Мастер-класс по изготовлению масок для театра
Наталья Родионовна Васильева
Мастер-класс по изготовлению масок для театра
Сегодня представляю Вашему вниманию мастер-класс по изготовлению масок для показа сказки «Лиса и заяц».
Мастер – класс рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.
Назначение: для игры, театрализованных представлений.
Цель: знакомство с процессом изготовления маски из раскраски для театрализованной деятельности своими руками
— Вызвать интерес к данному виду деятельности, обучать простейшим навыкам работы с бумагой, воспитывать у детей творческое начало, самостоятельность. Развивать воображение, фантазию ребёнка, мелкую моторику, аккуратность.
— Заинтересовать и вовлечь детей в совместную деятельность.
Материалы: раскраска героев сказки, краски, кисти, картон, клей, ножницы, резинка
Наклеиваем на картон
Ребята потрудились на славу!У нас получилось масок на три сказки, поэтому ребята решили подарить малышам по одному комплекту.
Мастер-класс с родителями по изготовлению масок для детей из одноразовых тарелок по сказке «Теремок» Мастер – класс с родителями по изготовлению масок для детей из одноразовых тарелок.. Авторы–Проскурина Ольга Викторовна, Еремина Галина.
Мастер-класс по изготовлению интерактивного театра «Сказочные премудрости» Мастер –класс по изготовлению интерактивного театра «Сказочные премудрости» Подготовила Викаренко Л. А. воспитатель МАДОУ д/с №18 «Виктория».
Мастер-класс по изготовлению кукольного театра из мягких игрушек Кукольный театр своими руками Хочу вам показать как сделать кукольный театр из мягких игрушек. Берем одну игрушку и разрезаем ее внизу.
Мастер-класс по изготовлению ложкового театра по мотивам сказки «Заюшкина избушка» Дорогие коллеги! В очередной раз хочу поделится с вами своей работой. В этот раз я своими руками создала ложковой театр. И опять себе в.
Мастер-класс по изготовлению масок для театрализованной деятельности. Добрый день, хочу представить вам мой вариант изготовления масок для театрализованной деятельности. Маски на липучках легко снимаются и.
Мастер-класс по изготовлению настольного театра. Театрализованные игры занимают определённое место в системе работы детского сада. Ознакомление с разными видами театра начинаются в раннем.
Мастер-класс по изготовлению настольного театра из дисков Мастер-класс по изготовлению настольного театра Тема: «Настольный театр из СД – дисков. Цель: создание условий для формирования повышения.
Мастер-класс по изготовлению пальчикового театра Ничто так не развивает ребенка, как самостоятельная творческая деятельность. Одним из ее проявлений является театр. Представляю вашему вниманию.
Мастер-класс по изготовлению платкового театра по мотивам русской народной сказки «Репка» Осень, осень. В гости просим! Осень, осень, Погости недель восемь: С обильными хлебами, С высокими снопами, С листопадом и дождем, С перелетным.
Мастер-класс по изготовлению театра из ложек «Волк и семеро козлят» Театр — это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! Я хочу представить вашему вниманию театр из.
Изготовление масок для театра в детском саду
Наталья Фоминых 20.11.2017 5 14.5k
Изготовление масок для театра — интересное и полезное занятие, расширяющее кругозор, развивающее мелкую моторику, воображение, фантазию, творческое мышление. Экспериментирование с яркими, выразительными материалами формирует художественный вкус, обогащает знания о цвете, форме и фактуре. Самостоятельно изготовленная уникальная маска порадует ребёнка, создаст положительный эмоциональный настрой, вызовет желание рассказать о задуманном образе.
Теоретические аспекты создания масок в детском саду
Ребёнок — это сто масок, сто ролей способного актёра, и надо дать ему возможность сыграть на прекрасной сцене детства эти сто ролей.
Януш Корчак
Маска (в переводе с арабского языка — шут) — накладка на лицо с вырезами для глаз, носа и рта, надеваемая с целью ролевого перевоплощения, сохранения своего инкогнито или как оберег. Малышам очень нравималтся представлять себя в роли какого-либо животного, а на детских праздниках можно увидеть парад зайчиков, лисичек, мишек, белочек, лягушат, забавных динозавриков.
Цели обучения создания масок для театра в ДОУ:
- воспитывать любовь и искренний интерес к театральному искусству и творчеству;
- развивать культуру и технику речи, воображение, художественный вкус, творческое мышление, артистические способности;
- способствовать развитию психомоторных навыков;
- помочь ребёнку раскрепоститься, способствовать преодолению страхов, застенчивости, эмоциональной напряжённости и скованности (маскотерапия).
Маскотерапия позволяет ребёнку вжиться в образ персонажа и освоить новые модели поведения
В ходе обучения детей изготовлению масок воспитатель решает ряд задач:
- познакомить с разнообразными материалами и приспособлениями для изготовления масок;
- освоить правила безопасности и личной гигиены при работе с ручным инструментом, воспитывать культуру труда и навыки аккуратности;
- изучать историю возникновения театральной маски;
- учить определять виды и характер масок:
- театральная;
- карнавальная;
- ритуальная;
- игровая;
- защитная или медицинская;
- маска смеха и печали;
- познакомить с традициями праздников, во время проведения которых использовались обряды ряжений и облачений в маски (Венецианский карнавал, Рождество, Масленица, народные игрища и забавы);
- учить детей создавать маски в различных техниках:
- папье-маше;
- конструирование из бросового материала (поролон, одноразовые тарелки);
- коллаж (смешанная техника с использованием рисования, аппликации и дополнительных декоративных материалов);
- конструирование из бумаги, в том числе оригами, с элементами рисования, аппликации, пластилинографии, нетрадиционные техники рисования и аппликации;
- учить активно применять маски в театрализованной деятельности;
- учить подбирать соответствующее маскам произведение для театрализованной импровизации.
Участие детей в театрализованных праздниках развивает культуру и технику речи, творческое мышление, артистические способности
Виды масок
Маски могут быть самыми разнообразными:
- маска-шапочка (основой может стать любая трикотажная, вязаная шапочка или бумажный каркас);
Преимуществом масок-шапочек является то, что для их основы подойдёт любое готовое изделие
Объёмные маски животных из поролона смотрятся очень эффектно
Плоская маска на палочке подойдёт по размеру любому ребёнку
Маски на ободках легко изготовить и удобно надевать и снимать
Карнавальная полумаска в форме оригинальных очков станет украшением любого костюма
Цели использования масок в ДОУ
Маски в детском саду используются:
- как атрибут театрализованной деятельности, часть костюма:
- инсценирование мини-диалогов, стихов, рассказов, сказок, потешек и частушек;
- разыгрывание спектаклей;
- концерты, праздничные утренники, новогодние карнавалы;
- во время проведения маскотерапии (вид арт-терапии);
- на занятиях по речевому развитию;
- как сюрпризный момент на разнообразных занятиях (чтение художественной литературы, математика, рисование, музыка и т. д.);
- во время режимных моментов, например, во время утренней гимнастики;
- как оригинальный материал для проведения конкурсов, выставок совместного творчества, презентаций («Карнавальные маски своими руками»);
- как декоративное украшение помещения, например, как экспонаты мини-музея маски в театральном уголке.
Экспонаты мини-музея маски украсят любой театральный уголок
Оптимальный вариант формы работы с масками в ДОУ — групповой с учётом индивидуальных особенностей детей. Например, воспитанникам с развитыми ручными умениями можно предложить более сложную и творческую работу по изготовлению и украшению основы маски дополнительными материалами или с помощью нетрадиционных техник рисования, аппликации (бисер, вата, ткань, декоративный рисунок, пластилинография, квиллинг, ниткография, батик и т. д.).
Оформление масок из картона ватой по силам даже воспитанникам младшей группы
На занятиях по изготовлению масок используется ряд традиционных приёмов обучения.
- тематическая беседа;
- пояснение;
- познавательный рассказ;
- использование словесного художественного образа;
- чтение произведений художественной литературы, по мотивам которых будут создаваться маски для драматизации;
- практический инструктаж.
- показ новых приёмов работы (вырезание, склеивание, скрепление деталей и т. д.);
- демонстрация компьютерных презентаций, иллюстраций и картинок, посвящённых традициям маскарадов, костюмированных праздников и карнавалов;
- технологические карты с этапами изготовления масок.
Демонстрация презентации о происхождении и истории театральных масок повысит мотивацию детей к деятельности
- упражнения для развития мелкой моторики (пальчиковая гимнастика);
- изготовление масок;
- создание коллекции масок, участие в спектаклях, праздниках.
- игры-драматизации по мотивам литературных произведений и сказок;
Драматизации по мотивам сказок развивают воображение и артистические способности детей
Маски для игры «Расскажи эмоцию» знакомят дошкольников с разнообразием человеческих переживаний
Подвижные игры в масках являются популярным приёмом обучения
Материалы для изготовления
Для работы потребуются следующие материалы и инструменты:
- бумага, картон, ткань, поролон, одноразовые тарелки;
- готовые шаблоны;
- карандаши, краски, кисти;
- ножницы и клей;
- нитки, бисер, природный материал (листья, веточки, гербарий, ракушки и т. д.).
Маска из листьев будет актуальна на осеннем празднике
В процессе изготовления маски необходимо познакомить детей с некоторыми обязательными требованиями:
- соответствие маски форме и размеру головы — ободок или шапочка должны плотно «сидеть», но при этом не сдавливать голову;
- экологичность театрализованного атрибута — безопасность материалов и декоративных элементов.
Занятия по изготовлению масок в ДОУ
Что может быть чудеснее театра!
Он был вчера, сегодня, будет завтра,
С детьми как только маски надеваем,
Мы сразу в чудо-сказку попадаем.
Таблица: картотека тем
Предварительная работа: познавательная беседа о животных жарких стран.
Предварительная работа: чтение загадок, чтение литературы о рождественских традиционных праздниках.
Временной план занятия
Занятие по созданию театральной маски имеет свою логическую структуру:
- Организационный этап — мотивирующее начало в игровой форме (до 5 минут).
- Основной этап (от 10 минут в младшей группе до 25 минут в подготовительной) — наиболее активная практическая часть занятия, которая включает следующее:
- показ образца, пояснение педагогом пошаговой инструкции, разбор технологической карты;
- самостоятельная работа детей по образцу, схеме или творческому замыслу, дети могут работать индивидуально, в паре или в составе небольшой подгруппы;
- физкультминутка, подвижные игры, пальчиковая или дыхательная гимнастика, которая поможет расслабиться, а затем со свежими силами вернуться к увлекательному творчеству.
- Заключительный, итоговый этап (до 5 минут) — рефлексия, уборка рабочих мест, организация выставки детских работ. Вопросы для беседы с детьми:
- Какая маска у тебя получилась?
- Какого персонажа изображает твоя маска?
- Какой у неё характер?
- Какое настроение?
- Как ты себя чувствуешь в маске?
- Анализ готовых масок проводится с учётом таких критериев:
- аккуратность, оригинальность и привлекательный внешний вид маски;
- практические умения и навыки;
- степень самостоятельности проделанной работы.
По окончании занятия следует провести его анализ, что поможет закрепить успехи детей
Как правильно провести начало занятия
Вводную часть занятия важно провести оригинально, увлекательно и творчески. Необычное, интригующее начало поможет сформировать позитивное отношение к занятию и педагогу, создаст благоприятный эмоциональный настрой, раскрепостит ребят и пробудит желание экспериментировать и созидать. Для активизации познавательного интереса, поисковой деятельности и внимания своих маленьких воспитанников педагог в организационной части занятия обычно использует разнообразный мотивирующий материал в сочетании с педагогическими приёмами:
Вводную часть занятия важно провести оригинально, увлекательно и творчески
Фотогалерея: презентация на тему «История театральной маски»
Таблица: идеи для проведения мотивационной части занятия
- Маски, которые спасали от чумы («Доктор Чума») – прообраз медицинской маски. Когда в старинном итальянском городе бушевала смертельная эпидемия чумы, доктора посещали своих пациентов, надевая длинные тёмные плащи и причудливые маски в форме вытянутого птичьего клюва. Образ получался довольно зловещим, но они верили, что несколько капель ароматических веществ, которые брызгались в длинный нос маски, спасут их от заражения опасной болезнью.
- Карнавал масок (Арлекин, Пьеро, Коломбино). Древнегреческие и древнеримские традиции театрализованных представлений и праздников в честь богов получили второе рождение на подмостках Венеции. Завораживающая танцевальная феерия на площадях в таинственных масках и роскошных, блестящих нарядах, расшитых золотом и серебром, вносила беззаботное веселье и яркое оживление в дождливую и туманную венецианскую зиму, являлась торжеством жизни, символом победы над смертью, давала надежду на скорое возвращение солнечного тепла и света. Венецианский карнавал — любимейший и старейший праздник Италии, на который ежегодно собираются многотысячные толпы зевак и участников со всего мира.
Весёлые маски из одноразовых тарелок, созданные по замыслу детей, станут отличным украшением группы
Таблица: подвижные игры в масках
Таблица: пример конспекта занятия по конструированию в подготовительной группе
- Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, знакомство с рождественскими обрядовыми праздниками и русским фольклором.
- Создание благоприятных условий для формирования у детей положительного отношения к народным традициям.
- Закрепление умений работать с бумагой и картоном, совершенствование навыков симметричного вырезания.
- Развитие пространственного мышления, творческого воображения, фантазии.
- Воспитание трудолюбия, аккуратности.
- Воспитание уважительного отношения к культурному наследию и традициям наших предков.
- Заучивание загадок детьми.
- Чтение литературы о Рождестве и Святках.
- Сарафан,
- кокошник,
- маска козы,
- горшок,
- фасоль,
- иллюстрации ряженых,
- шаблоны маски козы,
- белый картон,
- ножницы,
- карандаши,
- цветная бумага,
- бисер,
- фольга,
- пайетки,
- клей,
- салфетки,
- резинка.
Марьюшка говорит детям о том, что сначала мы встретили Новый год, Рождество, затем наступили Святки. Празднуют их 2 недели с 7 по 19 января. Это светлый, радостный праздник, связанный с рождением и крещением Иисуса Христа. В эти дни люди поздравляли друг друга, готовили угощения и ходили друг к другу в гости. А вот шить, вязать, прясть, плести корзины и лапти запрещалось, потому что эти дни считались святыми. Во время святок люди играли в разные игры.
Марьюшка ведёт на верёвочке козу (ребёнок в маске).
- Мы не сами идём, мы козу ведём.
А, ну, народ, расступись, дай нам ход.
Проводится игра-танец «Коза».
- Идёт коза по лесу, по лесу, по лесу
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай, коза, попрыгаем,
И ножками подрыгаем,
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем.
Ещё один святочный обычай — собираться всей семьёй по вечерам, звать гостей, рассказывать сказки и загадывать загадки.
Марьюшка предлагает детям загадать друг другу загадки.
- Он вошёл — никто не видел,
Он сказал — никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз) - Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром — в садик, вечером — домой. (Валенки) - Рыбам зиму жить тепло:
Крыша — толстое стекло. (Лёд) - Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути. (Снег)
Во время святок было принято разделять на «святые вечера» и «страшные». В «святые вечера» устраивали весёлые ночные посиделки, в «страшные» гадали.
Марьюшка предлагает детям погадать, судьбу предсказать.
«Гадание на фасоли»
Детям предлагают загадать желание и взять из горшочка в кулачок немножко фасоли. У кого пара, т. е. чётное число, у того желание сбудется. У кого нечётное число, тому подождать немного придётся.
Любимое народное развлечение — рядиться и колядовать. Люди наряжались в различные костюмы и надевали маски (иллюстрации). Переодевались в зверей или персонажей сказок и шли колядовать по городу или деревне. Они говорили «Пришла коляда — отворяй ворота», «Открывай сундучок — доставай пятачок».
Главными персонажами всегда были медведь и коза. Ими старались нарядить самых крупных парней. Присутствие Козы, по старинным поверьям, приносило хороший урожай, обещало плодородие и процветание, отпугивало злые силы. Ряженые заходили в каждую избу, где горел свет. Они пели колядки. Колядки — это что-то вроде кричалок Винни-Пуха, в которых хвалили хозяина дома, выпрашивая у него угощения.
- Коляда-Маляда,
Уродилась Коляда,
Кто подаст пирога —
Тому двор живота,
А мелкой скотинки —
Числа бы вам не знать!
А если хозяева ничего не дали, пели грозную колядку.
- Кто не даст лепёшки —
Завалим окошки.
Кто не даст пирога —
Сведём корову за рога.
Кто не даст хлеба —
Уведём деда.
Кто не даст ветчины —
Тем расколем чугуны.
А потом устраивали посиделки. Девушки по вечерам устраивали гадания, хотели узнать свою судьбу.
Ещё одна святочная традиция — «баловство». Дети и подростки собирались по ночам и озорничали, как могли. Раскидывали дрова во дворе или заколачивали ворота. Похищали что-нибудь, но обязательно с шумом. А после праздника всё возвращали.
Марьюшка предлагает поиграть в русскую народную игру «Золотые ворота».
Маски в истории театра (из книги «Грим»)
Театр прошел долгий и сложный путь развития. Истоки театра восходят к культовой обрядности.
Первые культовые маски
Маска ирокезов – чужое / фальшивое лицо (слева и справа)
Древние люди считали, что человек, надевающий маску, получает свойство того существа, которое маска изображает. Особенно широким распространением пользовались у первобытных народов звериные маски, а также маски духов и мертвецов. Тотемические игры и пляски являются уже элементом театрального искусства. В тотемической пляске отмечаются попытки создания художественно-эстетического образа в танце.
В Северной Америке индейские тотемические пляски в масках, носившие культовый характер, предполагали своеобразный художественный костюм и декоративную маску, раскрошенную символическим орнаментом. Танцоры делали себе и двойные маски сложного устройства, изображавшие двойственную сущность тотема – под звериным обликом скрывался человек. Эти маски благодаря особому устройству быстро раскрывались, и танцоры преображались.
Дальнейший процесс развития звериных масок привел к созданию театральной маски, отдаленно напоминающей человеческое лицо, с волосами, бородой и усами, т. е. к так называемой антропозооморфной маске, а затем и к маске с чисто человеческим обликом.
До того как маска стала принадлежностью классического театра, она прошла долгую эволюцию. Звериные черепа во время охотничьих плясок заменялись декоративными масками, затем появлялись портретные маски погребальных церемоний, которые постепенно превратились в фантастические маски «зоомистерий»; все это нашло свое отражение в монгольском «Цаме», яванском «Баронгане» и в японском театре «Но».
Маски театра «Топенг»
Маска театра Топенг (слева и справа)
Известно, что театр масок в Индонезии, носящий название «Топенг», вырос из культа мертвых. Слово «топенг» означает «крепко прижатое, тесно прилегающее», или «маска усопшего». Маски, которые характерны для малайского театра, чрезвычайно просты. Они представляют собой овальные деревянные дощечки с вырезанными отверстиями для глаз и рта. На этих дощечках и рисуется нужное изображение. Маска обвязывалась бечевкой вокруг головы. В некоторых местах (у носа, глаз, подбородка и рта) деревянная основа маски выдалбливалась, чем достигалось впечатление объемности.
Маска для пантомимы имела особое устройство: к ее внутренней стороне прикреплялась петелька, которую актер зажимал в зубах. В дальнейшем, по мере развития театра и преобразования его в профессиональный, актеры стали играть без маски, обильно раскрашивая лица.
Античные маски
Трагическая маска античного театра в Греции (слева и справа)
В древнегреческом классическом театре маски были заимствованы у жрецов, применявших их в ритуальных изображениях богов. Сначала лица просто раскрашивались выжимками виноградных гроздей, затем объемные маски стали непременным атрибутом народных увеселений, а в дальнейшем важнейшим компонентом древнегреческого театра.
Как в Греции, так и в Риме играли в масках, имеющих особую форму рта, в виде воронки – рупора. Это приспособление усиливало голос актера и давало возможность слышать его речь многим тысячам зрителей амфитеатра. Античные маски делали из лубка и загипсованного полотна, а впоследствии из кожи и воска. Рот маски обыкновенно обрамлялся металлом, а иногда вся маска внутри выкладывалась медью или серебром для усиления резонанса. Маски изготовлялись сообразно с характером того или иного персонажа; делались и портретные маски. В греческих и римских масках глазные впадины были углублены, характерные черты типажа подчеркнуты резкими мазками.
Строенная маска
Иногда маски были сдвоенными и даже строенными. Такую маску актеры двигали во все стороны и быстро преображались в тех или иных героев, а иногда и в конкретных лиц, современников.
Со временем портретные маски были запрещены и, чтобы избежать хотя бы малейшего случайного сходства с высокопоставленными лицами (особенно с македонскими царями), их стали делать уродливыми.
Полумаски тоже были известны, однако они очень редко употреблялись на греческой сцене. Вслед за маской на сцене появился и парик, который прикреплялся, к маске, а затем и головной убор – «онкос». Маска с париком несоразмерно увеличивала голову, поэтому актеры надевали котурны и увеличивали объемы своего тела при помощи толщинок – «колпомы».
Римские актеры в древние времена или вовсе не употребляли масок, или употребляли полумаски, которые закрывали не все лицо. Лишь с I в. до н. э. они начали употреблять маски греческого типа, чтобы усилить звучание голоса.
Наряду с развитием театральной маски появляется и театральный грим. Обычай раскрашивать тело и лицо восходит к ритуальным действам в древнем Китае и Таиланде. Для устрашения неприятеля воины, отправляясь в набег, гримировались, раскрашивая себе лицо и тело растительными и минеральными красками, а в определенных случаях цветной тушью. Затем этот обычай перешел к народным представлениям.
Грим в классическом китайском театре
Грим в традиционном классическом театре Китая относится к VII в. до н. э. Китайский театр отличается своеобразной многовековой театральной культурой. Система условного изображения психологического состояния образа в китайском театре достигалась через традиционную символическую разрисовку масок. Тот или иной цвет обозначал чувства, а также принадлежность персонажа к определенной социальной группе. Так, красный цвет обозначал радость, белый – траур, черный – честный образ жизни, желтый – императорскую фамилию или буддийских монахов, голубой – честность, простоту, розовый – легкомыслие, зеленый цвет предназначался для служанок. Сочетание цветов указывало на различные психологические комбинации, на оттенки поведения героя. Определенное значение имело асимметричное и симметричное раскрашивание: первое было характерно для изображения отрицательных типов, второе – для положительных.
В китайском театре пользовались также париками, усами, бородами. Последние изготовлялись из сарлычного животного волоса (буйволового). Бороды были пяти цветов: черные, белые, желтые, красные и лиловые. Они также имели условный характер: борода, покрывающая рот, свидетельствовала о героизме и богатстве; борода, разделенная на несколько частей, выражала утонченность и культурность. Борода изготовлялась на проволочном каркасе и прикреплялась за ушами крючками, идущими от каркаса.
Для гримирования пользовались безвредными сухими красками всех цветов, которые разводились на воде с добавлением нескольких капель растительного масла, чтобы получалась блестящая поверхность лица. Общий тон накладывали пальцами и ладонями. Для разрисовки, подводки губ, глаз и бровей применяли длинные заостренные палочки. На каждую краску имелась своя палочка, которой китайские артисты работали виртуозно.
Для женского грима был характерен яркий общий тон (белила), поверх которого румянились щеки и веки, красились губы, подводились черной краской глаза и брови.
Установить количество разновидностей грима в китайском классическом театре не представляется возможным; по неточным данным, их насчитывалось до 60.
Маска в театре «Но»
Маска театра «Но»
Спектакли японского театра «Но», который является одним из древнейших театров мира, можно видеть и в наши дни. По канонам театра «Но» маски были закреплены за одним ведущим актером во всех имеющихся в репертуаре двухстах канонических пьесах и образовали целую отрасль искусства в этом театре. Остальные актеры не пользовались масками и исполняли свои роли без париков и грима.
Маски относились к следующим типажам: мальчиков, юношей, духов умерших, воинов, стариков, старух, богов, девушек, демонов, полуживотных, пернатых и т. д.
Грим в театре «Кабуки»
Грим в театре Кабуки
Классический театр Японии «Кабуки» – один из древнейших театров мира. Его зарождение относится к 1603 г. На сцене театра «Кабуки», как и в других японских театрах, все роли исполняли мужчины.
Грим в театре «Кабуки» – маскообразный. Характер грима – символический. Так, например, актер, гримируясь для героической роли, на общий белый тон лица наносит красные линии; исполняющий роль злодея на белом токе чертит синие или коричневые линии; играющий колдуна на зеленый тон лица наносит черные линии и т. д.
В японском театре очень своеобразные причудливые черты морщин, бровей, губ, подбородка, щек и др. Прием и техника гримирования такие же, как и у китайских актеров.
Бороды тоже имеют стилизованный характер. Они отличаются причудливыми острыми с надломом линиями и изготавливаются по принципу китайских.
Театр мистерий
По мере того как ритуальные действа превращаются в зрелища, представления приобретают все более определенную тематику, которая зависит от социальных и политических условий эпохи.
В Европе на смену античному миру пришло мрачное средневековье. Давление церковного мракобесия на все формы общественной жизни вынуждает и театр обратиться к религиозным сюжетам. Так появляется театр мистерий, который просуществовал около трех веков. Актерами в этих театрах были горожане-ремесленники, и это вносило в представления простонародно-бытовые мотивы: «божественное» действие прерывалось веселыми интермедиями, клоунадой. Постепенно интермедия начинает вытеснять основное действие, что послужило причиной гонения церкви на этот театр. Театр мистерий особое распространение получил во Франции.
В эпоху Возрождения (приблизительно с 1545 г.) во Франции появились профессиональные театры. Бродячие комедианты объединялись в труппы, которые представляли собой актерские артели.
Актеры этих театров специализировались преимущественно на комическом, фарсовом репертуаре и поэтому назывались фарсерами. Женские роли в фарсовых спектаклях исполняли юноши.
Театр дель арте
Персонаж театрта дель арте: Арлекин
В 30-е годы XVI в. в Италии возникает театр дель арте. Спектакли итальянских комедиантов дель арте отличались от спектаклей французских актеров не только более высоким уровнем техники игры, но и культурой оформления маски и грима.
Первые представления дель арте состоялись во Флоренции, причем актеры играли в масках. Иногда маску заменяли приклеенным носом. Характерно, что маски носили только исполнители ролей двух стариков и двух слуг.
Зародились маски комедии дель арте в народных карнавалах. Затем они постепенно перекочевали на сценические подмостки.
Маски комедии дель арте делали из картона, кожи и клеенки. Актеры обычно играли в одной, определенно установленной маске. Пьесы менялись, а маски оставались неизменными.
В масках играли преимущественно комедийные персонажи. Были и такие амплуа, для которых полагалось вместо маски гримироваться мукой и разрисовывать углем бороду, усы и брови. По традиции актеры, играющие влюбленных, не выступали в масках, а украшали лицо гримом.
Персонаж театра дель арте: Ковьелло
Образные маски стали закрепляться за определенными исполнителями, игравшими одну и ту же роль.
Маски комедии дель арте были очень разнообразны (в театре комедии дель арте имелось более ста масок). Некоторые маски состояли только из носа и лба. Они раскрашивались в черный цвет (например, у доктора); остальная часть лица, не закрытая маской, гримировалась. Другие маски предусматривали определенную раскраску парика, бороды и усов. Маски использовали как средство для подчеркивания выразительности задуманного типажа. Они изготовлялись всевозможных характеров и разрисовывались применительно к типажам спектакля. В целом маски комедии дель арте делились на две группы: народно-комедийные маски слуг (Дзани); сатирические маски господ (буффонное ядро – Панталоне, доктор, капитан, Тарталья).
В некоторых спектаклях комедии дель арте актеры на глазах у зрителей искусно преображались, заменяя одну маску другой.
Первоначально маски в подражание античным делали с открытом ртом, позже, стремясь приблизить маски к естественному лицу, рты стали делать закрытыми (последнее было вызвано также и тем, что в пантомимах рупор становится ненужным). Еще позже стали закрывать только половину лица актера. Это способствовало дальнейшему развитию мимической игры. Комедия дель арте всегда стремилась к реалистическому отображению образа не только в социальном и психологическом облике масок, но и в речи, движении и т. д.
XVII–XVIII века в Европе – эпоха классицизма. Это нашло свое отражение и в перестройке театра. В классическом театре грим и парики были такими же, как и в повседневной жизни. Представления носили условный характер. Играя в пьесах Корнеля и Расина, посвященных античной древности, актеры внешне продолжали оставаться людьми XVII–XVIII вв. Грим в это время был обусловлен всем строем жизни французского двора, которому, подражал и театр. Для этого периода характерно господство мушек. Считалось, что мушки придают томное выражение глазам и украшают лицо.
Школьников С. П. Минск: Вышейшая школа, 1969. Стр. 45-55.