Интерактивная игра «Правила этикета»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Социальные педагоги: Мингалимова Ирина Леонидовна Чухонцева Дарья Александровна
Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение. Пусть эти слова Дж. Свифта станут одним из ваших жизненных девизов!
10 10 10 10 20 20 20 20 30 30 30 30 40 40 40 40 50 50 50 50 История этикета Общие понятия Правила поведения на улице и в транспорте Правила поведения в театре и кино 40 Правила разговора по телефону 10 20 30 40 50 Правила Поведения в школе 10 20 30 40 50
Одинаков ли этикет в разных странах мира ? Нет, неодинаков, а порой и абсолютно различен.
Когда появился этикет ? Зачатки этикета в виде обычаев и ритуалов существовали еще в первобытном обществе.
Менялись ли правила этикета с течением времени ? Да, конечно. Многое из того, что было принято, скажем, в прошлом веке, сейчас не приемлемо. Но лучшие традиции сохраняются на протяжении веков.
Игры по правилам современного этикета
Зарема Качакамова
Игры по правилам современного этикета
Словесная игра по этикету речевого общения
Цель: помочь детям и воспитателю запомнить имена детей группы, способствовать развитию внимания, координации движений.
Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Каждый участник должен хлопнуть один (три) раз, повернуть голову к сидящему рядом, улыбнуться ему и громко, чётко назвать своё имя.
Обратить внимание и отметить, кто произнёс своё имя чётко, с гордостью; кто – тихо, словно оно ему неприятно.
Словесная игра по речевому этикету
Цель: Дети проговаривают различные вежливые слова, учатся говорить их, помогают тому, кто забыл слово.
Ход игры: Взявшись за руки, ребята водят хоровод вокруг мягкой игрушки,проговаривая:
Все хорошие ребята
Знают добрые слова.
Приходите к нам (котята, медвежата и т. д.)
Рады видеть вас всегда.
Остановившийся на последнем слове напротив игрушки ребёнок, говорит приветливое слово, не повторяя уже сказанного.
Дидактическая игра по этикету внешнего вида
«Каждой вещи своё место»
Цель: Обогащать представления детей о многообразии предметного мира. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать бережное отношение к вещам, предметам, стремление содержать их в порядке и на своих местах.
Материал: Кукла Маша – растеряша;демонстрационные картинки: шкаф для одежды, шкаф для посуды, шкаф для игрушек;раздаточные картинки: посуда, одежда, игрушки.
Ход игры: К ребятам приходит Маша –растеряша и рассказывает о своей беде: все вещи у неё растерялись, перепутались. Маша просит ребят помочь найти каждой вещи своё место
Дидактическая игра по правилам этикетав общественных местах: «В театре»
Цель: Объяснить детям элементарные правила поведения в театре; обучить детей правилам приобретения билета в театр и одновременно ввести в словарь детей этикетные выражения, необходимые при приобретении билета в театр.
материал: Билеты в театр, афиша к театру, знаки – символы что нельзя делать во время просмотра представления.
Ход игры: Воспитатель громко объявляет детям, что приехал театр (звучит весёлая музыка). Предлагает детям приобрести билеты в волшебной кассе (касса работает исключительно на волшебных словах). Дети «покупают» билеты, благодарят кассира и занимают места на стульях (заранее расставленных). Мальчикам предлагается пропустить девочек, девочки благодарят мальчиков.
Воспитатель вместе с детьми рассматривают знаки –символы: «Что нельзя делать во время просмотра представления». Хлопками дети приглашают артистов. После просмотра благодарят их.
Предварительная работа: Заранее, в секрете от других детей, «артисты» — активные дети готовят представление.
Сюжетно – ролевая игра по гостевому этикету:
Цель: Учить эмоционально выражать чувство радости и весёлого настроения от общения с окружающими людьми. Закрепить знания детей о гостевом этикете, формировать способность приобретения уверенности в себе, особенно навыков доброжелательного общения, обучать правилам поведения в гостях и при приёме гостей дома. Воспитывать умение быть радушным и приветливым.
Ход игры: Воспитатель сообщает детям о том, что все они сегодня пойдут в гости. День сегодня особенный. У зайчика, который живёт у них в группе в кукольном уголке, день рождения. Он пригласил всех ребят к себе в гости.
Педагог предлагает детям приготовить подарки для зайчика. Зайчик любит морковку, капусту. Педагог подсказывает, что на день рождения можно подарить и цветы, и разноцветные шарики, и прочее. Все подарки дети складывают в корзинку.
Воспитатель предлагает детям посмотреть со стороны, как заинька готовится к приёму гостей. Он берёт в руки игрушку зайца и, читая стихотворение, готовит праздничный стол.
Всё сумею, всё успею,
Всё смогу я сделать.
Прежде чем на стол поставить
Чашки и конфетки,
Хорошо бы постелить
Чашки, ложки ставлю в ряд,
Чай готовлю для ребят.
Чтобы понял каждый гость
Я поставлю здесь цветы –
Будет стол нарядным.
Зайчик приглашает гостей к себе в избушку. Дети заходят, здороваются,а затем вместе с педагогом вручают заиньке подарки с поздравлением:
День рожденья – день веселья,
Всюду шутки, песни, смех,
И конечно любят гости
В этот день поздравить всех.
Зайка благодарит гостей за подарки и поздравления, приглашает их за стол, угощает чаем с пирогом и конфетами.
После угощения зайка предлагает гостям поиграть.
В конце занятия педагог напоминает ребятам о том, чтобы они не забыли поблагодарить зайчика за угощение и попрощаться с ним.
Как дарить и принимать подарки.
Цель: помочь детям адаптироваться в обществе, усвоить основные, обязательные для всех правила поведения.
Ход: 1. хороший обычай, приходя в гости, приносить цветы или небольшой подарок. Помните, что хмурый гость – не подарок. Поэтому всё плохое настроение оставляйте дома.
Цветы всегда приятный подарок. Не стыдно прийти в гости с одним цветком.
принято подавать цветок на длинном стебле, или ветку цветущего растения;
в особо торжественных случаях дарят розы или гвоздики;
цветы дарятся без упаковки (если их сразу поставят в воду, в красивой упаковке преподносятся розы (чтобы не уколоться шипами, а также букеты – композиции, в которых упаковка является её частью;
принято подавать цветок в правой руке, или обеими, головками вверх.
Получив цветы, надо отметить красоту букета (цветка) и обязательно об этом сказать.
2. День рождения или семейное торжество – должны учитываться вкус и интерес получателя подарка гостями.
не следует дарить дорогие подарки, чтобы не поставить человека в неудобное и зависимое положение;
дорогие подарки дарят родственникам и в складчину к большому торжеству;
подарок подбирается к конкретному событию: ко дню рождения – предметы для личного использования, на свадьбу, семейное торжество, новоселье – хозяйственные предметы, электробытовые приборы;
денежный подарок – к свадьбе или новоселью;
детям – сладости, игрушки, книги;
девочки обязательно порадуются платью и туфелькам;
по этикетутелефонного разговора:
«У меня зазвонил телефон»
Цель: дать понятие,что такое телефон: — это важное средство короткого общения, благодаря которому мы наводим справки, узнаём о здоровье близких и друзей, договариваемся о месте и времени встречи. Знакомить детей с правилами телефонного разговора. Объяснить, что первым заканчивает разговор старший по возрасту и положению, девочка в разговоре с мальчиком. Упражнять детей в умении соблюдать этикет телефонного разговора в различных ситуациях.
Словарная работа: Вежливость, доброжелательность, средство связи, телефон, телефонный аппарат, гудки, звонок, номер, рычажки, трубка.
Пособия: Два телефонных аппарата.
Ход игры: выбираем два участника, которые сменяются другими детьми, жюри из 3 – 4 детей, которое определяет, кто выполнил все условия игры лучше всех.
Раздаётся телефонный звонок, надо как можно скорее взять трубку, но для этого приходится пройти через всю комнату, не задевая столы, стулья; аккуратно поднять трубку с рычажков и сказать «алло» так, чтобы позвонившему человеку стало ясно, что его звонка ждали и ему рады.
Георгиевский сквер. Музей современного искусства. Сегодня я для себя открыла новый уголок Москвы — Георгиевский сквер. Он находится на Большой Грузинской улице. Сквер был устроен в 1898.
Сценарий игры «Поле чудес» по правилам дорожного движения Конспект открытого занятия по теме: «Правила дорожного движения» Форма занятия: игра. Цель занятия: изучение правил дорожного движения.
Как мы говорим (о нормах современного русского языка) Мы учимся языку всю жизнь. Даже в самом раннем детстве мы усваиваем нормы литературного языка, воспринимая от окружающих звучащую речь и.
Конспект НОД по обучению правилам этикета «Путешествие по сказочному городу» Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» направление «Социальный мир» в группе общеразвивающей направленности.
Конспект НОД в подготовительной группе «Уроки этикета» Задачи: — создать условия для систематизации знаний детей о понятии «этикет»; — устанавливать причинно-следственную связь поступков и.
Конспект сюжетно-ролевой игры по обучению правилам безопасного поведения на дороге детей младшего школьного возраста Конспект сюжетно-ролевой игры по обучению правилам безопасного поведения на дороге детей младшего школьного возраста «В гостях у светофорчика».
Проект «Путешествие в страну этикета» Цель: формировать культуру поведения у детей старшего дошкольного возраста. МБДОУ ДСКВ №9 «Оленёнок» Культура поведения – это совокупность.
Развлечение для детей старшей группы по правилам дорожного движения в форме игры «Форт Боярд» Задачи: •Обобщить знания детей о безопасном поведении на улице и дороге, закрепить знания детей о назначении дорожных знаков. •Развивать.
Эссе «Портрет современного руководителя» Из всех способностей самая трудная и самая редкая — это умение управлять. Мадемуазель де Соммери Каким должен быть идеальный руководитель.
Занятие-развлечение по правилам этикета и культуры общения в средней группе «Путешествие в Страну этикета или волшебных слов» Занятие-развлечение по правилам этикета и культуры общения в средней группе «Путешествие в Страну этикета или волшебных слов» Воспитателя.
Урок-игра «Правила поведения в школе»
Цели:
- формировать у учащихся понимание правил поведения в школе, как гармонию своего внутреннего мира, а также гармонию взаимодействия в социальной среде;
- формировать у учащихся потребность соблюдать эти правила.
Задачи:
- ознакомить первоклассника с правилами поведения в школе, в раздевалке, столовой;
развивать умение рассуждать, думать о последствиях своих действий.
Основной метод обучения: дидактическая (ролевая) игра с целью применения, закрепления полученных знаний и выявления неусвоенного учебного материала.
Основной структурный элемент: процесс разыгрывания игровой ситуации.
Дополнительные структурные элементы: постановка игровой задачи, характеристика структурных компонентов игры, оценка результатов игры.
Обеспечение урока: Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 1-й класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. — 3-е изд., дораб. — М.: Вентана-Граф, 2008. (стр. 13-14); Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. Учимся думать и фантазировать. Рабочая тетрадь. — М.: Вентана-Граф, 2008. (стр. 48).
Оборудование: ноутбук, проектор, два текста в конвертах с разными ситуациями, памятки для каждого ученика.
I. Решение проблемной ситуации.
Учитель. Этот урок мы начнём такой ситуацией. Но может кто-то себя узнает?
(Дети разыгрывают ситуацию. Имена детей вымышлены. Утро. В класс вошёл Вася. Он подошёл к раздевалке, хотел повесить свою куртку и нечаянно уронил куртку Пети. Петя накинулся на Васю)
Учитель. Как правильно поступить?
Ученики. Васе надо было извиниться и сразу поднять куртку товарища.
Ученики. Пете нужно было простить Васю и не набрасываться с кулаками.
Учитель. Молодцы. А как вы думаете, почему произошло это недоразумение?
Ученики. Мальчики не знали или забыли, как надо себя вести.
Учитель. Кто уже догадался, о чём сегодня на уроке мы поговорим?
Ученики. О правилах поведения.
II. Работа по теме урока.
Учитель. А всегда ли вам бывает приятно раздеваться в нашей раздевалке?
Ученики. Не всегда.
Ученики. Иногда кто-то толкается, мешает, ребята роняют чужие вещи.
Учитель. Ходят ли наши ученики по упавшей одежде? Как надо поступить, чтобы этого не было?
Учитель. Давайте вместе подумаем, что можно сделать, чтобы избежать неприятностей.
(Дети вместе с учителем выводят правила поведения в раздевалке. При этом необходимо следить за тем, чтобы процесс обсуждения таких ситуаций не перешел в спор, во взаимные обвинения. Во избежание этого учитель предлагает: “Давайте не будем называть имена нарушителей. Я уверена, что скоро эти дети научатся себя вести”)
Правила поведения в раздевалке
- Вешай свою одежду на определенное (свое) место.
- Варежки, перчатки положи в карман, головной убор — в рукав.
- Одежду вешай аккуратно.
- В раздевалке не разговаривай, раздевайся быстро, не мешай другим.
- Увидел упавшую одежду — подними.
- В карманах ничего не оставляй.
- Будь вежлив с товарищами, помогай другим.
Учитель. Итак, звенит звонок на урок. О своём первом уроке расскажет героиня стихотворения Агнии Львовны Барто.
Я на уроке в первый раз.
Теперь я ученица.
Вошла учительница в класс —
Вставать или садиться.
Мне говорят: “Иди к доске”, —
Я руку поднимаю.
А как перо держать в руке,
Совсем не понимаю. (А.Л. Барто)
Учитель. Ребята, давайте расскажем героине стихотворения о правилах поведения на уроке.
Ученик. Если учитель задает вопрос и ты хочешь ответить, нельзя выкрикивать, а нужно поднять руку.
Ученик. Руку надо поднимать, когда хочешь спросить у учителя.
Учитель. А какие правила советует запомнить первоклассникам Самуил Маршак?
Ученик 1. Вставайте дружно каждый раз, когда учитель входит в класс.
Ученик 2. Парта – это не кровать и на ней нельзя лежать.
Ученик 3. Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.
Учитель спросит — надо встать,
Когда он сесть позволит — сядь.
Ученик 5. На уроках не болтай, как говорящий попугай.
Ученик 6. Ответить хочешь, не шуми, а только руку подними.
IV. Продолжение работы по теме урока.
Учитель. После второго урока мы отправимся в самое “вкусное” место в школе. Куда же это?
Ученики. В школьную столовую.
Учитель. Ребята, а нравится ли вам приходить в школьную столовую?
Вкусно ли готовят наши повара?
Нужно ли их благодарить за приготовленную еду?
А сейчас послушаем наших ребят.
Звонок! Все дружною гурьбой
В столовую летят стрелой.
А здесь есть правила свои,
Запомни их и повтори!
Ешь аккуратно, не спеши,
Не брызгай, на пол не кроши.
Хлеб береги и уважай,
Его повсюду не бросай.
Поел — и убери, друг мой
вою посуду за собой.
Учитель. А теперь назовите уже известные вам правила поведения в столовой.
(Выслушиваются высказывания детей)
Ученик. Обязательно перед едой надо вымыть руки с мылом.
Ученик. Есть надо всегда аккуратно.
Ученик. Надо бережно относиться к хлебу.
Ученик. За собой всегда убирать посуду.
Учитель. Ребята, самое главное в поведении за столом — вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой обедать. А эти правила поведения мы вывесим в классном уголке, чтобы они напоминали, как надо вести себя за столом.
Правила поведения в столовой
- Входить в столовую надо организованно и спокойно.
- Не толкайся, не кричи, соблюдай порядок.
- Перед едой всегда мой руки.
- Не разговаривай во время еды,
- Не отодвигай свою грязную тарелку в сторону соседа.
- Убери за собой посуду.
- Скажи “спасибо” тем, кто тебя накормил.
Учитель. А теперь давайте разберём такую ситуацию. Ребята завтракают в столовой. Витя взял кусочек хлеба, скатал в шарик. Оглянувшись, чтобы никто не заметил, он стрельнул и попал Пете прямо в глаз. Петя схватился за глаз и вскрикнул.
— Что вы скажете о поведении Вити в столовой?
Учитель. После завтрака надо немного отдохнуть.
VI. Продолжение работы по теме урока.
Учитель. Я в одной школе на перемене и видела такую картину.
“Перемена, перемена!” —
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог —
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним — бо-о-ольшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом.
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил.
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи —
Словом, сделал все, что мог!
Ну а тут — опять звонок.
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем
— Ничего, — вздыхает Вова, —
На уроке отдохнем.
Учитель. Какие ошибки в поведении допустил Вова?
Звенит заливисто звонок,
И начинается урок.
Но отчего же еле-еле
Все достают свои портфели
И начинают там искать
Учебник, ручку и тетрадь?
Учитель говорит сурово:
— Опять к уроку не готовы!
Хочу, ребята, вам сказать:
Стыдитесь время зря терять!
Учитель. Какое правило нужно помнить ученикам?
Ученик. Готовить к уроку учебники, тетради и учебные принадлежности надо на перемене.
Учитель. Откройте учебник на странице 14. Задание прочитает… (хорошо читающий ученик).
Ученик. Рассмотри рисунки. Какие правила поведения не знают эти дети?
Учитель. Ребята, а вы знаете волшебные слова? И умеете их использовать? Сейчас проверим. В откройте рабочую тетрадь на странице 48. Задание прочитает… (хорошо читающий ученик).
Ученик. Какими словами ты будешь приветствовать знакомого взрослого человека: “добрый день”, “привет”, “как живёте”, “здравствуйте”, “что-то Вас не было видно”.
Учитель. Самостоятельно подчеркните те вежливые слов, которые можно сказать для приветствия знакомого взрослого человека.
Учитель. Давайте проверим. Какие слова выбрали… (называются фамилии учеников).
Учитель. Следующее задание читает…(хорошо читающий ученик).
Ученик. Какие слова ты используешь для извинения: “прошу меня извинить”, “простите”, “пожалуйста”, “постараюсь больше так не делать”, “причём тут я”, сами виноваты”, “почему мне нужно извиняться”.
Учитель. Давайте проверим. Какие слова выбрали… (называются фамилии учеников).
Учитель. Оцените, как вы выполнили задание. Закрасьте только один цветок.
- Быстро, правильно, самостоятельно.
- Правильно, но медленно.
- Правильно, но с помощью других.
- Быстро, но неправильно.
Учитель. А сейчас мы заглянем на урок в “Школу маленьких волшебников”.
(Дети разыгрывают ситуации: Мальчики приветствуют друг друга. Один благодарит другого за услугу)
Учитель. Я уверена, что каждый может быть волшебником, если будет говорить волшебные слова.
(Если останется время на уроке, можно поговорить о правилах поведения в школьном дворе. Школьный двор — это лицо школы. Чтобы он был красивым, на участке школьники высаживают цветы и сами ухаживают за ними. Следует беречь зеленые насаждения)
Учитель. А теперь давайте подведём итог нашему уроку. Мы поиграем в игру “Знаешь ли ты правила?”
1. Дидактическая цель игры:
— учить определять, что такое “можно” и что такое “нельзя” в школе,
— закрепить знания детей о правилах поведения в школе,
— воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни,
— учить взаимодействовать в группах под руководством взрослого.
2. Материал: карточки с написанными на них правилами (в виде билетов).
3. Игровое правило. За каждый верный ответ команда получает балл. За ошибку или невыполнение задания дается штрафное очко, которое уменьшает общее количество баллов. Выигрывает тот, у кого больше баллов.
4. Игровое действие. Все играющие делятся на две команды. Представители команд по- очереди выходят к столу, вытаскивают карточку и читают для своей команды правило поведения. Дети внимательно слушают (при необходимости обсуждают 5-10 сек.) и представитель команды отвечает.
Учитель. А чтобы быстрее все запомнили эти правила, каждый из вас получит памятку. Я уверена, что скоро все наши ребята будут не только знать правила, но и выполнять их.