Всемирный день защиты прав потребителей
Товары и услуги влияют на качество, безопасность жизни человека. Они должны соответствовать стандартам производства и качества, а порядок их оборота и отпуска – соответствующим положениям законодательства. С целью чествования сотрудников контролирующих структур и защиты интересов потребителей учрежден международный праздник.
Когда проходит
Всемирный день защиты прав потребителей отмечается ежегодно 15 марта. В 2021 году дату справляют в России, Украине, Беларуси и других странах мира.
Кто отмечает
В международном празднике участвуют сотрудники отделов по защите прав потребителей, активисты общественных движений. К чествованиям присоединяются их друзья, родственники, знакомые, близкие люди.
История и традиции праздника
Событие впервые отметили 15 марта 1983 года. Дата праздника имеет символическое значение. Она приурочена ко дню выступления Джона Кеннеди в Конгрессе США в 1962 году. В своей речи президент провозгласил базовые принципы прав потребителя.
Праздник получил широкую поддержку в профессиональных кругах и обществе. Торжественные мероприятия каждый год посвящаются определенной теме. Ее определяет Всемирная организация союзов потребителей.
В этот день чествуют выдающихся деятелей сферы защиты потребительских прав, награждают их дипломами, грамотами за весомые достижения. Участники общественных фондов выдвигают законодательные инициативы по совершенствованию правовых отношений. Проводятся пресс-конференции по вопросам защиты потребительских прав. Устраиваются мероприятия по повышению квалификации, обмену опытом. В средствах массовой информации публикуются материалы о товарах, их составе, стандартах и технологиях производства.
Интересные факты
В России словосочетание «защита прав потребителей» используют частные предприятия для юридического названия.
Существует неофициальный термин «потребительский экстремизм». Он отражает стремление покупателя получить выгоду и доход, используя несовершенства законодательства. Такое явление широко освещается в средствах массовой информации США и имеет большой интерес у аудитории.
Книга отзывов и предложений существовала во времена Российской империи. В СССР она относилась к документам строгого учета. Ей посвящена повесть А. Чехова и комедия Э. Рязанова.
Главные подходы к защите интересов покупателей определила Генеральная Ассамблея ООН 9 апреля 1985 года.
Общественное движение «Справедливая торговля» внесло значительный вклад в сферу. Оно разрабатывает и контролирует стандарты, маркировку, порядок ввоза товаров, механизмы торговли. Учреждение основано 1 апреля 1960 г. Оно имеет более 200 организаций-участников в 115 странах.
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
15 марта – Всемирный день защиты прав потребителей. История праздника — Защита прав потребителей
Breadcrumbs
15 марта – Всемирный день защиты прав потребителей. История праздника
15 марта – Всемирный день защиты прав потребителей. История праздника
15 марта 1961г. впервые было дано определение понятию «потребитель» и названы четыре основных права потребителя:
— право на информацию,
— право на безопасность,
— право быть услышанным.
Позже Всемирная организация союзов потребителей дополнила этот перечень следующими правами:
— право на возмещение ущерба,
— право на потребительское образование,
— право на удовлетворение базовых потребностей;
— право на здоровую окружающую среду.
Всемирная организация союзов потребителей (CI) — независимая некоммерческая бесприбыльная неполитическая организация, зарегистрированная в Нидерландах в 1961г. Она объединяет более 180 общественных и государственных организаций, занимающихся проблемами защиты прав потребителей из 72 стран. Эта организация защищает интересы потребителей всего мира, способствует развитию общественного потребительского движения и системы защиты прав потребителей в целом.
Впервые Всемирный день защиты прав потребителей отмечался 15 марта 1983г. Спустя два года — 9 апреля 1985г. — Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла руководящие принципы для защиты интересов потребителей. С принятием этих принципов потребительские права получили международное признание и законность.
В 1989 году в СССР была создана всесоюзная федерация потребительских обществ, с их помощью множество людей сумели отстоять свои интересы в сложных ситуациях, нередко возникающих по обе стороны прилавка и в сфере услуг.
Впервые Россия отметила Всемирный день прав потребителя в 1992 году, когда был принят закон РФ «О защите прав потребителей», законодательно закрепивший потребительские права граждан, а также права и обязанности организаций торгующих или оказывающих услуги населению.
Более широко этот праздник отмечался во всех регионах в 1994г., но официально начало ему положено в 1996 году с момента вступления Российской Федерацией во Всемирную Организацию Союза потребителей. Особенностью этого праздника является то, что он проводится каждый год под определенным девизом. Девизом 15 марта 2015 года определен слоган – «To focus on consumers rights to healthy food» — «Сфокусируем права потребителей на здоровом питании».
Всемирный день прав потребителя
Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителя (World Consumer Rights Day), проводимый под эгидой Организации Объединенных Наций. Впервые дата отмечалась в 1983 году.
В этот день в 1962 году состоялось историческое выступление в конгрессе США 35-го президента США Джона Фицджеральда Кеннеди, в котором он впервые дал определение понятию «потребитель» и выделил четыре неотъемлемых его права: право на информацию; право на безопасность товаров и услуг; право на выбор товаров и услуг на конкурентной основе; право быть выслушанным.
Созданное в 1960 году независимое неполитическое некоммерческое объединение потребителей всего мира — Международная организация союзов потребителей (Consumer International, CI), впоследствии дополнила Кодекс потребителя еще четырьмя постулатами: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду.
9 апреля 1985 года Генассамблея ООН приняла Руководящие принципы для защиты интересов потребителей.
С принятием этих принципов потребительские права получили международное признание и законность. В них предусмотрены положения, которыми должны руководствоваться правительства при определении политики и разработке законодательства в области защиты интересов потребителей. Принятие резолюции ООН способствовало развитию международного сотрудничества в этой области.
В 1989 году в СССР была создана Всесоюзная федерация потребительских обществ, куда вошли антимонопольный комитет, Госстандарт, санэпиднадзор, общества потребителей, кредитные союзы и т.п. С их помощью множество людей сумели отстоять свои интересы в сложных ситуациях, нередко возникающих по обе стороны прилавка и в сфере услуг.
Основным защитником прав потребителей в России является Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ), созданный в декабре 1990 года. В настоящее время СПРФ объединяет свыше 100 республиканских, краевых, областных, городских и районных общественных объединений — большинство всех реально работающих в России организаций по защите прав потребителей.
Россия впервые отметила Всемирный день прав потребителя в 1992 году, когда был принят закон РФ «О защите прав потребителей», законодательно закрепивший потребительские права граждан, а также права и обязанности организаций торгующих или оказывающих услуги системы защиты прав потребителей. Более широко этот праздник отмечался во всех регионах в 1994 году, но официально начало ему положено в 1996 году с момента вступления Российской Федерации в Международную организацию потребителей Consumer International.
Целью мероприятий Всемирного дня прав потребителей является привлечение внимания общественности к проблемам в данной сфере, повышение потребительской грамотности, информирования граждан о важнейших механизмах государственной и общественной защиты потребительских прав.
Развитие сети Интернет, мобильной связи и других цифровых технологий привело к появлению новых возможностей и проблем для миллионов потребителей во всем мире.
Большинство потребителей довольны развитием современных цифровых технологий, но остаются вопросы о том, как улучшить качество и безопасность услуг онлайн-сервисов.
По сложившейся традиции Consumer International каждый год определяет тематику Всемирного дня защиты прав потребителей.
В 2018 году темой Всемирного дня защиты потребителей стала «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными» (Making Digital Market Places Fairer).
Главным трендом роста потребительского рынка становится цифровизация общества, появление культуры не только оплаты услуг и товаров онлайн, но и настройки автоплатежей на оплату услуг ЖКХ, мобильной связи и Интернета.
По данным исследования рейтингового агентства «Эксперт РА», за первые шесть месяцев 2017 года объем покупок при помощи онлайн-трансакций физическими лицами вырос на 8% относительно такого же периода прошлого 2016 года и составил 1 триллион рублей. Объем онлайн-трансакций физических лиц по результатам всего 2017 года оценивается в более чем 2,2 триллиона рублей.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников