бурятский орнамент

Подготовка

Бурятские узоры и орнаменты с трафаретами, шаблонами и фото

Бурятские узоры – это национальные узоры, которые несут в себе определенный смысл, а не просто графически изображенные закорючки. Такие символы стали популярны как орнамент на одежде или другой вещи, используемой в быту. Народные мотивы несут в себе смысл, а каждая деталь, цвет имеют огромное значение, в отличие от современных принтов, которые используются только для декора. Подобные рисунки, которые наносятся на одежду и несут в себе определенное значение, стали уже популярным течением среди модников. Бурятские узоры и орнаменты, трафареты стали все чаще использоваться среди рукодельниц.

Но не все умеют передать точную копию подобных орнаментов, поэтому в помощь мастерицам может прийти трафарет. С помощью подобного инструмента можно сделать точную копию рисунка, безошибочно повторить его. Узоры настолько разнообразны, что покоряют все больше и больше людей. Своей яркостью, необычностью и в то же время простотой занимают одну из первых позиций в современном декоре одежды и других вещей. Такие узоры весьма распространенные среди народов монголоязычных.

Разновидность символики

Одним из самых популярных бурятских узоров является свастика. В переводе данное слово значит благосостояние. Подобная символика использовалась во всем мире и имела значение основных сил природы, четыре стороны света, четыре стихии, сезонов года. Свои корни эта символика берет из буддизма, поэтому те страны, где эта вера имеет место, узоры встречаются достаточно часто.

Рисунки появляются на святых местах, на статуях Будды. И вот такие интересные узоры пользуются спросом, когда их используют в одежде, в декорации комнат и даже в украшении своего тела. Многие рукодельницы часто используют такие рисунки в своих изделиях. Поэтому ниже мы предоставим шаблон узора.

Узоры животных

Бурятские узоры в виде животных известны еще с древних времен. С помощью таких изображений можно показать разные истории. Но порой в технике можно встретить не только четкие рисунки, но также и небольшие части животных.

У самих бурят в одежде и других бытовых изделиях можно легко увидеть рисунки пяти самых важных для этой культуры животных. Ведь именно в этой культуре скотоводство достаточно развито. Такие животные, как козы или коровы, являются теми животными, которые украшают одежду этого народа. Но также еще и рога, копыта и голова в целом.

Многим рукодельницам нравятся подобные орнаменты на одежде, особенно, если вещи будут вязаные. Свитер с оленями, другими узорами является одним из самых важных элементов современной вязаной одежды. Рисунки модно использовать в вязании варежек. Сами узоры достаточно простые. Важно придерживаться представленным схемам. Но кроме вязания, такие узоры можно сделать и с помощью вышивки на одежде, скатерти, салфетки. Они встречаются чаще у общества, которое не связано с буддизмом, именно в новогодние праздники или в холодный период года.

Главным источником, откуда можно черпать вдохновение по созданию бурятских орнаментов, является природа. Ведь именно все природное является неповторимым и уникальным. Для рукодельниц, которые хотят создать что-то необычное и совершенное, стоит взглянуть только на крылья бабочек или на форму листа, красивые рисунки на спинках гусениц, и это позволит фантазии плыть дальше.

Все орнаменты подразделяются на типы – геометрические, анималистические (изображение животного мира), растительные (рисунки изображены в виде растений – листья, деревья), природные (когда на рисуночке можно увидеть космическое тело, природные явления и другое), а также еще один тип – это культурные (события в жизни человека или даже народа). Каждый орнамент рассказывает свою историю. Поэтому мастерицы в рукоделии на полотне ткани, листе бумаги такую историю пытаются изобразить. Но чтобы получилось достаточно точно, нужно иметь не только терпение и фантазию, но еще и шаблоны, выкройки. В этой статье можно найти фото различных рисунков, которые с помощью трафарета возможно перенести на ткань или лист бумаги, а затем создать уникальный узор.

Например, культурные орнаменты выполняются чаще всего на полотенцах, скатертях и салфетках. Очень важная поправка — на данных вещах с учетом бурятских узоров нужно изображать восемь предметов. Ведь именно в Буддизме это важный элемент при создании вещей с этим рисунком. При создании таких рисунков нужно понимать, что необходимо соблюдать правильность подбора элементов, чтобы смысл не был утрачен.

Чтобы создать такие узоры, необходимо взять лист бумаги, где есть изображение рисунков, и с помощью трафарета перенести на нужный материал. А дальше, в зависимости от вида деятельности, сделать орнамент на данном материале.

Бурятский орнамент

Орнамент – одно из проявлений народного творчества. В переводе с латинского языка означает «узор, украшение». Каждая национальная культура разработала свою систему орнамента – мотивы, формы, расположения на украшаемой поверхности. По орнаменту можно сразу определить к какой национальной культуре относится произведение искусства. Следует отметить, что орнамент как явление культуры нашел свое наибольшее воплощение в народном творчестве. Постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения узора, во многом определившие национальные художественные особенности традиций разных народов. Главной особенностью орнамента считается то, что он не является самостоятельным видом творчества, а служит оформлением и украшением произведений декоративно-прикладного искусства. Помимо зрительного, эмоционального воздействия, орнамент имеет глубокое символическое значение.

Бурятский народный орнамент имеет много общих черт с орнаментом кочевых и полукочевых народов Средней Азии и Южной Сибири.

Бурятский орнамент по виду изобразительного элемента или мотива разделяется на виды:

1. Геометрический: точки, линии (ломанные, прямые, зигзагообразные), круги, ромбы, многогранники, звезды, кресты и пр.

2. Анималистический, зооморфный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных (бараний рог, орел и т.д.)

3. Растительный, стилизующий листья, плоды, цветы, деревья и т.д.

Предлагаемая классификация орнаментов носит условный характер, так как многообразие существующих мотивов орнамента не всегда поддается точному определению.

Геометрический орнамент характеризуется не столько разнообразием фигур, сколько вариантностью их исполнения и является самой многочисленной по разнообразию группой, состоящей из палочек, крестов, ромбов и зубцов. Большинство бурятских геометрических орнаментов построено по закону ритмического ряда.

Орнаментальный мотив «зубцы» часто используют для украшения боковых краев крышек сундуков. «Зубцы» часто украшают и лицевые стенки сундуков. «зигзаг» часто встречается в виде вышивки на шубах, голенищах унтов, носков.

В украшении художественных изделий буряты часто используют символику круга – знака, обозначающего солнце, луну, небо.

Известно, что образы солнца и луны имеются на онгонах-священных изображениях божеств у бурят-шаманистов. Изображения солнца и луны часто встречаются в декоре колчанов кочевых народов., в том числе и бурят.

Особый интерес представляет орнамент на некоторых экземплярах украшения нархинсаг ритуальное украшение бурятской невесты)– изображение креста и круга, семантика которых связана с культом огня. Огонь, по-представлению бурят, был добрым божеством и покровителем того или иного рода. Крест понимался как символ огня и был связан с понятием начала новой жизни (брачующейся пары), с пожеланием благополучия и плодовитости вновь создаваемой семье. Стрела на украшениях невесты означает луч солнца. Таким образом, украшения у бурят рассматривались как талисманы, оберегающие счастье и благополучие молодой семьи.

Данная группа наиболее обширна и представлена четырьмя видами узоров:

«Алхан хээ» («молоточный орнамент») чем-то похож на греческий меандр, однако, он имеет огромное количество разновидностей. Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. Молоточный орнамент наносился на предметы из жестких и мягких материалов. Его можно встретить на деревянных частях юрты, мебели, на войлочных коврах, вышивках, одежде, посуде, упряжи, музыкальных инструментах. В старину меандром украшали только очень дорогостоящие предметы, однако, сейчас «молоточный» орнамент встречается повсюду. Ниже представлены шаблоны данного орнамента.

«Улзы» («плетенка») — древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Этот очень почитаемый и распространенный в наше время узор имеет множество вариантов, но наиболее распространен десятиглазковый узел. Улзы наносится в центре композиции в виде клетчатого или криволинейного переплетения и иногда дополнительно оплетается растительными узорами. Этот знак может быть изображен на любом предмете из металла, дерева, мягкого материала в том случае, если изготовитель хочет показать свои добрые намерения и пожелания. В данном случае улзы необычайно похож и по внешнему виду, и по значению на кельтский узор.

«Дугуй хээ»(круг) — еще один очень популярный геометрический орнамент. Круг символизирует вечность, цикличность бесконечность. Цикл смены событий человек «подсмотрел» в природных явлениях чередования времен года и эта аналогия переносится на общественную жизнь. Все время от рождения до смерти — это движение по кругу, «колесу жизни» (сансарын хγрдэ). Канун празднования Сагаалгана — встречи Нового года у бурят – называется «бγтγγ γдэр» (глухой, закрытый вечер). Этот вечер замыкает круг старого года и все, что зародилось в нем, должно выйти из этого закрытого пространства, начиная новый виток следующего года. Поэтому изображение круга часто встречается на изделиях из металла, колчанах, мужских и женских украшениях, на ритуальных предметах и одежде, в росписи мебели, а бурятский круговой танец «ёохор» исполняют, двигаясь по кругу. В круг могут быть оформлены и другие элементы орнамента.

В большой группе анималистических, зооморфных орнаментов широко представлен роговидный орнамент, изображающий бараний рог – хусын эбэр хээ. Образуя многочисленные вариации он символизирует плодородие, богатство, изобилие и процветание. В культуре кочевых народов, в том числе и бурят, изображения животных играли роль оберегов. «Бараний рог» часто встречается в сочетании с изображением солнца и луны, тем самым усиливая энергетику украшения.

В народном творчестве часто встречаются символические изображения орла и оленя.

На вещах различного рода, задействованных в быту бурят, можно увидеть орнамент, включающий рисунки пяти ключевых животных «табан хушуу мал», разводимых в регионе. Это связано с тем, что в Бурятии издавна скотоводство имело очень важное значение. Помимо собственно изображений козлов и баранов популярен орнамент в виде их рогов эбэр угалза (в буквальном переводе это слово и означает «рогатый орнамент»), который наносился на предметы с пожеланиями богатства и плодородия. Само слово «угалза» означает не только «рог», это еще и название самца горного барана, которого можно встретить в Окинском районе Бурятии, а также в соседней Монголии. У этих баранов вырастают очень красивые спиралевидные рога, поэтому витки рогов и стали прообразом орнамента для древних охотников.

Зооморфные узоры можно разделить на группы:

  • Табан хушуу мал. Данный рисунок наносится наиболее часто и представляет собой домашних животных, которых издревле разводят кочевники. К ним относятся верблюды, коровы, козы, бараны и лошади.
  • Животные бурятского календаря. До сегодняшнего дня восточный календарь, который используют монголоязычные племена, а в частности буряты, отличается от принятого в Азии. Каждое животное здесь имеет свое название и призвано призвать в дом определенные блага. Например, бишэн (обезьяна) поспособствует развитию творческих способностей, а могой (змея) подарит мудрость.
  • Эбере угалза. Этот орнамент часто называют «роговидный» и он считается одним из самых часто используемых.

В основе орнаментов растительного происхождения лежит живая природа., при этом символы очень сдержаны и лаконичны. Растительный орнамент в целом – это символ красоты и жизни.

Растительный узор получил широкое распространение на кузнечных работах в орнаментации колчанов, налучников, конской упряжи, поясов, онив, женских украшений. Стилизованные украшения деревьев часто используют в декоре рукавиц.

Орнаменты данной категории делятся на следующие группы:

Элементы из последней группы часто встречаются в буддийской культуре. С цветком лотоса изображаются монахи и божества. Для бурятов лотос — это символ возрождения и победы жизни над смертью.

Цвет бурятского орнамента прежде всего определялся цветом минеральных красителей, которые существовали в природе. Прежде всего, это синие, красные, черные цвета. Впоследствии стали применять более яркие и разнообразные цвета, что усиливало энергетику изображения.

Современный бурятский орнамент не теряет своей глубокой связи с народной традицией. Он развивается, принимает новые формы, насыщается богатой цветовой гаммой, но по-прежнему имеет глубокий смысл и несет сильную энергетику бурятского народа.

«Бурятский орнамент, его значение»

Человек в своей жизни окружает себя многими вещами, которые всегда стремится сделать красивыми, будь то одежда, мебель, посуда, жилище. Самым доступным и распространенным способом украшения издревле был рисунок. Рисунок как узор нашивался на одежду, вышивался на коврах, украшал стены домов и другие предметы мебели.

Узоры всегда имели свои определенные выразительные и смысловые особенности, определенную область применения, свою цветовую композицию, иногда даже сакральное (духовное) значение. Такие узоры со временем стали называть орнаментом.

Предварительный просмотр:

  1. Понятие бурятского орнамента, его функции и основные структурные элементы.
  2. Классификация бурятских орнаментов.
  3. Характеристики групп орнаментов.
  4. Орнаменты в нашей жизни.

Список использованной литературы.

Я стала обращать внимание на бурятские орнаменты, которые довольно часто встречаются нам в повседневной жизни. Но не все знают, что такое орнамент, какие они бывают и что символизируют. Поэтому тема «Бурятского орнамента» и выбрана мной в качестве исследования.

Целью исследования данной работы является изучение понятия бурятского орнамента, его смыслового значения и видов.

Для достижения цели поставлены следующие задачи :

— посетить библиотеку для поиска информации о бурятских орнаментах;

— прочитать литературу, которая описывает значение орнаментов;

— запечатлеть различные виды орнаментов, которые часто встречаются, и дать их описание.

Объект исследования: традиционная культура бурят.

Предмет исследования: символика бурятских орнаментов.

Методы исследования: сбор информации, классификация, анкетирование.

1. Понятие бурятского орнамента,

его функции и основные структурные элементы

Человек в своей жизни окружает себя многими вещами, которые всегда стремится сделать красивыми, будь то одежда, мебель, посуда, жилище. Самым доступным и распространенным способом украшения издревле был рисунок. Рисунок как узор нашивался на одежду, вышивался на коврах, украшал стены домов и другие предметы мебели.

Узоры всегда имели свои определенные выразительные и смысловые особенности, определенную область применения, свою цветовую композицию, иногда даже сакральное (духовное) значение. Такие узоры со временем стали называть орнаментом.

Орнамент – одно из древнейших проявлений народного творчества, это древнейшие магические узоры, которыми народ любил и умел украшать свой быт. Орнаменты, как культурная ценность любого народа, широко распространены в быту, народном искусстве, архитектуре и т.д.

Слово «орнамент» — латинского происхождения, в переводе означает «узор», «украшение». Бурятский орнамент («угалза») входит в группу орнаментов монголоязычных народов («хээ угалз»).

Орнаменты выполняют несколько функций . Древнейшая функция орнамента — магическая : человек разрисовывал свое тело, лицо, личные предметы теми или иными узорами, выступающими в роли защиты, оберега, талисмана. Декоративная функция узора — узор как украшение; информационная функция сводится к получению того или иного сведения о человеке, предмете или явлении.

В орнаменте как в рисунке выделяют составные части : элемент, мотив, композиция.

Элемент – самая мелкая структурная единица орнамента. Мотив – узор, состоящий из двух и более одинаковых или разных элементов. Композиция – узор из нескольких мотивов.

2. Классификация бурятских орнаментов

Существуют различные классификации орнамента :

1) В 19 веке орнамент разделялся на 2 категории:

— сочиненные мотивы (декоративные);

— условно подражательные (изображения реальных природных объектов);

2) В XX веке классификация стала выделять более конкретные подразделения:

— фигурные (образы животных);

3) Сейчас для исследования бурятского орнамента используются чаще всего классификация монгольского орнамента. Выделяются следующие типы :

— геометрический (ломаные, прямые, зигзаги, круги, ромбы, звезды, различные меандры, плетенки-узлы);

— зооморфный (изображение летящей птицы, бараньи рога, лев, дракон, рыбы, бабочки, таотэ;

— растительный (деревья, цветы, плоды, лотос, растительные побеги, сердцевидные, пальиетовидные мотивы);

— космогонический (солнце, луна, огненные, волнообразные, облачные, горообразные мотивы;

— культовый (буддийские символы) – это «восемь благих эмблем», зонт, рыба, раковина, лотос, сосуд, нить счастья, знамя, колесо; «восемь приносящих счастье даров» — раковина, волшебный плод, трава, сосуд, зеркало, горчица, краска, слоновая желчь; а также орнаменты семи сокровищ Чакравартина, китайские иероглифические знаки, монетовидный узор).

3. Характеристики групп орнаментов

Для монголоязычных народов самые распространенные орнаменты – геометрические. Ведущими мотивами геометрического орнамента являются “меандр” или “алхан хээ” – молоточный орнамент; рисунок стеганого матраса – шэрдэг – “шэрэмэл шэрдэгэй хээ”, “улзы” – “плетенка” и сложные сочетания крестообразного орнамента “хас” – “свастика”, круг.

“Меандр” или молоточный орнамент имеет множество вариантов. Меандр выражает идею вечного движения.

Орнамент “шэрдэг” – простегивание насквозь сухожильной ниткой использовалось для небольших по размерам войлочных матрасов. Такая операция у многих кочевых народов преследовала практическую цель: она должна была придать войлочному матрасу особую прочность.

Улзы – “плетенка” – древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Это очень почитаемый и распространенный в наше время узор, имеет множество вариантов.

Круг символизирует вечность, бесконечность.

Свастика – древний солярный знак, указывающий движение Солнца вокруг Земли и деления времен года на четыре сезона. Это знак содержит в себе идею движения в двух направлениях: по часовой стрелке и против. Правосторонняя свастика воспринимается как знак господства над материей и управления энергией. В этом случае поток физических сил удерживается, “завинчивается” с целью управления низшими силами.

Левосторонняя свастика , напротив, означает развинчивание физических инстинктивных сил, создает препятствия для прохода высших сил. Такая свастика представляется как символ черной магии и негативных энергий. Как солярный знак служит эмблемой жизни и света.

Инь-Ян – символ двойственности мира. Инь-Ян – это два уравновешивающих друг друга принципа, связанных с мужским и женским началами мироздания. Каждый из элементов содержит в себе зародыш противоположного: светлое Ян содержит в себе темную точку Инь и, наоборот, темное Инь несет в себе светлую точку Ян.

Это группа орнаментов, без которой трудно представить себе бурятское народное искусство. На самых разных предметах встречаются изображения пяти главных видов скота (табан хушуу мал). Популярны изображения животных 12-летнего цикла восточного календаря, в совокупности символизирующих пожелание долголетия, благоденствия. Самым распространенным орнаментом этой группы является “эбэр угалза” (буквальный перевод – “роговидный орнамент”), вторым по значимости считается “ хамар угалза ” (“носовидный орнамент”). Далее следуют: Дракон – мифический персонаж, в переводе с греческого – “видящий”; Лев – в основном, его фигурами украшаются предметы культа; Гаруда – образ царя птиц; Черепаха – с его образом связан орнамент в виде круга, разделенного на симметричные сегменты – “шоу”;

Слон – символ власти и силы, олицетворяющий элемент земли; Бабочки – эти орнаменты используются при изготовлении украшений, при декоре элементов костюма, обуви, кисетов, рукавиц, головных уборов, существует около 30 вариантов ее изображения.

Растительный орнамент отражает важнейшую ступень в познании мира человеком, этап осмысления законов природы. Этот тип включает в себя изображения листьев, цветов, стеблей, побегов: лиственный узор ( набшаhан угалза ), цветочный узор ( сэсэг угалза ) и лотосовый узор. Они широко используются в декоре элементов костюма, предметов быта, в архитектуре, живописи, буддийской скульптуре.

Деревья, растения – символы материнства, плодородия и воплощения жизненной энергии, многозначный символ, известный практически всем народам мира.

Отдельно в этой группе орнаментов выделяется цветок лотоса, пришедший в искусство бурят, монголов вместе с буддизмом. Символизирует жизнь и процветание, в некоторых странах составляют основу для национальных эмблем и орнаментов.

Цветок лотоса – обязательный элемент буддийской иконографии. Различают несколько вариантов лотоса, каждый из них имеет разные цветовые оттенки, при этом форма остается неизменной, т. е. имеет единый общепринятый характер цветка и листьев.

В основу этой группы орнаментов легли окружающие человека объекты: Солнце, Луна, звезды, огонь, вода, горы, облака, радуга.

С оёмбо – диск Солнца, полумесяц, огонь – древние прародители монголоязычных народов. Солнце и Луна – носители полярных качеств: солнечная страсть, тепло, жара ассоциируется с мужским началом, холодная зыбкая природа лунного света, связанного с океаном, водой, связывается с женским началом. Огонь символ возрождения и очищения.

Молния в буддийском искусстве изображается в форме атрибута некоторых божеств, таких как Очирвани.

Вода как орнаментальный мотив изображается в виде волн. Один из четырех первоэлементов, из которых состоит мир.

Орнамент гора, скала – символ твердости, устойчивости и постоянства. Гора и скала – жилище духа или бога.

Радуга – hолонго. Символ связи Неба и Земли – мост между ними. В бурятском декоративном искусстве радужным орнаментом расписывается лицевая сторона мебели (ханза), из шелковых тканей с изображением такого орнамента шьется нарядная одежда для мужчин и женщин.

Облака – үүлэн угалза – облачный орнамент – в тибетской традиции “путь белых облаков” – символ духовного развития и совершенства.

Довольно обширная группа, которая включает в себя сочетание некоторых элементов орнаментов четырех групп с ламаистской символикой. К главным изображениям относятся восемь жертвоподношений “ найман тахил ”: белый зонт, рыбы, священный сосуд, лотос, раковина, улзы, жалсан и хорло. Было еще несколько видов изображений – “ долоон эрдэни ”, “ гурбан эрдэни ”, “зэндэмэни эрдэни ” и т.д.

К ламаистской символике относятся хорло, установленный над входом в храм, ганжиры, жалцаны, а также молитвы – монограммы, имеющие декоративный вид , например, “намжвандан” – молитва Дуйнхор бурхану.

4. Орнаменты в нашей жизни.

Мною в нашей школе среди учащихся 2-8 классов было проведено анкетирование на знание бурятского орнамента.

На вопрос, что такое орнамент? Из 28 участников опроса, 8 человек ответили, что это рисунок, 15 — узор и 5 учащихся начальной школы не знали.

То есть, ребята представляют, что такое орнамент.

На вопрос, где Вам встречался бурятский орнамент? Получены следующие ответы:

в дацанах – 10; музее – 7; на домах – 1; на одежде – 3; в книгах – 7.

На вопрос, знаете ли Вы значение бурятского орнамента?

Получены ответы: да – 2; нет – 26.

Вывод : большинство учащихся нашей школы не знакомы со значением бурятских орнаментов.

Результаты анкетирования я оформила в виде таблицы.

Оцените статью
На новый год
Добавить комментарий