаиваемся, отвергаем себя от тех поступков. Когда мы наблюдаем за собой, наблюдаем за движением своей души, за греховным движением. Когда мы распутываем эти страсти, которые в нас бурлят. Это духовная работа.
- Второе — это радость. Помните, как говорил Христос? Что пост не должен быть унылым, лицемерным. Желательно, чтобы в это время внутри была искренняя радость. И нам есть чему радоваться. Радоваться тому, что наш Бог есть любовь, что он любит каждого человека и он готов войти в жизнь каждого человека, если человек это допустит.
- И третье. Это связано с апостолами. Господь послал апостолов на проповеди. «Идите, проповедуйте евангелие». У нас сложилась ассоциация, что проповедь — это говорение слов. Но слова не всегда меняют человека. Человек может соглашаться со словами, но в жизни их не применять. Очень действует на других дело, собственный пример. И как раз во время поста можно по-другому начать
строить отношения с другими людьми. Строить их по главному принципу, по золотому принципу, который озвучил Христос — как вы хотите чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Что посеешь, то и пожнешь.
И мы каждый день сеем с вами мыслями, сеем своими словами, делами. И мы пожнём то, что мы посеяли. Пожнём либо в этой жизни, либо на Божьем Суде. Пост — это как раз время милосердия, время сеять доброе и вечное. И когда люди спрашивают: «как поститься, как поститься?». Можно им ответить так. Петров пост – это покаяние, радость, милосердие. А люди, которые в магазинах смотрят этикетки, читают состав продукта… Таким людям можно сказать: «вы не туда смотрите, не там главное. Главное — то что у вас в душе. Вот то, что у вас там творится, это и повлияет на ваше спасение, на вашу близость к Богу, а не то что написано на этикетке. Помните как сказал Христос? Не то что входит в человека его оскверняет, не то что вы съедаете либо не съедаете. А то, что выходит из человеческого сердца оскверняет. То, что выходит — наши мысли, дела, слова… Если они греховные, они осквернят нас, осквернят все вокруг нас, испоганят нашу жизнь.
Пост — это время делать свою жизнь счастливее тем, что мы наполняем свою жизнь Богом. Храни вас Господь.