образы животных в народном творчестве

Подготовка

» Образы животных в народном творчестве» по курсу «Окружающий мир» (автор А.А. Плешаков). 3-й класс.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Знакомились с группами животных. Вспомнили произведения устного народного творчества, в которых встречаются образы данных животных.Большая мудрость заключена в народных сказках о животных и в волшебных сказках, где животные помогают людям. В этих сказах определены главные законы человеческой жизни : Необходимо жить в дружбе и помогать друг другу ; Нельзя оставлять в беде слабого. Узнали об употреблении наречий и их роли в речи.По каким признакам можно определить, что данная часть речи – наречие?Наречие неизменяемая часть речи.

Предварительный просмотр:

« Образы животных в народном творчестве »

учитель начальных классов

Молчанова Елена Сергеевна

Урок по теме: » Образы животных в народном творчестве» по курсу «Окружающий мир» (автор А.А. Плешаков). 3-й класс.

1) познакомить с различными видами народного творчества, где используются образы животных;

2) расширять кругозор учащихся и общие представления о народном творчестве;

3) воспитывать бережное отношение к природе, творчеству, развивать интерес к её изучению.

Проектор, мультимедийная доска, презентация ( DVD приложение к учебнику), выставка образцов народного творчества, сказка «Золотые жерновки»

I Организационный момент

— Что вы ждете от сегодняшнего урока?

  1. узнать о чем-то новом, интересном
  2. отгадывать кроссворды и загадки

— Я постараюсь учесть все ваши желания. И, конечно же, сегодня на уроке будет открытие нового. Но прежде мы повторим то, что изучили на предыдущем уроке.

II Проверка домашнего задания

Животные удивительно разнообразны. На какие группы ученые зоологи делят царство животных?

-Животные какой группы изображены на рисунке? (Звери)

— Назовите их признаки. (Тело покрыто шерстью, имеют по 4 лапы, своих детенышей вскармливают молоком).

— Как называют их еще? (Млекопитающие)

-Расскажите о них.

— Эти животные тоже относятся к группе зверей, хотя у летучей мыши вместо лап крылья, у кита вместо ног плавники и тело не покрыто шерстью, а у крота лапы превратились в лопаты. Но эти животные детенышей вскармливают молоком, поэтому они тоже млекопитающие. В группе зверей – кит самое большое животное.

-Назовите следующую группу животных (Птицы)

-По какому признаку вы их определили? (Варианты ответов: тела покрыты перьями, летают)

— Все ли птицы летают? (Нет)

— Назовите птицу, которая не летает, но быстро бегает. (Страус)

— Назовите птиц, у которых вместо крыльев лапы-ласты, и они хорошо плавают. (Пингвины)

— А сейчас я перечислю основные признаки животных следующей группы, а вы догадайтесь, как эта группа называется.

— Эти животные живут в воде, тело покрыто чешуей, передвигаются с помощью плавников, дышат жабрами. (Рыбы)

-Мир рыб многообразен. Каких рыб вы знаете?

-Перечислите следующих животных (Лягушки, жабы, тритоны)

-Как можно назвать эту группу? (Земноводные)

-Следующая группа, о которой пойдет речь, обитает на суше, но и в воде чувствует себя прекрасно. Кто они? (Змеи, ящерицы, крокодилы и черепахи. Эти животные всю жизнь ползают – пресмыкаются, поэтому их называет пресмыкающиеся.)

-Как называют эту группу животных? (Насекомые)

-Попытайтесь назвать их признаки. (Три пары ног, одна пара усов, одна-две пары крыльев)

-Следующую группу животных называют – ракообразные. ( раки, крабы, креветки. Они питаются водорослями. Органы дыхания-жабры. Некоторые из них дышат через кожу.)

Паукообразные … -Кто они ?

(-К паукообразной группе относятся пауки, скорпионы, сенокосцы. Все они имеют 4 пары ног.)

-Есть еще одна группа животных – это иглокожие.

-Расскажите о них.

(К ним относятся морские звезды, морские ежи, морские лилии, морские огурцы. Они малоподвижны. Могут отбрасывать части тела и даже внутренние органы. Потом все восстанавливается.

Моллюски обитают в морях и океанах. Хорошо плавают. К ним относятся улитки, слизни, осьминоги, кальмары.)

-В природе очень много червей. Расскажите о них.

(-Мы хорошо знаем дождевого червя, а так же пиявок, которые живут в водоемах и хорошо плавают. )

-Итак, мы с вами познакомились с группами животных. Давайте еще раз их перечислим.

Наука, которая изучает животных (зоология).

IV Отгадайте кроссворд

  1. С него начинается жизнь птиц
  2. Сестра лягушки
  3. Она легко расстаётся с хвостом
  4. На его спине бывает узор в виде креста
  5. Пресмыкающееся
  6. Их тело покрыто чешуёй

Какое ключевое слово получили ?

Назовите произведения устного народного творчества, в которых встречаются образы данных животных:… («Царевна – лягушка»,»По –щучьему велению», «Теремок»,» Волшебное кольцо»… )

Итак ,тема нашего урока Образы животных в народном творчестве

-Какова цель нашего урока ?

— Узнать, где использовали наши предки образы животных в своей

-Как вы думаете, где ? ( украшали посуду, одежду, дома, делали игрушки…)

-Об этом подробнее расскажут наши ребята.

VI I ПРЕЗЕНТАЦИЯ

( ДЕТИ РАССКАЗЫВАЮТ И ПОКАЗЫВАЮТ ЭКСПОНАТЫ ВЫСТАВКИ )

1 « Конь бежит ,земля дрожит»-это загадка о небесном коне – громе. Конь- древний символ могущественного Солнца, которое катит по небу в небесной колеснице. Об этом говорит яркий цвет коников на игрушке –качалке. Круги на возке -древние знаки солнечного диска. Они легко и свободно нанесены по желтому, солнечному фону. Конь- излюбленный образ в народной игрушке.

2 Часто птица и конь связаны со стихией воды Птица- так же любимый образ в народном творчестве . Птица и конь сливаются в образе крылатого коня.

Об этом говорят загадки «Между гор, между дол бежит белый конь». Так птица и конь соединяют небо и землю. В сказках птица и конь- верные помощники человека. Они- мудры, говорят человеческим языком, ведают неведомое, в мгновение ока переносят героя за тридевять земель.

3 У некоторых народов есть древние предания о том, что водоплавающая птица-гусь, утка или лебедь – помогали Творцу достать земли со дна моря. Так образовалась суша. Может быть,

образ этой помощницы остался в форме резных ковшей, в игрушках-свистульках, в орнаменте народной одежды ,посуды.

4 Олень- знак неба и солнца . Образ златорогого оленя встречается в сказках ,легендах, преданиях. Распространён в игрушках, вышивке, росписи. Два оленя справа и слева от дерева или женской фигуры образуют небесную ладью. Такой узор служил важную службу владельцу полотенца, оберегая его от беды. Изображали оленя и на прялках – подарках невесте от жениха. Легконогий, красивый зверь был символом удачного брака, обильной жизни и силы.

5 Огненно-красный или жёлтый лев это тоже образ доброй силы , которая оберегает человека от несчастий. Льва часто изображали на лобовой доске дома, на воротах, при въезде в усадьбу, около парадной лестницы богатого городского дома или дворца.

6 «Не часы, а время сказывает». Так народная загадка говорит о петухе- вестнике солнца и света. Как и солнце , петух бдителен и всё видит . Поэтому изображение петуха –стража помещали на крышах домов, шпилях, башнях, флюгерах, а так же на шкатулках, ларцах, сундуках. Петух- это природные часы. Поэтому он стал покровителем часовщиков, а фигура петуха часто украшает часы. Ну и конечно, петушок- герой многих народных сказок.

7 Многие народы России в древности почитали медведя. Медведь – хозяин леса, он сильный, мощный, выносливый. В народных приметах и обрядах медведь предвещает пробуждение природы от зимнего сна. Медведи украшают гербы городов, построенных на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.

Медведь – символ суровой, но прекрасной природы России. А для детей медведь — любимая детская игрушка.

8 Большая мудрость заключена в народных сказках о животных и в волшебных сказках, где животные помогают людям. В этих сказах определены главные законы человеческой жизни :

Необходимо жить в дружбе и помогать друг другу ;

Нельзя оставлять в беде слабого;

Если слушаться старших и мудрых людей , можно избежать большой беды.

9 Неизвестные мастера с помощью резца изобразили добрый и прекрасный мир на стенах белокаменных храмов. Мирно и кротко живут могучие животные среди причудливых растений райского сада. Так люди выражали свою мечту о дружбе и согласии , единстве и любви всех , кто живёт на белом свете под красным солнышком.

VIII ОБОБЩИМ НАШИ ЗНАНИЯ

  1. Работа с учебником (чтение текста)
  2. Назовите русские сказки, где главные герои петух, медведь, олень..
  3. Послушайте русскую сказку «Золотые жерновки»(Показ слайдов)
  4. Работа в тетради
  5. Зарисовать в тетради иллюстрацию

( о чем говорили, что узнали, какое настроение было на уроке,

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ В НАРОДНОМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ. ЗАБЫТЫЕ ХРАНИТЕЛИ РУССКОГО СЕВЕРА.

Истоки декоративно-прикладного искусства уходят вглубь веков. Образы, используемые народом, служили символическими выражениями различных явлений природы и собственной духовной жизни людей. В произведениях народного декоративно-прикладного искусства воплотились особенности мировосприятия народа, уходящие корнями в языческие времена. Значительная часть народного творчества связана именно с язычеством. Прекрасно написал об этом Сергей Есенин в своем малоизвестном широкому кругу читателей эссе «Ключи Марии» (1918г): «Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца, цветы на постельном и тельном белье вместе с полотенцами носят не простой характер узорочья, это великая значная эпопея исходу мира и назначению человека…Нет, не в одних только письменных свитках мы скрываем культуру наших прозрений через орнаментику букв и пояснительные миниатюры. Мы заставили жить и молиться вокруг себя почти все предметы. Таким образом разобрав весь, казалось бы, внешне непривлекательный обиход, мы наталкиваемся на весьма сложную и весьма глубокую орнаментичную эпопею с чудесным переплетением духа и знаков. И «отселе», выражаясь пушкинским языком, нам видно «потоков рожденье». [2]

Особое место среди образов народного декоративно-прикладного творчества занимают образы животных. Звери по своим привычкам и инстинктам, движениям и повадкам олицетворяли для человека свойственные людям страхи, страсти, добродетели, устремления. Человек наделял животных определёнными свойствами, качествами, отрицательными или положительными. Это в свою очередь влияло на воплощение образов животных в народном искусстве.

Изучая археологические находки древности, можно заметить, что образы животных занимали основное место в дохристианском и раннехристианском периодах развития народного творчества, а позднее перешли практически неизменными и в христианский период. Мы видим образы животных на привесках-амулетах, накладных бляхах древних новгородцев, на вышивках полотенец и передников Вологодской губернии, на стенах древнего Георгиевского собора Юрьева-Польского. Диковинные звери смотрят на нас и с великолепных изразцов Николо-Вяжищского монастыря Новгородской области, и с гербов древних городов, ими украшены буквицы старинных книг.

Образы животных, созданные народом, разнообразны, отличаются в зависимости от местности и времени происхождения, но есть основные образы, которые повторяются в предметах интерьера, домовой утвари, вышивке, резьбе по дереву многих областей нашей страны, особенно Русского Севера. Это образы коня, птицы, змеи, а также фантастические образы, такие как китоврас, грифон, единорог. Образы этих животных и мифических существ можно и сейчас встретить в изделиях народного декоративно-прикладного творчества- настолько прочно они вошли в память народа.

Среди образов Русского Севера есть образ практически забытый, хотя и очень почитаемый в далекие дохристианские времена. Это образ оленя-лося.

Образ оленя или лося — один из наиболее древних из встречающихся в народном искусстве Руси. Характерен он для Русского Севера и Сибири. Исследователь славянской культуры и истории Древней Руси академик Б.А. Рыбаков относит происхождение культа оленей и лосей к временам доземледельческим, охотничьим. Олени и лоси имели большое значение для народов, занимающимся охотой. Эти животные служили пищей, шкуры использовались для изготовления одежд. Люди обожествляли оленей и лосей, считая их созданиями небесными. Рыбаков предполагает, что на Русский Север легенду о небесных оленях принесли новгородцы с далёких северо-восточных земель поблизости от Ледовитого океана. Возможно, происхождение культа и образа оленя-лося в народном искусстве восходит к древней культуре финно-угорского севера, однако Рыбаков в книге «Язычество древних славян», основываясь на археологических материалах, указывает на то, что культ оленей представляет собой повсеместную архаичную стадию религиозных представлений. С переходом к земледелию культ оленей и лосей пошёл на спад, уступив место другому важному символу народного творчества — коню. Однако то, что созвездие северного полушария Большая Медведица на Русском Севере называлось «Лосем», «Сохатым», говорит о том, что культ оленя-лося был достаточно распространён на Русском Севере.

Олень (лось) — образ небесный, символ новой жизни, возрождения. Оленьи рога украшают жилище, защищая хозяев от бед. Именно большие ветвистые рога животного — важный элемент орнамента на вышивке одежды, подзоров, покрывал, полотенец.

Рисунок 1. Северно-русская вышивка с оленями и лосями. Новгородская область.

Образ оленя запечатлен на многих бытовых предметах: прялках, глиняных сосудах, игрушках. Музейные коллекции хранят примеры вышивок с оленями и лосями из Новгородской, Вологодской, Олонецкой, Тверской, Архангельской губернии. Гали Семеновна Маслова, специалист по этнографии русского народа, в своем труде «Орнамент русской народной вышивки» пишет, что основными мотивами животных в вышивке Русского Севера были олень (лось), кони.

Образ оленя-лося в вышивке прост, схематичен, но легко узнаваем. Часто это священное животное являлось частью сложной сюжетной композиции, где также присутствуют женщины и птицы. Вместе эти образы символизируют начало весны, зарождение новой жизни.

В более поздних образцах народного искусства, в росписях прялок, в глиняных игрушках, образ оленя-лося становится более пластичным, выразительным, иногда даже юмористическим, как например, в филимоновской игрушке. Но это всё тот же образ узнаваемого рогатого животного из древних преданий.

Рисунок 2. Олень. Фрагмент прялки. Северная Двина, XIX век.

Рисунок 3. Филимоновская игрушка. Олень.

С приходом эры земледелия большую роль стал играть конь, постепенно вытеснив образ лося и оленя. Множество археологических находок в древних русских городах свидетельствуют о том, что славяне почитали коня, наделяли его положительными качествами и красотой.

Конь изображается пластичным, стройным, изящным, с гордой осанкой и сильными ногами, густой гривой. Конь часто отождествляется с птицей за свою скорость и силу. В мифах славян кони, так же как их предшественники лоси и олени, были небесными жителями. Они олицетворяли сильные ветра и быстрые облака и часто наделялись крыльями. Академик Б. А. Рыбаков писал о том, что на Русском Севере была легенда, по которой Солнце днем проделывает свой путь на конях по небу, а ночью плавает на утках по подземной реке.

Образы коней можно видеть на прялках, рукоятках ковшей, в вышивке, много игрушек-коников найдено при раскопках в Новгороде.

Рисунок 4. Игрушка-коник на колёсах. Новгород. XII век.

Но такой знакомый нам образ коня также хранит в себе отголоски древних забытых преданий. При раскопках в Новгороде найдены полые амулеты-коньки. Считается, что они оберегали своего хозяина от бед. Интересно то, что такие амулеты имеют волнистую линию внизу фигуры, образно изображающую воду. Это говорит об ещё одном забытом образе народного искусства — водной кобылице. Об этом пишет и Г.С. Белякова в книге «Славянская мифология»: «В народных сказках говорится о морских или водяных кобылицах, выходящих из глубин вод. Купаясь в горячем молоке этих кобылиц, добрый молодец становится юным, могучим, красивым, а враг его, делая то же самое, погибает.» [1]

Рисунок 5. Полый амулет-конёк с волнистым орнаментом внизу фигуры животного. Новгород. XII век.

Много тайн хранят привычные нам с детства образы животных, которые мы часто встречаем в народном декоративно-прикладном творчестве, в народных преданиях, сказках. Они заключают в себе долгую и богатую историю становления народной культуры, наше великое этнокультурное наследие и достойны более пристального изучения.

1. Белякова Г.С. Славянская мифология. – М.: Просвещение, 1995.

2. Есенин С.А. Полное собрание сочинений в семи томах. Том 5. Проза. М.: Наука, 1995.

3. Колчин Б.А., Янин В.Л., Ямщиков С.В. Древний Новгород. Прикладное искусство и археология. –М.: Искусство, 1985.

4. Конецкий В.Я. Е.Н. Носов. Загадки Новгородской округи.- Л.: Лениздат, 1985.

5. Маслова Г.С. Орнамент в русской вышивке. – М.: Наука, 1978

6. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика. – М. : Изобразительное искусство, 1983.

7. Рыбаков Б.А. Декоративно-прикладное искусство Руси Х-XIII веков. – Л.: Аврора, 1971.8. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. — М.: Русское слово, 1997.

Профессор Знаев

ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Доклад по литературе «Животные в русских народных сказках – образы и прототипы»

Во всём мире люди рассказывают сказки, развлекая друг друга. Порой сказки помогают разобраться в том, что в жизни дурно, а что хорошо. Появились сказки задолго до изобретения книг и даже письменности.

Учёные по-разному толковали сказку. Ряд исследователей фольклора сказкой называли всё, что «сказывалось». Известный сказковед Э. В. Померанцева приняла такую точку зрения: «Народная сказка – эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебное или бытового характера с установкой на вымысел».

Сказки о животных существенно отличаются от других видов сказочного жанра. Появлению сказок о животных предшествовали рассказы, непосредственно связанные с поверьями о животных. Русский сказочный эпос о животных не очень богат: по данным Н. П. Андреева (этнограф, искусствовед), имеется 67 типов сказок о животных. Они составляют неполных 10% всего русского сказочного репертуара, но вместе с тем этот материал отличается большой самобытностью. В сказках о животных неправдоподобно спорят, разговаривают, ссорятся, любят, дружат, враждуют звери: «лиса – при беседе краса», глупый и жадный «волк – волчище – из-под куста хватыш», «мышка-погрызуха», «трусоватый заюнок – кривоног, по горке скок». Всё это неправдоподобно, фантастично.

Появление различных персонажей в русских сказках о животных изначально обусловлено тем кругом представителей животного мира, который характерен для нашей территории. Поэтому закономерным является то обстоятельство, что в сказках о животных мы встречаемся с обитателями лесов, полей, степных просторов (медведь, волк, лиса, дикий кабан, заяц, ёж и т.д.). В сказках о животных звери сами являются главными героями-персонажами, а отношения между ними определяют характер сказочного конфликта.

Цель исследовательской работы – сравнить образы и поведение диких животных из русских народных сказок с представителями настоящих животных, их повадками.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

выявить место и особенности изображения животных в сказках;

— посмотреть, являются они главными или второстепенными персонажами;

— рассмотреть особенности поведения животных в сказках и в реальной жизни.

Объект исследования – тексты русских народных сказок из сборника А.Н. Афанасьева.

Предмет исследования – образы и прототипы животных.

Гипотеза: характеры сказочных животных соответствуют характерам их реальных прототипов.

Теоретический метод – изучение научной и научно-популярной литературы.

Эмпирический метод — наблюдение, классификация, обобщение.

Сказки о животных – это такие сказки, в которых основными субъектами, действующими лицами выступают только одни животные.

Наблюдая за зверями, которые выступают в качестве действующих персонажей в животном эпосе, мы отмечаем преобладание диких лесных животных. Это, прежде всего, лиса, волк, медведь, заяц. Домашние животные появляются в соединении с лесными, а не как самостоятельные или ведущие персонажи. Например, кот, петух и лиса; овца, лиса и волк; собака и медведь и др. Ведущие персонажи, как правило, являются лесные звери, домашние же животные играют подсобную роль.

Образ лисы в русских народных сказках очень интересен. В разных сказках она предстает по-разному. В ней можно увидеть человеческие пороки. В образе лисы есть и хитрость, и льстивость, и склонность к воровству, и даже скупость.

Например, в сказке «Колобок» лиса решила его обхитрить. Она подманила колобка к себе и, в отличие от остальных животных, не говорит ему о том, что она его съест, а льстит ему. Тот оказался доверчивым и сразу же сел к лисе, а тут «лиса его ам, и съела, только облизнулась».

Хитрость, скупость и склонность к воровству лисы видна в сказке «Лисичка-сестричка и волк». Ей удалось обхитрить сразу двух персонажей. Проявляя свою хитрость, сначала она крадёт рыбу старика и наслаждается добычей. Но, когда приходит волк и просит поделиться, лиса обманывает его. И из-за её обмана волку приходится несладко. А во избежание конфликта лиса ещё раз обманывает волка и остается безнаказанной. Лиса чувствует превосходство над доверчивым и глупым кумом.

Образ лисы дорисовывают другие сказки. Беспредельно лживая, она пользуется доверчивостью. Много проделок и проказ на памяти у лисы. Она гонит зайца из лубяной избы, уносит петуха, выманивания его песней, путём обмана меняет скалочку на гусочку, гусочку на индюшку и т.д. вплоть до бычка. Лиса – притворщица, воровка, обманщица, Она злая, льстивая, ловкая, хитрая, расчётливая. В сказках она верна этим чертам своего характера. Она изворотлива и лжёт напропалую до той поры, когда лгать уже нельзя, но и в этом случае она нередко пускается на самую невероятную выдумку. Лисица думает только о своей выгоде. Если сделка не сулит ей приобретений, она не поступится ничем своим. Лиса мстительна и злопамятна. В русских народных сказках лиса – это символ хитрости. Во многих сказках её часто называют по имени отчеству – Лиса Патрикеевна, могут назвать и лисичка-сестричка, или просто по имени – Лизавета.

В реальности лиса – это хищное млекопитающее с острой мордой, длинными ушами и пушистым хвостом. Самый распространённый вид – рыжая лиса. Изучив материал о повадках лисы, мы нашли некоторые сходства со сказочной лисой. Например, настоящая лиса, как и сказочная, любит наведываться в курятник. Она избегает глухих таежных лесов, предпочитая леса в районе сельскохозяйственных угодий. И норку себе ищет уже готовую. Может занять норки барсука, песца, сурка. Хвост лисицы очень часто упоминается в сказках. Действительно, пушистый хвост можно считать её особенностью. Лиса действует им как рулём, делая резкие повороты во время преследований. А ещё она им укрывается, свернувшись во время отдыха клубочком и уткнув нос в его основание. Оказывается, в этом месте расположена благоухающая железа, издающая запах фиалки. Предполагают, что этот пахучий орган благоприятно влияет на обоняние лисицы, но точное его назначение пока остаётся невыясненным.

Лисица-мать охраняет лисят и не допускает никого близко. Если, например, около норы появится собака или человек, то лисица прибегает к «хитрости» — старается отвести их от своего жилища, завлекая за собой.

Волк традиционно олицетворяет собой жадность и злобу. Он изображён глупым, поэтому его часто одурачивают персонажи похитрее, например, лиса. Противопоставление этих двух сильных характеров встречается во многих сказочных сюжетах, и почти во всех волк, являясь недогадливым и недальновидным, снова и снова дает себя обмануть. Однако в древних культурах образ волка ассоциировался со смертью, поэтому в сказках этот персонаж зачастую кого-то съедает («Волк и семеро козлят») или нарушает спокойную жизнь животных («Зимовье зверей»). Но в итоге сказочные персонажи русских сказок всегда обманывают или побеждают волка. Например, волк в сказке «Лисичка-сестричка и волк» остается без хвоста.

Медведь в сказках представляет собой воплощение грубой силы. Иногда он свиреп, иногда – наивен и добр. Будучи хозяином леса, он обладает властью над другими животными, однако, характером отличается простоватым. Несмотря на наличие физической силы, медведь в сказках оказывается одурачен слабыми животными по причине своей глупости и наивности. Если проанализировать такие произведения, как «Медведь – липовая нога», можно провести параллель образа медведя с образом богатых помещиков во время крепостного права. Поэтому люди и другие животные, символизирующие в сказках свободный и хитрый русский народ, часто пытаются обхитрить и одурачить медведя.

В некоторых сказках медведь ленив, спокоен и очень ценит свой покой. Также встречаются сказки, в которых медведь проявляет себя как добрый животный персонаж, помогающий людям. Например, в сказке «Маша и медведь» медведь одаривает подарками Машу, выступая, тем самым, символом добрых сил природы, которые любят трудолюбие и честность.

Сходства сказочного персонажа и его реального прототипа заключаются в изображении медведя сильным, свободолюбивым животным. Повадки, представленные в сказках, схожи с тем, чем медведь и занимается в реальной жизни. Например, поедание растительной пищи и рыбы, впадение в зимнюю спячку.

Заяц – часто встречающийся персонаж русских народных сказок о животных. Но там он почти всегда зовется Зайчиком или Зайкой. И почти всегда кто-то его до смерти пугает, обижает, грозится съесть. Еще одно имя зайца — Косой, что также увязывается с его трусостью.

Заяц – герой слабый, но хитрый. Он часто выступает олицетворением трусости, тем не менее, благодаря своей ловкости и находчивости он с легкостью выходит из затруднительных положений. Например, в сказке «Заяц-хваста» герой помогает спасти ворону. Очевидная эволюция образа зайца в сказках: сначала он представляется нам символом трусости и боязливости («Лиса и заяц»), но по ходу повествования мы видим, как этот трусливый герой преображается. Он может перехитрить даже волка и спасти своих друзей.

Проведя сравнение между зайцем сказочным и зайцем реальным, мы пришли к выводу, что характеры зайцев совпадают: животное и в реальной жизни очень трусливое. Поведение несколько отличается: заяц не водится с хищниками в силу естественных причин.

Нередко в русских народных сказках появляется и кот, характер которого не всегда схож с его реальным прототипом.

Мы сравнили кота из русской народной сказки «Кот и Лиса», обработки А. Афанасьева, и кота в реальной жизни.

У мужика был шкодливый кот. Он надоел мужику, и тот бросил кота в мешке в лесу. Кот стал в лесу жить, и вскоре познакомился с лисой. Он назвался ей Котофеем Ивановичем, и они поженились. Медведь и волк захотели на диковинного зверя посмотреть и принесли коту мясо быка и барана. Сами они рядом схоронились. Кот разодрал всю еду. При этом он мяукал, да так, что волку и медведю слышалось «мало». Вскоре у волка мышцы болеть стали, и он пошевелился. Кот подумал, что это мышь, и бросился на несчастного. Волк в испуге удрал, а кот прыгнул на дерево. Там медведь сидел. Медведь тоже испугался и убежал, а кот с лисой вместе жить стали припеваючи.

В этой сказке кот показан довольно своеобразно, но не имеет каких-либо сверхспособностей и большого количества отличительных свойств, по которым можно было бы его сопоставить с котом в реальной жизни. Мы взяли информацию из энциклопедии А.Брема «Жизнь животных» и узнали, что большинство кошек игривы и активны, как и описывается в сказке, и это подтверждается тем, что кот погнался за предполагаемой мышью. Однако в энциклопедии указано, что кошки ведут одиночный образ жизни, что противоречит произведению, ведь в нем кот жил с лисой.

В ходе нашей исследовательской работы мы пришли к выводу, что сказочные животные и их прототипы во многом не сходны. Значит, наша гипотеза подтвердилась частично. Лишь в некоторых чертах наблюдаются совпадения, так, лиса в сказках и реальное животное – лиса, – ест мелких животных, но она вовсе не водит дружбы с волком и не обманывает других зверей. Кот гоняется за мышами, однако предпочитает обособленный образ жизни и вряд ли стал бы соседствовать с лисой. Волк в реальности, как и в сказках, является хищником, и на него нередко ведётся охота, однако в сказках не показано, что волки живут в стаях, что они защищают своих сородичей, чаще волк в сказке – это олицетворение жестокости и одинокого существования, злобы и вероломства. Заяц, и в реальности, и в литературе, питается растительной пищей, трусоват и часто скрывается от хищников, но в жизни, в отличие от выдумки, он не строит избушек и не общается с теми, кто может его съесть.

Медведь в сказках часто сходен с реальным прототипом: он укладывается в спячку, ест рыбу или ягоды, но также в сказках он нередко предстаёт другом лисы и волка и общается с людьми, что вряд ли бы сделал в настоящей жизни.

Таким образом, мы можем заключить, что сказочные звери и их реальные «сородичи» частично похожи. Нельзя судить о характере реальных животных, а те качества, которыми их наделил фольклор, выдуманы на основе предположений или восприятий животных самими людьми. Образы характеров животных складывались в течение существования человечества, отображались в сказках и запоминались детям. Так и появились: хитрая лиса, злой волк, глуповатый медведь, трусливый заяц и нагловатый кот.

Список использованной литературы:

1. Андреев Н.П. Сказочный эпос о животных. – М.: Детская литература,1996.

2. Аникин В.П. Русская народная сказка. – М.: Просвещение, 1999.

3. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. – М.: Просвещение, 1999.

4. Бобров В.П. Русские народные сказки о животных. – М.: Детская литература, 1992.

5. Брем А. Жизнь животных. – М.: Современник, 1990.

6. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 2005.

7. Пропп В.Я. Сказки о животных. – М.: Просвещение, 1993.

8. Померанцева Э.В. Русская народная сказка. – М.: Просвещение, 1999.

Оцените статью
На новый год
Добавить комментарий