Цель: игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия
Играть можно вдвоем или большой группой.
Перед игрой взрослый обращается к детям: Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать – можно. Если вы скажете: «Эхо, привет!», то и оно вам ответит: «Эхо, привет!», потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо.
Затем назначают водящего – «Эхо», который и должен повторять то, что ему скажут.
Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, «ау», «скорее», «бурелом»). Можно используйте в игре иностранные слова, не забывая при этом объяснять их значение (например, «На11о, monkey!» – «Привет, обезьянка!»), кроме того можно попробовать предложить для повторения стихотворные и прозаические фразы («Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало!»).
Игра «Эхо». Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков до степени автоматизации в спонтанном речевом потоке
Ольга Максимова
Игра «Эхо». Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков до степени автоматизации в спонтанном речевом потоке
Грамматическая игра «Эхо». Согласование прилагательных с существительными.
Автоматизация звука [Л] в прямых слогах.
Мама – ласковая мама
Папа – ласковый папа
Руки – ласковые руки
Глаза – ласковые глаза
Улыбка – ласковая улыбка
Слова – ласковые слова
Голос – ласковый голос
Песня – ласковая песня
Взгляд – ласковый взгляд
Котёнок – ласковый котёнок
Лицо – ласковое лицо
Крыша соломенная крыша
Пугало – соломенное пугало
Картина – соломенная картина
Лапти – соломенные лапти
Кукла – соломенная кукла
Сарай – соломенный сарай
Дом – соломенный дом
Поделка – соломенная поделка
Бычок – соломенный бычок
Хвост – лошадиный хвост
Грива – лошадиная грива
Копыта – лошадиные копыта
Морда – лошадиная морда
Запах – лошадиный запах
Стойло – лошадиное стойло
Сила – лошадиная сила
Здоровье – лошадиное здоровье
Бег – лошадиный бег
Табун – лошадиный табун
Загон – лошадиный загон
Хомут – лошадиный хомут
Телега – лошадиная телега
Упряжка – лошадиная упряжка
Подкова – лошадиная подкова
Туловище – лошадиное туловище
Автоматизация звука [Л] в обратных слогах.
Логово – волчье логово
Хвост – волчий хвост
Нос – волчий нос
Лапа – волчья лапа
Лапы – волчьи лапы
Клык – волчий клык
Нюх – волчий нюх
Глаза – волчьи глаза
Запах – волчий запах
Уши – волчьи уши
Морда – волчья морда
Пасть – волчья пасть
Стая – волчья стая
Добыча – волчья добыча
Повадки – волчьи повадки
След – волчий след
Вой – волчий вой
Капкан – волчий капкан
Слёзы – волчьи слёзы
Шкура – волчья шкура
Шерсть – волчья шерсть
Аппетит – волчий аппетит
Когти – волчьи когти
Ягоды – волчьи ягоды
Автоматизация звука [Л] в стечении согласных.
Чай – сладкий чай
Каша – сладкая каша
Торт – сладкий торт
Пирог – сладкий пирог
Яблоко – сладкое яблоко
Конфета – сладкая конфета
Печенье – сладкое печенье
Фрукты – сладкие фрукты
Компот – сладкий компот
Напиток – сладкий напиток
Голос – сладкий голос
Сон – сладкий сон
Халат – белый халат
Молоко – белое молоко
Платье – белое платье
Ландыши – белые ландыши
Акула – белая акула
Лошадь – белая лошадь
Золото – белое золото
Облако – белое облако
Облака – белые облака
Голубь – белый голубь
Мыло – белое мыло
Фиалка – белая фиалка
Заколка – белая заколка
Автоматизация звука [Л`] в прямых слогах.
Хвост – лисий хвост
Нора — лисья нора
Морда – лисья морда
Голова – лисья голова
Глаза – лисьи глаза
Лапы – лисьи лапы
Лапа – лисья лапа
След – лисий след
Пасть – лисья пасть
Зубы – лисьи зубы
Шерсть – лисья шерсть
Туловище – лисье туловище
Воротник – лисий воротник
Повадки – лисьи повадки
Хитрость – лисья хитрость
Походка – лисья походка
Чутьё – лисье чутьё
Охота – лисья охота
Добыча – лисья добыча
Хвост – беличий хвост
Дупло — беличье дупло
Уши – беличьи уши
Морда – беличья морда
Нос – беличий нос
Голова – беличья голова
Глаза – беличьи глаза
Запасы – беличьи запасы
Мех – беличий меж
Лапа – беличья лапа
Лапы – беличьи лапы
Кладовая – беличья кладовая
Туловище – беличье туловище
Воротник – беличий воротник
Шубка – беличья шубка
Клюв – лебединый клюв
Песня – лебединая песня
Клин – лебединый клин
Перья – лебединые перья
Перо – лебединое перо
Лапа – лебединая лапа
Пух – лебединый пух
Стая – лебединая стая
Верность – лебединая верность
Крыло – лебединое крыло
Шея – лебединая шея
Озеро – лебединое озеро
Автоматизация звука [Л`] в стечении согласных.
Сок – клюквенный сок
Морс – клюквенный морс
Компот – клюквенный компот
Варенье – клюквенное варенье
Поляна – клюквенная поляна
Настойка – клюквенная настойка
Начинка – клюквенная начинка
Пирог – клюквенный пирог
Джем – клюквенный джем
Конфеты – клюквенные конфеты
Стакан – стеклянный стакан
Графин – стеклянный графин
Посуда – стеклянная посуда
Дверь – стеклянная дверь
Полка – стеклянная полка
Ваза – стеклянная ваза
Витрина – стеклянная витрина
Очки – стеклянные очки
Окно – стеклянное окно
Бусы – стеклянные бусы
Автоматизация звука [Л] в словах с двумя звуками [Л`].
Поляна – лесная поляна
Малина – лесная малина
Калина – лесная калина
Лютики – лесные лютики
Жители – лесные жители
Земляника – лесная земляника
Ольха – лесная ольха
Олень – лесной олень
Быль – лесная быль
Аллея – лесная аллея
Улица – лесная улица
Колючки – лесные колючки
Пальто – зелёное пальто
Листья – зелёные листья
Аллея – зелёная аллея
Лягушка – зелёная лягушка
Коляска – зелёная коляска
Улитка – зелёная улитка
Калитка – зелёная калитка
Лес – зелёный лес
Кошелёк – зелёный кошелёк
Лейка – зелёная лейка
Туфли – зелёные туфли
Лимон – зелёный лимон
Дифференциация [Л-Л`] в словосочетаниях.
Человек – талантливый человек
Мальчик – талантливый мальчик
Дочка – талантливая дочка
Учитель – талантливый учитель
Воспитатель – талантливый воспитатель
Девочка – талантливая девочка
Логопед – талантливый логопед
Писатель – талантливый писатель
Служитель – талантливый служитель
Лыжник – талантливый лыжник
Лётчик – талантливый лётчик
Малыши – талантливые малыш
Следователь – талантливый следователь
Автоматизация звука [Р] в стечении согласных ТР, ДР.
Задача – трудная задача
День – трудный день
Звук – трудный звук
Загадка – трудная загадка
Задание – трудное задание
Восхождение – трудное восхождение
Бой – трудный бой
Ребус – трудный ребус
Работа – трудная работа
Решение – трудное решение
Заяц – быстрый заяц
Самолёт – быстрый самолёт
Танец – быстрый танец
Лето – быстрое лето
Птица – быстрая птица
Песня – быстрая песня
Машина – быстрая машина
Автоматизация звука [Р] в обратных слогах.
Дом – чёрный дом
Кот – чёрный кот
Мышь – чёрная мышь
Колесо – чёрное колесо
Птица – чёрная птица
Икра – чёрная икра
Костюм – чёрный костюм
Цвет – чёрный цвет
Штаны – чёрные штаны
Шапка – чёрная шапка
Бумага – чёрная бумага
Перчатки – чёрные перчатки
Карандаши – чёрные карандаши
Норка – чёрная норка
Автоматизация звука [Р] в прямых слогах.
Цветок – розовый цветок
Закат – розовый закат
Пальто – розовое пальто
Юбка – розовая юбка
Лента – розовая лента
Бант – розовый бант
Стекло – розовое стекло
Бумага – розовая бумага
Торт – карамельный торт
Чай – карамельный чай
Аромат – карамельный аромат
Вкус – карамельный вкус
Пастила – карамельная пастила
Конфета – карамельная конфета
Начинка – карамельная начинка
Напиток – карамельный напиток
Автоматизация звука [Р] в стечении согласных.
Платье – красное платье
Яблоко – красное яблоко
Пальто – красное пальто
Флажок – красный флажок
Дом – красный дом
Цветок – красный цветок
Носки – красные носки
Штаны – красные штаны
Сандалии – красные сандалии
Лист — красный лист
Ягода – красная ягода
Шапка – красная шапка
Автоматизация звука [Р] в стечении согласных.
Роза – красная роза
Ручка – красная ручка
Рубашка – красная рубашка
Куртка – красная куртка
Помидор – красный помидор
Забор – красный забор
Ведро – красное ведро
Икра – красная икра
Краска – красная краска
Дорожка – красная дорожка
Ковёр – красный ковёр
Град – крупный град
Виноград – крупный виноград
Штраф – крупный штраф
Крыжовник – крупный крыжовник
Курага – крупная курага
Зерно – крупное зерно
Рубин – крупный рубин
Фрукт – крупный фрукт
Смородина – крупная смородина
Помидор – крупный помидор
Автоматизация звука [Р`] в прямых слогах.
Цветок – сиреневый цветок
Закат – сиреневый закат
Бант – сиреневый бант
Туман – сиреневый туман
Пальто – сиреневое пальто
Краска – сиреневая краска
Блузка – сиреневая блузка
Очки – сиреневые очки
Стул – деревянный стул
Дом – деревянный дом
Стол – деревянный стол
Ложка – деревянная ложка
Рама – деревянная рама
Колесо – деревянное колесо
Табурет – деревянный табурет
Нос – деревянный нос
Серьги – бирюзовые серьги
Море – бирюзовое море
Краска – бирюзовая краска
Платье – бирюзовое платье
Глаза – бирюзовые глаза
Цвет – бирюзовый цвет
Халат – бирюзовый халат
Майка – бирюзовая майка
Мяч – резиновый мяч
Сапоги – резиновые сапоги
Кукла – резиновая кукла
Колесо – резиновое колесо
Шланг – резиновый шланг
Шнур – резиновый шнур
Коврик – резиновый коврик
Лодка – резиновая лодка
Настойка – рябиновая настойка
Бусы – рябиновые бусы
Браслет – рябиновый браслет
Сок – рябиновый сок
Ягоды – рябиновые ягоды
Ночь – рябиновая ночь
Серьги – рябиновые серьги
Варенье – рябиновое варенье
Салат – рисовый салат
Каша – рисовая каша
Поле – рисовое поле
Отвар – рисовый отвар
Суп – рисовый суп
Хлопья – рисовые хлопья
Печенье – рисовое печенье
Зерно – рисовое зерно
Автоматизация звука [Р`] в стечении согласных.
Суп – грибной суп
Салат – грибной салат
Подлива – грибная подлива
Котлета – грибная котлета
Соус – грибной соус
Шляпка – грибная шляпка
Ножка – грибная ножка
Тропа – грибная тропа
Место – грибное место
Узел – крепкий узел
Знания – крепкие знания
Пресс – крепкий пресс
Арбуз – крепкий арбуз
Ребёнок – крепкий ребёнок
Здание – крепкое здание
Дерево – крепкое дерево
Зуб – крепкий зуб
Здоровье – крепкое здоровье
Автоматизация звука [Р`] в словосочетаниях.
Ребёнок – кудрявый ребёнок
Причёска – кудрявая причёска
Берёза – кудрявая берёза
Ресницы – кудрявые ресницы
Грива – кудрявая грива
Принц – кудрявый принц
Принцесса – кудрявая принцесса
Парень – кудрявый парень
Парик – кудрявый парик
Черёмуха – кудрявая черёмуха
Кресло – старинное кресло
Карета – старинная карета
Рисунок – старинный рисунок
Фонарь – старинный фонарь
Янтарь – старинный янтарь
Серёжка – старинная серёжка
Тарелка – старинная тарелка
Крестик – старинный крестик
Примета – старинная примета
Трюмо – старинное трюмо
Дифференциация [Р-Р`] в словосочетаниях.
Рука – крепкая рука
Отвар – крепкий отвар
Помидор – крепкий помидор
Браслет – крепкий браслет
Оправа – крепкая оправа
Крик – радостный крик
Зритель – радостный зритель
Ребёнок – радостный ребёнок
Репортаж – радостный репортаж
Встреча – радостная встреча
Событие – радостное событие
Дифференциация [Р-Л] в словосочетаниях.
Руль – круглый руль
Зеркало – круглое зеркало
Карусель – круглая карусель
Грелка – круглая грелка
Люстра – круглая люстра
Мармелад – круглый мармелад
Рулон – круглый рулон
Рубль – круглый рубль
Тарелка – круглая тарелка
Кресло – круглое кресло
Мех – кроличий мех
Лапа – кроличья лапа
Нос – кроличий нос
Уши – кроличьи уши
Лапы — кроличьи лапы
Глаза – кроличьи глаза
Морда – кроличья морда
Хвост – кроличий хвост
Воротник – кроличий воротник
Шуба – кроличья шуба
Слёзы – кроличьи слёзы
След – кроличий след
Шерсть – кроличья шерсть
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Домашние животные» «Домашние животные»Программное содержание:актуализация и активизация словаря по теме «Домашние животные»; совершенствование грамматического.
Рекомендации родителям по преодолению лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников Рекомендации родителям по преодолению лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГРУППА Активизация.
Картотека игр для развития эмоций у детей дошкольного возраста.
картотека (старшая группа) на тему
К — 1 Игра «Эхо».
Цель — настроить детей друг на друга, дать каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания.
Тот, кто сидит справа от меня, называет свое имя и прохлопывает его в ладоши, вот так: «Ва-ся, Ва-ся», а мы дружно, как эхо, за ним повторяем. Затем свое имя прохлопывает Васина соседка справа Ира, а мы снова повторяем. Таким образом все по очереди назовут и прохлопают свое имя.
Теперь, когда мы с вами проговорили наши имена, я спою песенку про то, как я рада вас видеть. «Я очень рада, что Сережа в группе есть.»В руках я держу клубочек. Когда я начну петь, то отдам его тому, про кого спою. Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него, ребенку. Когда моя песенка закончится, мы с вами будем соединены одной ниточкой. Я начинаю.
Клубочек ко мне вернулся. А сейчас давайте все вместе поднимем руки вверх, опустим их вниз, положим на колени. Старайтесь все делать одновременно, ведь если кто-то замешкается, наш круг разрушится. А теперь аккуратно положим ниточку, которая нас соединяет, на пол.
К – 2 Игра: «Солнечный зайчик»
Цель: снятие напряжения мышц лица.
Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги. Он забрался на животик, погладь его там. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.
Отлично! Мы подружились с «Солнечным зайчиком», глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу. Как здорово, что мы с вами встретились!
К – 3 Игра: « Спаси птенца»
Цель: познакомить детей с методами саморегуляции.
Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями верх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам.
К – 4 Упражнение «Клубочек»
Цель: развивать умение действовать согласованно, создать ощущение единства.
Воспитатель или кто-то из детей будет выполнять роль «катушки», а вы все возьмитесь за руки. Тот, кто стоит первым, пусть даст руку воспитателю. У нас получилась ниточка, закрепленная на катушке. Я возьму за руку последнего из вас и буду водить всех по кругу до тех пор, пока вся нитка не «намотается» на катушку.
Теперь почувствуйте, какой у нас получился крепкий, дружный клубок. Давайте немножко поживем в нем, вместе подышим. А сейчас руки не отпускаем, я снова беру последнего ребенка за руку, и мы начинаем разматываться.
На этом наша игра заканчивается, всем — большое спасибо!
К – 5 Игра «Зеркало».
Цель игры — развитие внимания координация движений.
Теперь представьте себе, что мы с вами находимся в магазине, торгующем зеркалами.
Все мы — зеркала, и должны точно отражать движения и выражение лица маленькой обезьянки, которая сюда прибежала. Кто хочет быть обезьянкой.
К – 6 Игра «Морщинки«. Цель — снятие напряжения.
Несколько раз вдохните и выдохните. Вдох-выдох, вдох-выдох. И последний раз — вдох-выдох. Отлично. Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь — соседу слева. Наморщите лоб — удивитесь, нахмурьте брови — рассердитесь, наморщите нос — вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. Молодцы!
К — 7 Игра «Земля, небо, огонь и вода». Цель — развитие сенсомоторной координации, развитие воображения.
Сейчас мы с вами будем фантазировать.
Подумайте и с помощью движений покажите землю, небо, огонь и воду. У вас замечательно получилось. Сейчас я включу музыку, и тот, кто захочет, сможет выйти в круг и изобразить что-нибудь одно: землю, небо, огонь или воду, а все остальные попробуют угадать, что им показывают.
Наша игра заканчивается. Я вас всех благодарю. Мне было очень приятно с вами играть.
К – 9 Упражнение: «Я рада вас приветствовать».
Цель — снятие эмоционального напряжения, настрой на совместную работу.
Сейчас мы будем здороваться друг с другом, передавая по кругусвечку. Сначала давайте посмотрим на нее. Видите, как колышется пламя свечи, какое оно красивое. Когда вы будете передавать свечку друг другу, почувствуйте тепло, которое от нее исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к своему соседу, который сидит справа от вас, и, глядя на него, улыбнитесь и скажите, например: «Миша, я рад тебя видеть!
К – 8 «Игра с платком».
Цель – снять эмоциональное напряжение, дать детям возможность творчески выразить себя, развивать способность к переключению внимания с одного образа на другой.
Представьте себе, что мы попали в театр. В театре есть сцена, актеры и зрители. Выберем и в нашей группе место для сцены. Для того, чтобы узнать, кто из вас будет актером, а кто — зрителем, проведем небольшую артистическую разминку.
У меня в руках платок. Попробуйте с помощью платка, а также различных движений и мимики (выражения лица) изобразить:
o человека, у которого болит зуб,
o морскую волну,
После показа каждого нового персонажа задавайте детям следующие вопросы: «Кто может показать бабочку (принцессу, . ) иначе? Кто еще хочет попробовать?»
У вас прекрасно получилось. Кому понравилось исполнять роли. Кому понравилось смотреть. Может быть, кто-то надумал сейчас изобразить еще что-нибудь.
К – 10 Чувство страха.
Цель: познакомить детей с эмоциональным чувством «страх».Уметь определять это чувство.
Давайте вспомним, о каком чувстве мы с вами говорили на прошлых занятиях. Да, о чувстве радости. Что нам помогало определить это чувство. Да, это выражение лица, интонация голоса. А теперь посмотрите на эту фотографию. Как вы думаете, какое чувство испытывает этот ребенок? Смотрите внимательно. У него широко открыты глаза, рот, он вот-вот закричит. Его правая рука выставлена вперед. Он как будто бы хочет что-то оттолкнуть или кого-то. Какое же это может быть чувство. Да. Это чувство страха.
Попытаемся изобразить его на своем лице.
К – 12 Игра «Паровозик с именем».
Цель — настроить детей на совместную работу.
Сейчас каждый будет превращаться в паровоз. Когда «паровоз» будет ехать по кругу, он будет хлопать в ладоши и называть свое имя.
Я начну: «Све—та, Све—та. «. Я проехала целый круг, а теперь выберу одного из вас, и он станет паровозиком вместо меня. Я выбираю Олю. Теперь она будет называть свое имя и хлопать в ладоши, а я стану ее вагончиком, положу руки ей на плечи и вместе с ней буду повторять ее имя. Поехали!
Вот мы и проехали целый круг, теперь Оля выберет того, кто станет «паровозиком», и мы уже втроем будем повторять его имя.
И так до тех пор, пока все дети не примут участие в игре.
К – 11 Упражнение «Как котенок потерялся» (изобразить чувство страха)
Цель – научить детей выражать с помощью движений эмоциональное состояние другого человека (животного), различать выраженные в мимике эмоциональные состояния, дать опыт проживания негативной ситуации.
Послушайте историю – «Как котенок потерялся».
Пошел Вася с котенком гулять. Котенок был маленький и глупый. Он увидел бабочку, побежал за ней, отстал от Васи и теперь не знал, куда идти. Стало ему страшно. Он сжался в комочек и жалобно замяукал. Мимо шла девочка Катя. Увидела она котенка и спрашивает: «Что с тобой? Ты испугался? Тебе страшно?»
А котенок ей отвечает: «Я потерялся. Мне страшно, и я не знаю, как найти мой дом и Васю».
Девочка приласкала котенка и проводила его домой.
Рассказ разбирается и проигрывается по ролям.
В заключение давайте встанем круг и поиграем в «Доброе животное»
К – 13 Игра: « Узнай по голосу»
Цель: развитие слухового восприятия.
Давайте встанем в круг, возьмемся за руки. Нам нужен один человек внутри круга. Кто хочет встать в центр. Отлично, Вася! Все остальные будут вокруг тебя водить хоровод и петь песенку. А Вася пусть ее внимательно слушает и делает то, о чем мы будем его просить. Слушайте песенку.
Вася, ты сейчас в лесу.
Мы зовем тебя: «Ау!»
Ну-ка глазки закрывай, не робей.
Кто зовет тебя — узнай поскорей.
Теперь, Вася, закрой глаза, а тот, до кого я дотронусь, сделает шаг вперед и позовет: «Вася! Ау!» А ты попробуешь угадать, кто тебя позвал.
Если ребенок отгадал правильно, то он займет место ведущего, если нет, можно позвать ребенка еще раз. Игра повторяется несколько раз.
К – 14 Игра «Мы охотимся на льва»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Это упражнение на ритмизацию, чередование темпа и громкости речи. Необходимо построчно выразительно проговаривать текст, сопровождая его движениями, соответствующими происходящим событиям. А дети должны повторять за Вами текст и движения или импровизировать, совершая свои движения в такт произносимому тексту.
Мы охотимся на льва.
Не боимся мы его.
У нас длинное ружье
И подзорная труба.
А это — поле: топ-топ-топ.
А это — болото: чав-чав-чав.
А это — море: буль-буль-буль.
А это тропинка: шур-шур-шур.
Под ней не проползти.
Над ней не пролететь.
Ее не обойти, а дорожка напрямик.
Вышли на полянку.
Кто это здесь лежит? Давайте его потрогаем. (Дети «трогают» воображаемого льва.) Да это же лев! Ой, мамочки! Испугались его и побежали домой.