чистоговорки для детей

Подготовка

Картотека чистоговорок на все группы звуков

Татьяна Шерстнева
Картотека чистоговорок на все группы звуков

В качестве речевой зарядки и для автоматизации звуков в своей логопедической практике часто использую чистоговорки. Изучив большое количество методической литературы, собрала и систематизировала речевой материал. Варианты использования чистоговорок очень разнообразны:

— проговаривание по очереди, коллективно;

— с различной эмоциональной окраской голоса; от имени сказочных героев;

— с использованием мяча, массажного мячика, «Речевого куба» и т. д.

Предлагаю Вашему вниманию картотеку чистоговорок. Картотека оформлена в маленьком фотоальбоме. Такой вариант оформления надолго сохраняется в надлежащем виде, он интересен для детей и удобен для меня.

Звук /а/

У-у-у-губы хоботком тяну.

У-у-у-всех детей зову.

А-а-а-у меня болит нога.

Звук /и/

И-и-и-ротик к ушкам растяни.

Звук /о/

О-о-о-я надел пальто.

Звуки /м,мь/

Ма-ма-ма-дома я сама.

Ма-ма-ма — буду строить я дома.

Ма — ма — ма — на дворе зима.

Ма — ма — ма — вот пришла зима.

Ма — ма — ма — я поймал сома.

Ум-ум-ум — вот аквариум.

Ом- ом- ом — мы гулять идем.

Ом- ом-ом — это снежный ком.

Ом- ом-ом — слепим снежный дом.

Мы-мы-мы- прочитали книгу мы.

Мы- мы-мы — дождались зимы.

Ми-ми-ми — поем ноту ми.

Ме-ме-ме — дай –ка травки мне.

Звук /д/

Да-да-да — у меня вода.

Да-да-да — буду строить города.

Да-да-да — горяча вода.

Ды-ды-ды — нет воды.

Ды-ды-ды- на снегу следы.

Ду-ду-ду – за водой пойду.

Ду- ду- ду — я рыбачу на пруду.

Ду — ду — ду — я по ягоды иду.

Ду — ду — ду — я по лугу иду.

Ду — ду — ду — в зоопарк иду.

До-до-до- там на дереве гнездо.

Звуки /т,ть/

Та-та-та – я везу кота.

Ту-ту-ту – помоги коту.

Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.

Ты-ты-ты — у куклы белые банты.

Ты-ты-ты — я люблю цветы.

То-то-то – я иду в пальто.

От-от-от — летит в небе самолет.

От-от-от — испугался серый кот.

Тя-тя-тя – у меня дитя.

Ти-ти-ти – со мной не шути.

Ит-ит-ит — каша пшенная кипит.

Ить-ить-ить – я хочу пить.

Те-те-те – чайник на плите.

Ать-ать-ать – я иду гулять.

Еть-еть-еть – я буду петь.

Звук /б/

Ба-ба-ба – новая труба.

Бу-бу-бу – взяли мы трубу.

Бы-бы-бы – нет трубы.

Бы-бы-бы — иду в лес я по грибы.

Звуки /п,пь/

Па-па-па – на столе крупа.

Пы-пы-пы — варю кашу из крупы.

Пы-пы-пы – нет крупы.

Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп.

Уп-уп-уп — варю вкусный суп.

Уп-уп-уп – мы ели суп.

Пи-пи-пи – пирожок купи.

Звуки /в,вь/

Ва-ва-ва – выросла трава.

Ву-ву-ву – соберу траву.

Ву-ву-ву — я сниму сову.

Вы-вы-вы – нет травы.

Ви-ви-ви – Верочку зови,

Ве-ве-ве – Вера на траве.

Звуки /н,нь/

На-на-на – лампа у окна.

Ну-ну-ну – саночки тяну.

Ан-ан-ан — мне купили барабан.

Ан-ан-ан — сшила мама сарафан.

Ни-ни-ни – звонок, звони.

Ень-ень-ень – теплый день.

Звуки /к,кь/

Ка-ка-ка – бежит река.

Ко-ко-ко – вижу далеко.

Ку-ку-ку – кукушка на суку.

Ку-ку-ку — взяли дети по совку.

Ак-ак-ак – у реки рыбак.

Ак-ак-ак — расцветает мак.

Ук-ук-ук — а в траве сидит паук.

Ок-ок-ок — на дворе снежок.

Ки-ки-ки — это кубики.

Ки-ки-ки — мы гуляли у реки.

Звуки /г,гь/

Гу-гу-гу – Гале помогу.

Гу-гу-гу – гуси на лугу.

Гу-гу-гу — я гуляю на лугу.

Гу-гу-гу — хорошо на берегу.

Га-га-га – зеленые луга.

Га-га-га – дайте Гале пирога,

пирога из творога.

Ги-ги-ги – Машенька, беги.

Ги-ги-ги — за шаром беги.

Ги-ги-ги – мы ели пироги.

Звуки /х,хь/

Ха-ха-ха — пышный хвост у петуха.

Ха-ха-ха – испугали петуха.

Ху-ху-ху – ели мы уху.

Ух-ух-ух — ходит по двору петух.

Ух-ух-ух — развалился домик — бух!

Их-их-их – ветерок затих.

Ох-ох-ох – зеленый мох.

Хи-хи-хи – в поле пели петухи.

Звуки /с,сь/

Са-са-са – вот летит оса.

Са-са-са — на траве роса.

Са-са-са — у меня коса.

Са-са-са — в сказке были чудеса.

Са-са-са — в норе живет лиса.

Са-са-са — будку сделали для пса.

Су-су-су – не боюсь осу.

Су-су-су — заплету косу.

Су-су-су — наточу косу.

Су-су-су — я гулял вчера в лесу.

Сы-сы-сы — у сома усы.

Сы-сы-сы — есть лисята у лисы.

Сы-сы-сы – нет осы.

Сы-сы-сы — у меня две косы.

Со-со-со – у Сони колесо.

Ас-ас-ас – я пью квас.

Ас-ас-ас- белка делает запас.

Ос-ос-ос – у собаки нос.

Ос-ос-ос — я укутал шарфом нос.

Ис-ис-ис – я ем рис.

Ус-ус-ус – я ем мусс.

Аска-аска – у Сони маска.

Оска-оска – у Сони соска.

Иска-иска – у Сони миска.

Уска-уска – у Сони блузка.

Ся-ся-ся – мы видели гуся.

Се-се-се – еду на гусе.

Си-си-си – сено принеси.

Ась-ась-ась – плывет карась.

Звуки /з,зь/

За-за-за – вот идет коза.

За-за-за — вот летает стрекоза.

За-за-за — у куклы синие глаза.

Зу-зу-зу — накормлю козу.

Зу-зу-зу – не боюсь козу.

Зы-зы-зы – нет козы.

Зы-зы-зы — у меня две козы.

Зя-зя-зя – мы видели язя.

Зи-зи-зи – резину привези.

Звук /ц/

Ца-ца-ца – вот идет овца.

Ца-ца-ца — дождик льется без конца.

Цу-цу-цу – не боюсь овцу.

Цы-цы-цы – нет овцы.

Цо-цо-цо – мы вымыли лицо.

Ец-ец-ец – мы ели огурец.

Ац-ац-ац – у меня матрац.

Звук /ш/

Ша-ша-ша – мама моет малыша.

Ша-ша-ша — вижу я в воде ерша.

Шу-шу-шу – помогите малышу.

Шу-шу-шу — я траву кошу.

Ши-ши-ши – на поляне малыши.

Ши-ши-ши — зашумели камыши.

Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.

Аш-аш-аш – дайте карандаш.

Аш-аш-аш — это котик наш.

Ош-ош-ош – у меня нож.

Иш-иш-иш – у меня малыш.

Уш-уш-уш – теплый душ.

Ашка-ашка-ашка – летит букашка.

Ошка-ошка-ошка – на окошке кошка.

Ушка-ушка-ушка – лягушка – квакушка.

Ишка-ишка-ишка – маленькая мышка.

Звук /ж/

Жа-жа-жа – мы видели ежа.

Жи-жи-жи — под кустом живут ежи.

Жи-жи-жи – бегут ежи.

Жу-жу-жу — молока дадим ежу.

Жу-жу-жу – помогу ежу.

Жо-жо-жо – я еду на «Пежо».

Звук /ч/

Ча-ча-ча – дай мне калача.

Чу-чу-чу – я гулять хочу.

Чу-чу-чу — на скакалке я скачу.

Чу-чу-чу — в самолете я лечу.

Чу-чу-чу — стать я летчиком хочу.

Чу-чу-чу — быстро всех домчу.

Чу-чу-чу — я колесами стучу.

Чи-чи-чи – красные кирпичи.

Чо-чо-чо – ох, как горячо!

Ач-ач-ач – пришел врач.

Ач-ач-ач — подарил мне папа мяч.

Оч-оч-оч – скоро ночь.

Ич-ич-ич – красный кирпич.

Ич-ич-ич — из песка пекут кулич.

Уч-уч-уч – у меня ключ.

Уч-уч-уч — в небе много туч.

Ачка-ачка-ачка – у Вовочки тачка.

Очка-очка-лчка – у Вовочки бочка.

Учка-учка-учка – у Вовочки ручка.

Ичка-ичка-ичка – у Вовочки птичка.

Чок-чок-чок — вдруг упала на бочок.

Звук /щ/

Ща-ща-ща – ходит зайка без плаща.

Щу-щу-щу – я тебя ищу.

Щу-щу-щу — я сома тащу.

Щу-щу-щу — васильки ищу.

Ще-ще-ще – я в плаще.

Щи-щи-щи – мы ели щи.

Щи-щи-щи — осенью нужны плащи.

Щи-щи-щи — паровоз, состав тащи!

Ащ-ащ-ащ – у меня плащ.

Ещ-ещ-ещ – у меня лещ.

Ущ-ущ-ущ – вьется плющ.

Звук /й/

Ай-ай-ай – скоро месяц май.

Уй-уй-уй – ветер, дуй.

Ой-ой-ой – возьми меня с собой.

Ой-ой-ой — скачет заинька косой.

Эй-эй-эй – воды попей.

Звуки /л,ль/

Ла-ла-ла – лопата и пила.

Ла-ла-ла — не забьете мне гола.

Ла-ла-ла — видишь, кружится юла?

Ла-ла-ла — я малинник нашла.

Ло-ло-ло – у меня весло.

Лы-лы-лы – новые котлы.

Лу-лу-лу — купили пилу.

Лу-лу-лу — заведу юлу.

Ал-ал-ал – темный подвал.

Ал-ал-ал — мяч в ворота не попал.

Ал-ал-ал — сказку дедушка читал.

Ол-ол-ол – вымыли пол.

Ол-ол-ол — начинается футбол.

Ул-ул-ул – новый стул.

Ул-ул-ул — ветерок подул.

Ул-ул-ул — зимний лес уснул.

Ил-ил-ил – я полы помыл.

Ил-ил-ил — в барабан я бил.

Алка-алка – у Володи палка.

Олка-олка – у Володи иголка.

Улка-улка – у Володи булка.

Илка-илка – у Володи вилка.

Ля-ля-ля – зеленые поля.

Ли-ли-ли – малину мы несли.

Лю-лю-лю – малину я люблю.

Ле-ле-ле – еду на осле.

Звуки /р,рь/

Ра-ра-ра – высокая гора.

Ра-ра-ра — во дворе гора.

Ра-ра-ра — в лес идти пора.

Ра-ра-ра — сад полить пора.

Ра-ра-ра — пришла зимняя пора.

Ра-ра-ра — вьюга с самого утра.

Ра-ра-ра — суп варить пора.

Ра-ра-ра — суп снимать пора.

Ры-ры-ры – летят комары.

Ры-ры-ры — прокачусь с горы.

Ры-ры-ры — в камышах живут бобры.

Ры-ры-ры — любит Варечка шары.

Ру-ру-ру – начинаем мы игру.

Ру-ру-ру — взяли дети по ведру.

Ро-ро-ро – новое перо.

Ар-ар-ар – летит комар.

Ар-ар-ар — рядом синий шар.

Ар-ар-ар — улетает синий шар.

Ар-ар-ар — это красный шар.

Ар-ар-ар — над кастрюлей пар.

Ор-ор-ор – у Ромы топор.

Ур-ур-ур – не гоняй кур.

Ир-ир-ир – мы за мир.

Арка-арка – у Ромы марка.

Орка-орка – крутая горка.

Урка-урка – кошка Мурка.

Ирка-ирка – у Иры дырка.

Ря-ря-ря – синие моря.

Ре-ре-ре – санки на горе.

Рю-рю-рю – репу я варю.

Рю-рю-рю — на ромашку я смотрю.

Рю-рю-рю — тебе песенку дарю.

Ри-ри-ри – горят фонари.

Ри-ри-ри — на рябину посмотри.

Ри-ри-ри — там расселись снегири.

Ри-ри-ри — ты на небо посмотри.

Ри-ри-ри — на мартышек посмотри.

Ри-ри-ри — на меня ты посмотри.

Арь-арь-арь – у меня букварь.

Орь-орь-орь – у Серёжи корь.

Ирь-ирь-ирь – у меня снегирь.

Ерь-ерь-ерь – скрипит дверь.

Литература:

1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. — СПб. : ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2004. — 160с. + цв. вкл. 48с.

2. Новиковская О. А. Мир вокруг тебя. Чистоговорки и скороговорки /О. А. Новиковская. — М. : Астрель; СПб. : Сова,2009. — 96с. :ил.

Подготовила: учитель-логопед Шерстнева Т. Ю.

Литературный конкурс. Авторские чистоговорки по ОБЖ ЧИСТОГОВОРКИ — чисто говорю Одним из приёмов развития речи детей является использование чистоговорок. Чистоговорка -это зарифмованная фраза:.

Мнемотехника и мнемотаблицы в ДОУ Использовать в мнемосхемы и мнемотаблицы в логопедической работе довольно интересно. Рисунки-символы или иллистрации, расположенные согласно.

Чистоговорки для детей 2-3-4-5-6-7 лет, на звук р-л-ш-с-ж-з-к-ч-т про осень, зиму, животных, транспорт, насекомых, овощи, фрукты, семью

Чистоговорки для детей нужны для автоматизации звука и коррекции дикции. Есть материал для дошкольников 5 лет. В чистоговорках важно четкое проговаривание всех звуков, что закрепить правильное произношение. Логопед подбирает их исходя не только из возрастных особенностей, но и уровня речевого развития ребенка.

Рекомендации по подбору чистоговорок

Чистоговорки используют для автоматизации звука в слогах. Их включают на первых логопедических занятиях по закреплению правильного произношения фонемы.

Подбирая звуковой материал, следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • перед повторением чистоговорки делают артикуляционную гимнастику и произносят звук изолированно;
  • взрослый произносит все слоги утрированно с ярко выраженной артикуляцией;
  • начинают автоматизацию с прямых слогов, в которых фонема находится в сильной позиции;
  • на первых занятиях по закреплению звука нельзя использовать сочетание твердого и мягкого варианта произношения;
  • чередование слогов с оппозиционными фонемами используют только на этапе дифференциации – различении звуков;
  • ребенок должен произносить все звуки четко, что положительно влияет на качество дикции;
  • чистоговорки для детей дошкольного возраста лучше сопровождать наглядным материалом;
  • нужно стараться их подбирать в соответствии с лексической темой занятия;
  • на начальных этапах автоматизации нельзя использовать слова с оппозиционными фонемами;
  • по мере усложнения звукового материала в чистоговорки можно включать несколько видов слогов;
  • не нужно сразу сочетать твердый и мягкий звук;
  • их проговаривание можно комбинировать с тренировкой моторной сферы;
  • это упражнение можно сочетать с пальчиковой гимнастикой и заданиями для развития общей моторной сферы.

От правильно подобранного звукового материала зависит успех логопедических занятий. Подбирать нужно слова, значение которых знакомо ребенку. Если есть слово, которое дошкольник не знает, взрослый должен его объяснить.

Специалисты также используют чистоговорки для автоматизации фонемы в связной речи. Но тогда задания не ограничиваются повторением, а логопед варьирует их, в зависимости, от лексической темы и цели занятия.

Чистоговорки на звук «р»

Чистоговорки на звук «р» не подходят для детей младшего дошкольного возраста, потому что соноры появляются в детской речи, начиная с 5 лет. До этого времени артикуляционный аппарат не готов к их произношению.

Чистоговорки для детей

ЧИСТОГОВОРКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Чистоговорки – простые и эффективные игры-упражнения. Они нравятся и взрослым и детям. Для начала проговаривайте их в медленном темпе. Чистоговорки помогают не только улучшить дикцию ребенка, но и совершенствуют звуковую сторону речи

В качестве речевой зарядки и для автоматизации звуков в своей логопедической практике часто используют чистоговорки. :

У-у-у-губы хоботком тяну.

У-у-у-всех детей зову.

А-а-а-шире ротик, детвора.

А-а-а-у меня болит нога.

И-и-и-ротик к ушкам растяни.

О-о-о-я надел пальто.

Ма-ма-ма-дома я сама.

Ма-ма-ма — буду строить я дома.

Ма — ма — ма — на дворе зима.

Ма — ма — ма — вот пришла зима.

Ма — ма — ма — я поймал сома.

Ум-ум-ум — вот аквариум.

Ом- ом- ом — мы гулять идем.

Ом- ом-ом — это снежный ком.

Ом- ом-ом — слепим снежный дом.

Мы-мы-мы- прочитали книгу мы.

Мы- мы-мы — дождались зимы.

Ми-ми-ми — поем ноту ми.

Ме-ме-ме — дай –ка травки мне.

Ма-ма-ма – дома я сама.
Му-му-му – молоко кому?
Мо-мо-мо – едим эскимо.
Мы-мы-мы – прочитали мы.
Ми-ми-ми — поем ноту ми.

Да-да-да — у меня вода.

Да-да-да — буду строить города.

Да-да-да — горяча вода.

Ды-ды-ды — нет воды.

Ды-ды-ды- на снегу следы.

Ду-ду-ду – за водой пойду.

Ду- ду- ду — я рыбачу на пруду.

Ду — ду — ду — я по ягоды иду.

Ду — ду — ду — я по лугу иду.

Ду — ду — ду — в зоопарк иду.

До-до-до- там на дереве гнездо.

Ду-до-да – гудят провода.
Да-да-да – теплая вода.
Ду-ду-ду – спать я не пойду.
Де-де-де – я не знаю где.
Ди-ди-ди – спокойно посиди.

Да-да-да, да-да-да — не ходи, Вадим, туда!
Ду-ду-ду, ду-ду-ду — все равно туда пойду.
Ди-ди-ди, ди-ди-ди — ты ж одетый, не ходи!
Да-да-да, да-да-да — ой! Холодная вода!
Де-де-де, де-де-де — вот беда! Вадим, ты где?
Ды-ды-ды, ды-ды-ды — только слышно из воды.

Дятел дуб долбил, да не до долбил.
Дятел дерево долбит, день-деньской кору долбит.
Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.

Дарья дарит Дине дыни.
День у Дины, два — у Димы.

Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик, подожди!
Дай дойти до дому дедушке седому!

Та-та-та – я везу кота.

Ту-ту-ту – помоги коту.

Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.

Ты-ты-ты — у куклы белые банты.

Ты-ты-ты — я люблю цветы.

То-то-то – я иду в пальто.

От-от-от — летит в небе самолет.

От-от-от — испугался серый кот.

Тя-тя-тя – у меня дитя.

Ти-ти-ти – со мной не шути.

Ит-ит-ит — каша пшенная кипит.

Ить-ить-ить – я хочу пить.

Те-те-те – чайник на плите.

Ать-ать-ать – я иду гулять.

Еть-еть-еть – я буду петь.

Та-та-та – у нас дома чистота.
Ты-ты-ты – сметану съели все коты.
Ту-ту-ту – молоко налью коту.
Ти-ти-ти – съели кашу мы почти.
Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.
То-то-то –поиграли мы в лото.
Ать-ать-ать – мы пойдем с тобой гулять.
Ат-ат-ат – берем с собой самокат.

Тень-тень-потетень,
Весь день, где пень –
Заплетаю плетень и прирасплётываю.
Под плетенем целый день — тень!

Ба-ба-ба – новая труба.

Бу-бу-бу – взяли мы трубу.

Бы-бы-бы – нет трубы.

Бы-бы-бы — иду в лес я по грибы.

Ба-ба-ба,ба-ба-ба- Мама, мама, вон труба!
Бу-бу-бу,бу-бу-бу- Ты и мне купи трубу!
Бе-бе-бе,бе-бе-бе — потрубил я на трубе.
Ба-ба-ба,ба-ба-ба — не нужна уже труба!

Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы.
Бу-бы-ба – из окна торчит труба.

Был у бабушки баран,
Бил он бойко в барабан,
И плясали бабочки
Под окном у бабушки.

Бегемот разинул рот,
Булки просит бегемот.

В букваре у Буратино
Брюки, булка и ботинок.

Белый снег, белый мел,
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.

Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испек спозаранку.

У боярина-бобра нет богатства, нет добра.
Два бобренка у бобра – лучше всякого добра.

Па-па-па – на столе крупа.

Пы-пы-пы — варю кашу из крупы.

Пы-пы-пы – нет крупы.

Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп.

Уп-уп-уп — варю вкусный суп.

Уп-уп-уп – мы ели суп.

Пи-пи-пи – пирожок купи.

Ап-ап-ап — раздается храп.
Ип-ип-ип — где-то слышен хрип.
Оп-оп-оп — очень толстый поп.
Оп-оп-оп — нажимаем стоп.
По-по-по — наш трамвай идет в депо.
Уп-уп-уп — ешьте, дети, суп.
Яп-яп-яп — не делай все тяп-ляп.

— П! – мы губы сложим вместе.
— П! – мы выдохнем порезче!
— П, П, П! – пыхтим мы глухо,
Нету голоса у звука!

– П, П, П! – пускает пар
Полный чая самовар.
Каша на плите пыхтит,
Из-под крышки пар летит.
Паровоз пары пускает,
Путь по рельсам пробегая.
Плавно по реке плывет,
Паром пышет пароход…

Наша острая пила –
Не пила, а пела.
Не пила, не ела,
Ни разу не присела.
Звонко пела, как могла,
Развеселая пила.

Петуха спросили дети:
– Почему зовут вас Петей?
Так ответил Петя детям:
– Хорошо умею петь я.

На-на-на – лампа у окна.

Ну-ну-ну – саночки тяну.

Ан-ан-ан — мне купили барабан.

Ан-ан-ан — сшила мама сарафан.

Ни-ни-ни – звонок, звони.

Ень-ень-ень – теплый день.

На-на-на — нам звезда видна.
Ан-ан-ан — на стенке таракан.
Не-не-не — ваза на окне.
Ни-ни-ни, — далеко горят огни.
Ин-ин-ин — к нам плывет дельфин.
Но-но-но — мы пойдем в кино.
Он-он-он — в зоопарке слон.
Ну-ну-ну — вас я припугну.
Ун-ун-ун — в сказках есть колдун.
Ын-ын-ын — это старший сын.
Ню-ню-ню — сена дам коню.
Ня-ня-ня — отыщи меня.
Ян-ян-ян — где растет тимьян?

Ка-ка-ка – бежит река.

Ко-ко-ко – вижу далеко.

Ку-ку-ку – кукушка на суку.

Ку-ку-ку — взяли дети по совку.

Ак-ак-ак – у реки рыбак.

Ак-ак-ак — расцветает мак.

Ук-ук-ук — а в траве сидит паук.

Ок-ок-ок — на дворе снежок.

Ки-ки-ки — это кубики.

Ки-ки-ки — мы гуляли у реки.

Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон —
В капюшоне он смешон.

Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски.
Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

Гу-гу-гу – Гале помогу.

Гу-гу-гу – гуси на лугу.

Гу-гу-гу — я гуляю на лугу.

Гу-гу-гу — хорошо на берегу.

Га-га-га – зеленые луга.

Га-га-га – дайте Гале пирога,

пирога из творога.

Ги-ги-ги – Машенька, беги.

Ги-ги-ги — за шаром беги.

Ги-ги-ги – мы ели пироги.

Га-га-га – у козы рога.
Гу-гу-гу – по лугу бегу.
Го-го-го – стоит вагон.

Га-га-га, га-га-га — хочешь, Галя пирога?
Гу-гу-гу, гу-гу-гу — есть их больше не могу.
Ги-ги-ги, ги-ги-ги — не нужны мне пироги.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу — и я тоже не могу.
Га-га-га, га-га-га — где же оба пирога?

— Гуси, гуси!
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да-да-да!

Шел гуськом гусак с гусаком.
Смотрит свысока гусак на гусака.
Ой, выщиплет бока гусак у гусака.

Ха-ха-ха — пышный хвост у петуха.

Ха-ха-ха – испугали петуха.

Ху-ху-ху – ели мы уху.

Ух-ух-ух — ходит по двору петух.

Ух-ух-ух — развалился домик — бух!

Их-их-их – ветерок затих.

Ох-ох-ох – зеленый мох.

Хи-хи-хи – в поле пели петухи.

Ха-ха-ха, ха-ха-ха — есть у нас два петуха.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи — всё дерутся петухи.
Ху-ху-ху, ху-ху-ху — клювы все у них в пуху.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи — хватит драться, петухи!
Ха-ха-ха, ха-ха-ха — без хвостов два петуха.

Ха-ха-ха, ха-ха-ха — на обед у нас уха.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи — дай попробовать ухи.
Хе-хе-хе, хе-хе-хе — соль одна в твоей ухе.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи — не хочу такой ухи!

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:
— Ха-ха-ха-ха-ха!

Са-са-са – вот летит оса.

Са-са-са — на траве роса.

Са-са-са — у меня коса.

Са-са-са — в сказке были чудеса.

Са-са-са — в норе живет лиса.

Са-са-са — будку сделали для пса.

Су-су-су – не боюсь осу.

Су-су-су — заплету косу.

Су-су-су — наточу косу.

Су-су-су — я гулял вчера в лесу.

Сы-сы-сы — у сома усы.

Сы-сы-сы — есть лисята у лисы.

Сы-сы-сы – нет осы.

Сы-сы-сы — у меня две косы.

Со-со-со – у Сони колесо.

Ас-ас-ас – я пью квас.

Ас-ас-ас- белка делает запас.

Ос-ос-ос – у собаки нос.

Ос-ос-ос — я укутал шарфом нос.

Ис-ис-ис – я ем рис.

Ус-ус-ус – я ем мусс.

Аска-аска – у Сони маска.

Оска-оска – у Сони соска.

Иска-иска – у Сони миска.

Уска-уска – у Сони блузка.

Ся-ся-ся – мы видели гуся.

Се-се-се – еду на гусе.

Си-си-си – сено принеси.

Ась-ась-ась – плывет карась.

Ся-ся-ся, ся-ся-ся — не поймали карася.
Се-се-се, се-се-се — карасей ловили все.
Си-си-си, си-си-си — в водоеме караси.
Ся-ся-ся, ся-ся-ся — вот поймать бы карася!
Са-са-са, са-са-са — ой-ой-ой летит оса!
Сы-сы-сы, сы-сы-сы — не боимся мы осы!
Су-су-су, су-су-су — видел кто из вас осу?
Сы-сы-сы, сы-сы-сы — мы не видели осы.
Са-са-са, са-са-са — отгадайте, где оса.

Са-са-са: на столе оса.
Су-су-су: не боимся мы осу.
Сы-сы-сы: жало остро у осы.
Се-се-се: киселя дадим осе.

Сказала со смехом соседке синица:
— Стать самой стрекучей сорока стремится!

Ах, вы, сени, сени, сени
Вышел в сени сонный Сеня.
И в сенях споткнулся Сеня,
И кувырк через ступени.

Солнце-Солнце – золотое донце.
Солнце – солнышко свети.
Солнце – солнышко гори.

Пёс лису учуять смог —
Сразу подал голосок.
Унеслась лиса в лесок —
Сала дали псу кусок.

За-за-за – вот идет коза.

За-за-за — вот летает стрекоза.

За-за-за — у куклы синие глаза.

Зу-зу-зу — накормлю козу.

Зу-зу-зу – не боюсь козу.

Зы-зы-зы – нет козы.

Зы-зы-зы — у меня две козы.

Зя-зя-зя – мы видели язя.

Зи-зи-зи – резину привези.

Зи-зи-зи, зи-зи-зи — обезьянку привези!
Зя-зя-зя, зя-зя-зя — обезьянам здесь нельзя.
Зи-зи-зи, зи-зи-зи — раз нельзя — не привози.

За-за-за, за-за-за — здесь привязана коза.
Зы-зы-зы, зы-зы-зы — мало травки у козы.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу — отвязали мы козу.
За-за-за, за-за-за — залезает в сад коза.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу — привязали вновь козу.

Зину купили мы в магазине.
Зину в корзине домой отнесли.
Зиму прождала Зина в корзине
Знаем где Зина. Иди, поищи!

Ца-ца-ца – вот идет овца.

Ца-ца-ца — дождик льется без конца.

Цу-цу-цу – не боюсь овцу.

Цы-цы-цы – нет овцы.

Цо-цо-цо – мы вымыли лицо.

Ец-ец-ец – мы ели огурец.

Ац-ац-ац – у меня матрац.

Цы-цы-цы — есть хотят птенцы.
Цу-цу-цу — дали нам по огурцу.
Цы-цы-цы — мы помыли огурцы.

Цо-цо-цо, цо-цо-цо курица снесла яйцо.
Цу-цу-цу, цу-цу-цу киска тянется к яйцу.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца брысь, котенок, от яйца!
Цу-цу-цу, цу-цу-цу не пускать его к яйцу!
Цо-цо-цо, цо-цо-цо сами мы съедим яйцо.
Цы-цы-цы, цы-цы-цы отогнали? Молодцы!
Це-це-це, це-це-це вот вам сказка о яйце.

Ца-ца-ца – слушай сказку до конца.
Цу-цу-цу – дело близится к концу.
Цы-цы- цы – обрубаем все концы.
Це-це-це – что узнаем мы в конце?
Ец-ец-ец – зиме конец.
Ец-ец – летит скворец.
Ца-ца-ца – мы видели скворца.
Цы-цы-цы – на дворе поют скворцы.

Не велика птица синица, да умница.
Цыпленок пьет из блюдца воду.

Ша-ша-ша – мама моет малыша.

Ша-ша-ша — вижу я в воде ерша.

Шу-шу-шу – помогите малышу.

Шу-шу-шу — я траву кошу.

Ши-ши-ши – на поляне малыши.

Ши-ши-ши — зашумели камыши.

Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.

Аш-аш-аш – дайте карандаш.

Аш-аш-аш — это котик наш.

Ош-ош-ош – у меня нож.

Иш-иш-иш – у меня малыш.

Уш-уш-уш – теплый душ.

Ашка-ашка-ашка – летит букашка.

Ошка-ошка-ошка – на окошке кошка.

Ушка-ушка-ушка – лягушка – квакушка.

Ишка-ишка-ишка – маленькая мышка.

Ша-ша-ша-ша, — наша Таня хороша.
Шо-шо-шо-шо, — поёт хорошо.
Шу-шу-шу-шу, — поёт песню малышу.
Ши-ши-ши-ши, — любят песни малыши.

Шестнадцать шли мышей,
И шесть несли грошей;
А мыши, что поплоше
Шумливо шарят гроши.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей.
Две мыши, что поплоше несли по два гроша.

Жа-жа-жа – мы видели ежа.

Жи-жи-жи — под кустом живут ежи.

Жи-жи-жи – бегут ежи.

Жу-жу-жу — молока дадим ежу.

Жу-жу-жу – помогу ежу.

Жо-жо-жо – я еду на «Пежо».

Жа-жа-жа-жа,
Есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи-жи,
Но не шьют, увы, ежи.
Жу-жу-жу-жу,
Нитки не нужны ежу.
Же-же-же-же,
Это песня о еже.

Жа-жа-жа — убежали два ежа.
Жу-жу-жу- ежу кофточку вяжу.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа — тут ежата у ежа.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу — как-то уж пришел к ежу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи — мне ежаток покажи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу — я с ужами не дружу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа — уж уходит от ежа.

Встретил в чаще еж ежа:
— Как погода, ёж?
— Свежа.

Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Чиж с чижихой и с чижонком,
Стриж с стрижихой и с трижонком.

Ча-ча-ча – дай мне калача.

Чу-чу-чу – я гулять хочу.

Чу-чу-чу — на скакалке я скачу.

Чу-чу-чу — в самолете я лечу.

Чу-чу-чу — стать я летчиком хочу.

Чу-чу-чу — быстро всех домчу.

Чу-чу-чу — я колесами стучу.

Чи-чи-чи – красные кирпичи.

Чо-чо-чо – ох, как горячо!

Ач-ач-ач – пришел врач.

Ач-ач-ач — подарил мне папа мяч.

Оч-оч-оч – скоро ночь.

Ич-ич-ич – красный кирпич.

Ич-ич-ич — из песка пекут кулич.

Уч-уч-уч – у меня ключ.

Уч-уч-уч — в небе много туч.

Ачка-ачка-ачка – у Вовочки тачка.

Очка-очка-лчка – у Вовочки бочка.

Учка-учка-учка – у Вовочки ручка.

Ичка-ичка-ичка – у Вовочки птичка.

Чок-чок-чок — вдруг упала на бочок.

Ча-ча-ча-ча, — на столе горит свеча.
Чо-чо-чо-чо, — ой, как свечке горячо.
Чу-чу-чу-чу, — я подую на свечу.
Чи-чи-чи-чи, — пламя сдую у свечи.

Ча-ча-ча — сидит зайчик у врача.
Чу-чу-чу — врач идет к грачу.

У четырех черепах по четыре черепашонка.

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
Черепаха всех смешит, потому что не спешит.
А куда спешить тому, кто всегда в своем дому.

Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход,
В дымоходе чернота. Отыщи-ка там кота!

Ща-ща-ща – ходит зайка без плаща.

Щу-щу-щу – я тебя ищу.

Щу-щу-щу — я сома тащу.

Щу-щу-щу — васильки ищу.

Ще-ще-ще – я в плаще.

Щи-щи-щи – мы ели щи.

Щи-щи-щи — осенью нужны плащи.

Щи-щи-щи — паровоз, состав тащи!

Ащ-ащ-ащ – у меня плащ.

Ещ-ещ-ещ – у меня лещ.

Ущ-ущ-ущ – вьется плющ.
Ща-ща-ща-ща — в дождь я мокну без плаща.
Щу-щу-щу-щу — зонтик я себе ищу.
Ще-ще-ще-ще — буду я ходить в плаще.
Щё-щё-щё-щё — и в сапожках ещё.

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ — будем мы готовить борщ.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща — нету свеклы для борща.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи — приготовим лучше щи.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу — я капусту поищу.
Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ — не клади в кастрюлю хвощ!
Щу-щу-щу, щу-щу-щу — я морковку поищу.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща — брат принес домой леща.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи — поедим сначала щи.

Этой щёткой чищу зубы, этой щеткой – башмаки,
Этой щеткой чищу брюки, все три щетки мне нужны.

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Щука проглотила щётку, щётка ей щекочет глотку.
— Удивительное дело! Что же я за рыбку съела?

Вот такие чистоговорки и стишки на дифференциацию звуков. Вы можете писать в комментариях свои чистоговорки, которые помогли вам справиться с трудным звуком.

Оцените статью
На новый год
Добавить комментарий